Через месяц–два из Украины хотят возобновить пассажирские авиарейсы. На первый взгляд, это фантастика. Однако географическое расположение аэропорта Ужгород этому способствует. Возможно ли открыть рейсы в Закарпатье во время войны и кто может ими улететь?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
28 июля Закарпатский областной совет увеличил уставный фонд аэропорта Ужгород на 26 млн грн. Об этом сообщил глава облсовета Владимир Чубирко на своей странице в Facebook. Денежные средства пойдут на то, чтобы закончить реконструкцию аэропорта и получить необходимые разрешения для его работы. «Я уверен, что через месяц–другой у нас полетят борта наших украинских авиакомпаний, базирующиеся сегодня в Европе, в направлении Вены, в направлении, если потребуется, Праги, Мюнхена», – цитирует онлайн-издание «Крила» Владимира Чубирко .
Аэропорт Ужгород находится в коммунальной собственности Закарпатского областного совета. В 2020 году выручка предприятия составила примерно 1,7 млн грн.
Возобновление рейсов зависит не только от областных властей. Сейчас заявления о возобновлении работы аэропорта – это не более чем желания и намерения, написал 1 августа глава Закарпатской облгосадминистрации Виктор Никита. «Как могут полететь рейсы, если небо над территорией всей Украины закрыто для гражданской авиации?» – задает риторический вопрос гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук.
И все же есть возможности для возобновления работы аэропорта. Можно обеспечить безопасные полеты во время войны, поскольку почти весь процесс взлета и посадки вблизи этого аэропорта осуществляется через воздушное пространство соседней Словакии, считает экс-председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк. Фактически, самолет будет находиться в воздушном пространстве Украины минимально возможное время, объясняет он.
Как открыть аэропорт? Сначала военные должны обеспечить безопасность полетов, говорит Денис Антонюк. После этого они должны об этом сообщить Госавиаслужбе, которая, в свою очередь, выдаст необходимое разрешение на то, что можно летать в аэропорт Ужгород, поясняет он.
Сейчас открытие аэропорта будет иметь, скорее, политическое, чем коммерческое значение, считает Антонюк. «Украине важно показать миру, что, несмотря на войну, у нас есть аэропорт, который действует, что у нас есть связь с внешним миром», – объясняет он.
Но не только война помешает возобновлению работы аэропорта в Ужгороде. Для того чтобы можно было возобновить рейсы, с этим должны еще согласиться владельцы самолетов (обычно авиакомпании берут самолеты в лизинг) и страховые компании, покрывающие возможные риски. Их должны удовлетворить меры по обеспечению безопасности, говорит президент МАУ в 2004–2019 годах Юрий Мирошников. «Все риски для самолета и пассажиров на земле остаются», – добавляет он.
Да, трасса посадки и потом взлета находится в воздушном пространстве Словакии. А вот взлетная полоса, перрон и терминал – территория Украины, поэтому мы все равно должны обеспечить безопасность самолетам и пассажирам», – объясняет он. Еще перед войной страховые компании перестали покрывать военные риски для перелетов в воздушном пространстве Украины. Фактически это означало, что авиакомпаниям запрещено выполнять рейсы в Украину.
Кроме того, мешает то, что светосигнальная система, взлетная полоса и другие элементы инфраструктуры не готовы принимать регулярные рейсы, сообщил глава Закарпатской ОГА Виктор Никита. Областные чиновники могут воспользоваться вынужденной паузой с полетами в пользу развития аэропорта: завершить проектные работы, запустить строительство новой пассажирской инфраструктуры аэродрома, обновить оборудование полосы, советует основатель авиационного проекта SkyDoctor Кирилл Новиков.
Как раз техническое состояние полосы аэропорта может помешать ему принимать рейсы даже после окончания войны. Полоса не может принимать самые распространенные типы самолетов Boeing 737 или Airbus А320, которые перевозят по 180-200 пассажиров, говорит Денис Антонюк. В аэропорту смогут летать самолеты поменьше, например, Embraer ERJ-145, который перевозит примерно 50 пассажиров.
Но в таком случае перевозка одного пассажира и, соответственно, цена билета будет в несколько раз выше, чем перевозка того же пассажира из соседних словацких или венгерских аэропортов, считает Денис Антонюк. «Сейчас нет экономического смысла открывать рейсы в Ужгород. Пассажирам дешевле доехать до аэропорта той же словацкой Кошице, откуда они смогут улететь по тем или иным направлениям», – считает он.
Во время войны есть смысл открывать рейсы из украинского Ужгорода в соседние авиационные хабы, например, во Франкфурт-на-Майне или Стамбул, считает Денис Антонюк. Этими рейсами могли бы пользоваться как украинцы, проживающие в Германии, так и украинцы, летящие в Украину, например, из США с пересадкой в Германии.
Однако эти плюсы сразу исчезают, если рейсы будут задерживаться из-за воздушной тревоги. Например, если в аэропорту Ужгород во время посадки будет объявлена воздушная тревога, в результате которой рейс во Франкфурт-на-Майне задержится на час–два, то с большой вероятностью у пассажира «слетит» стыковка в Германии на американский рейс, рассказывает Денис Антонюк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.