Иллюстрация Анна Наконечная /Getty Images/Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Лекарство от «голландской болезни». Девальвация гривни загоняет украинский бизнес в убытки. Как предприниматели справляются с этим

3 хв читання

Иллюстрация Анна Наконечная Фото Getty Images/Shutterstock

Возможная агрессия России не только принесла девальвацию, но и поставила украинских предпринимателей перед угрозой срыва контрактов. Как предприниматели решают проблему резкого роста курса

Когда доллар на межбанке еще стоил 28,5 грн/$ и рынок только готовился к курсовому максимуму почти за семь лет, установленному 27 января, компании Fresh Black, которая занимается импортом и обжаркой кофе, уже приходилось покупать сырье из расчета курса в 29 грн/$.

Отпускные цены, которые она закладывала для продаж в Украине, основаны на долларе по 27,2 грн/$, говорит основатель Fresh Black Виктор Шраменко. Еще неделя «доллара по 29» – и компании пришлось бы ставить клиентов перед фактом повышения, рассказывает он.

К понедельнику, 31 января, ситуация улучшилась – гривня укрепилась сразу на 31 копейку, до 28,39 грн/$, но это пока не сильно облегчает жизнь украинскому бизнесу: возможная агрессия России не только принесла обвал гривни более чем на 10%, но и поставила украинских предпринимателей перед угрозой срыва контрактов.

Работа в убыток или с большой потерей прибыльности – ситуация, с которой этой зимой столкнулись многие предпринимателей. Положение бизнеса было и без того сложным. Из-за ускорения инфляции в мире себестоимость сырья для украинских фармпроизводителей выросла на 17–40%, рассказывает финдиректор фармацевтической компании «Дарница» Наталия Барановская. Чтобы избежать убытков, многим и так придется повышать цены, прогнозирует она.

Девальвация гривни, вызванная геополитической напряженностью, только усилила эффект от роста цен на бензин и импортные запчасти, отмечает руководитель группы Prime Дмитрий Леушкин. В состав группы входит сеть АЗС и транспортная фирма. В декабре и январе рентабельность бизнеса перевозок Prime стала отрицательной, говорит Леушкин. В топливном бизнесе, по его словам, по прибыльности также бьет госрегулирование цен, что не позволяет компаниям быстро реагировать на рост курса.

«Мы терпим убытки: с одной стороны, нас подставляет госрегулирование, – рассказывает Леушкин. – С другой – старые контракты, которые дают минус по транспорту и по топливу».

Обязательства, взятые при гораздо более дешевом долларе, осложняют жизнь и украинскому производителю трамваев «Татра-Юг». Подорожали комплектующие, которые он закупает за рубежом, отмечает гендиректор компании Анатолий Кердивара. «Это отрицательно влияет на наше финансовое положение, – констатирует он. – Расходы на производство растут, а цена трамвая, установленная контрактом, не меняется».

В результате, добавляет Кердивара, бизнес «Татра-Юг» теряет оборотные средства и лишается одного из ключевых преимуществ при борьбе за тендеры – низкой цены. «Мы стоим перед выбором – проигрывать конкурентам по цене или недополучить прибыль», – говорит он.

Похожая ситуация – у группы компаний «Текстиль-Контакт», крупного украинского производителя тканей. «Учитывая, что от закупки тканей до пошива и сдачи готовых изделий проходит от трех до шести месяцев, мы даже не выходим на точку безубыточности», – сетует основатель «Текстиль-Контакт» Александр Соколовский.

Более глубокая проблема – панические настроения из-за возможной войны создают риск кризиса неплатежей, полагает Леушкин из Prime. «Это волнует больше, чем курс доллара, – рассказывает он. – У нас есть ряд заказчиков, которые прямо говорят: мы вам не платим, потому что боимся, что завтра будет война».

В выигрыше от сложившейся ситуации могли оказаться украинские экспортеры, в том числе компании, которые производят товары для внутреннего рынка и конкурируют с импортом – например, молочка и кондитерка, полагает заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Мария Репко. «В моменте выгоду получают экспортеры услуг – в том числе IT», – добавляет она.

Голландская болезнь

Как предприниматели решают проблему резкого роста курса? «Мы хеджируем риски и используем разные виды деривативов», – говорит Барановская из «Дарницы».

Деривативы или производные финансовые инструменты пока не особо популярны среди украинского бизнеса. По данным НБУ, с начала 2022 года на валютные свопы приходилось только 7,5% от общего объема операций клиентов банков по купле-продаже валюты.

Микробизнесу сложнее, чем крупным компаниям, использовать подобные инструменты, говорит Шраменко из Fresh Black. Пока его компания компенсирует падение гривни за счет снижения маржи, но в случае возобновления девальвации до 29 грн/$ и выше будет повышать цены, объясняет Шраменко. «В 2015-м, когда курс резко вырос до 32 грн/$, мы просто перешли на ценообразование в валюте и торговали только с привязкой к курсу», – вспоминает он.

Как девальвация влияет на экономику в целом? «Незначительный рост курса окажет ограниченное негативное воздействие на экономику и скорее положительное – на бюджетный баланс и ВВП», – говорит главный менеджер по макроэкономическому анализу Райффайзен Банка Сергей Колодий.

Курс в 29 грн/$, по его мнению, более предпочтителен для украинской экономики, чем 26 грн/$. «Во второй половине 2021 года мы увидели, как резкий рост агроэкспорта вследствие рекордного урожая усилил гривну, но в то же время ухудшил ценовую конкурентоспособность в других отраслях», – поясняет Колодий.

Украина, по его словам, в последние годы столкнулась с «голландской болезнью», или «эффектом Гронингена», когда усиление нацвалюты вредит экономике из-за ее зависимости от сырьевого экспорта.

Что об этом думают импортеры? Сам по себе «доллар по 29» – не проблема, считает Леушкин из Prime. «Если курс продолжит расти, у нас будут новые минусы», – говорит он. Но дальше важно, чтобы девальвация остановилась, отмечает бизнесмен.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд