Самолеты украинских авиакомпаний заблокировали страховщики. Это авиаблокада или нет? Forbes объясняет
Категория
Картина дня
Дата

Самолеты украинских авиакомпаний заблокировали страховщики. Это авиаблокада или нет? Forbes объясняет

Иллюстрация Shutterstock/Анна Наконечная

Страховые компании запрещают авиаперевозчикам пересекать воздушное пространство Украины из-за угрозы военных действий. Грозит ли Украине авиаколлапс и к каким последствия он может привести

С вечера пятницы, 11 февраля, страховые компании начали уведомлять лизингодателей и авиакомпании о том, что через 48 часов они больше не будут покрывать страховки самолетов, находящихся в воздушном пространстве Украины. 

Решение страховщиков несет высокие риски фактической остановки авиасообщения, говорит учредитель консалтинговой компании «Авиаплан» Евгений Трескунов. Причина – риски, связанные с войной, не покрывает ни один страховщик, работающий с авиаперевозчиками. Украинские авиакомпании значительную часть самолетов используют на условиях лизинга, а нарушение условий страхования приравнивается к потере воздушного судна.

Кто пострадал от страхового авиакризиса

Одной из первых уведомление получила украинская авиакомпания SkyUp Airlines. В субботу, 12 февраля, перевозчик по требованию ирландского лизингодателя вынужденно посадил в Кишиневе самолет, летевший из Фуншала в Борисполь. 175 пассажиров довезли в Киев на автобусах. «В тот же день страховая компания сказала SkyUp Airlines вывезти с территории Украины самолеты, установив дедлайн: до 14:00 — 14 февраля», – говорит коммерческий директор SkyUp Airlines Людмила Слободянюк. У компании 18 самолетов, которые принадлежат четырем лизингодателям. 

SkyUp Airlines – не единственная жертва страхового авиакризиса. Одними из первых уведомления о прекращении страхования получили операторы бизнес-джетов, большинство из которых к понедельнику, 14 февраля, обязались вывезти свои самолеты с территории Украины. «Похожие сообщения в течение 11-12 февраля получили практически все авиакомпании с рейсами в Украину, но многие это не афишируют, пока находятся в переговорах со страховыми», – говорит на условиях анонимности топ-менеджер одной из украинских авиакомпаний.

Авиакомпания Windrose получила уведомление, в котором сказано о прекращении покрытия рисков в украинском небе с 14 февраля. К 13:00 14 февраля компании, по словам ее гендиректора Владимира Каменчука, удалось договориться о продлении действия страховых полисов до 00:00 16 февраля. «Работаем дальше над снятием всех ограничений», – сказал Каменчук. 

Венгерский лоукостер WizzAir продолжает выполнять рейсы в обычном режиме. «Рекомендуем пассажирам мониторить почтовые ящики для получения дополнительной информации о рейсах», – говорится в релизе компании 14 февраля.

На момент публикации полеты над территорией Украины приостановила компания KLM и Norwegian. Авиакомпания SkyUp Airlines в релизе 13 февраля заявила о приостановке продажи билетов на 14–16 февраля. В пресс-службе авиакомпании МАУ 13 февраля сообщили, что рейсы выполняются без изменений. Совладелец авиакомпании Арон Майберг оставил без комментариев вопросы, связанные со страхованием рейсов. 14 февраля авиакомпания сообщила, что по требованию лизингодателей отправляет пять самолетов Boeing 737-800 в Испанию и два самолета – на плановое техобслуживание в Белград. Таким образом, работающий флот перевозчика сократился до 18 самолетов.

Turkish Airlines не получала уведомления от страховой и продолжает без изменений выполнять рейсы в Украину, говорят в пресс-службе перевозчика. Компания разрешила пассажирам поменять на другие даты билеты на рейсы в период с 13 по 28 февраля. Turkish Airlines допускает остановку полетов, только если украинские власти закроют небо. 

Министерство инфраструктуры 13 февраля заявило, что не планирует закрывать воздушное пространство – большинство авиакомпаний работают без ограничений.

«Для украинских авиакомпаний уведомления от страховщиков не должны были стать сюрпризом», – говорит адвокат, партнер юрфирмы Jurvneshservice Анна Цират. Около двух месяцев назад, говорит она, страховые компании разослали лизингодателям и авиакомпаниям сообщения о том, что страхование военных рисков может быть прервано в любой момент в течение 48 часов. SkyUp такое уведомление получила в конце января — страховая сократила сроки уведомления о прекращении покрытия с 7 дней до 48 часов.

«Прекращение страхового покрытия военных рисков – стандартный шаг, если страховые считают, что риски выросли до неприемлемого уровня», – говорит президент МАУ в 2004–2019 годах Юрий Мирошников. Как правило, страховая прописывает в договорах запрет на полеты в зоне риска военных действий, добавляет старший партнер юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко.

Как решить авиакризис

Если в понедельник, 14 февраля, авиакомпании и чиновники не смогут договориться со страховыми компаниями и лизингодателями, часть отечественных перевозчиков не сможет выполнять полеты в Украину, а многие украинцы столкнутся со сложностями возвращения домой.

По приблизительным подсчетам Мининфраструктуры, речь идет о 60 000 украинцев. Если не удастся договориться со страховщиками, авиакомпании изучают возможность вывозить туристов в пограничные страны, например, в Молдову, или Польшу. Оттуда наземным транспортом доставлять в Украину.

В воскресенье, 13 февраля, министр инфраструктуры созвал экстренное совещание по разрешению страхового кризиса. К переговорам подключились украинские дипломаты, которые будут связываться с посольствами США и Великобритании, чтобы их страховые компании и лизингодатели поменяли свое решение, рассказал один из участников совещания в МИУ. 

После совещания в Мининфраструктуры правительство зарезервировало на отдельном спецсчете министерства 16,6 млрд грн для покрытия страховых рисков. Этой суммы достаточно для покрытия страховых случаев минимум для 23 самолетов.

В списке претендентов на госгарантии для страховой помощи 12 самолетов МАУ, семь – SkyUp и четыре – Bees. Авиакомпании «Роза Ветров» и AzurAir не подавали заявки на получение помощи, говорят в Мининфраструктуры. «Без этих госгарантий авиакомпании вообще вынуждены остановить самолеты или перегнать их за границу 14 февраля», – говорит Евгений Трескунов

Во второй половине дня 14 февраля SkyUp получило продление страхового покрытия на 24 часа и согласие лизингодателей на продолжение выполнения полетов, при условии ревизии договоренностей каждые последующие 24 часа. «Страховые компании все равно видят серьезные риски военного вторжения и увеличивают страховые премии, – говорит топ-менеджер одной из авиакомпаний. – Госгарантии государства позволят частично компенсировать рост ставок».

Как сообщил Forbes высокопоставленный чиновник Мининфраструктуры, часть лизингодателей и страховых компаний настаивают на заземлении самолетов, несмотря на правительственные гарантии. «16,6 млрд грн недостаточно для гарантирования рисков», – рассказал Forbes на условиях анонимности руководитель одной из компаний, которая занимается страхованием авиарисков.

Материалы по теме