Украинские военные возле разрушенного самолета АН-225 "Мрия" в Гостомеле Киевской области /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Утрата половины экспорта, разрушение промышленных гигантов и удар по госбюджету. Экономика прошла первый месяц войны. Что дальше? Главное из отчета ЦЭС

Украинские военные возле разрушенного самолета АН-225 "Мрия" в Гостомеле Киевской области Фото Getty Images

Центр экономической стратегии подготовил оперативную оценку состояния украинской экономики после первого месяца войны с Россией. Украина продемонстрировала неплохой запас экономической и финансовой прочности, несмотря на значительные разрушения, потерю ряда важных предприятий и блокировку экспорта. Чего ждать дальше? войнаForbes публикует ключевые тезисы из отчета.

Forbes запустил YouTube-проект «Країна героїв». Смотрите новый эпизод о том, как Киевстар и Vodafone пострадали от войны

Экономика

Падение ВВП в Украине в 2022 году составит от 10% до 40% при условии не расширения оккупированных территорий и активной фазы войны не дольше нескольких месяцев. Эти цифры соответствуют снижению потребления электроэнергии на 35%, по данным ДТЭК.

Экспорт в марте сократился к февралю на 50% – до $2,7 млрд, импорт – на 30%, до $1,8 млрд. Экспорт металлов почти прекратился, сельскохозяйственной продукции – снизился в четыре раза.

Морская логистика (62% от экспорта 2021 года в долларах) закрыта блокадой морских портов, железнодорожные (12%) и автомобильные (23%) перевозки серьезно усложнены. При отсутствии эскалации в апреле ситуация с логистикой экспорта должна улучшиться, однако стоимость и продолжительность перевозок будет существенно выше.

Утрата половины экспорта, разрушение промышленных гигантов и удар по госбюджету. Экономика прошла первый месяц войны. Что дальше? Главное из отчета ЦЭС /Фото 1

Источник: ЦЭС

Импорт сократился из-за логистических проблем, сокращения спроса и запрета на некритические импортные операции от НБУ. Список «критических товаров» постепенно расширяется, но в среднесрочной перспективе потребительский и инвестиционный спрос останется очень подавленным.

Годовая инфляция, скорее всего, составит 15–20%. Сейчас рост цен сдерживается административными мерами и фиксированным обменным курсом, однако снижение спроса из-за миграции, падения доходов и изменения привычек будет оказывать давление на цены.

Новые инвестиции могут быть связаны только с перебазировкой производственных мощностей, строительством жилья и восстановлением инфраструктуры. Опыт Донецкой и Луганской областей показывает, что даже при замороженном конфликте инвестиции вряд ли возобновятся в горизонте нескольких лет.

Банковский сектор потерял значительную часть активов в пострадавших регионах и 50-70% денежного потока от кредитов, однако проблемы с ликвидностью успешно решены благодаря рефинансированию НБУ.

Обесценивание валюты было незначительным благодаря фиксации официального курса НБУ на уровне $29,25 грн и ограничению валютных операций. Курс черного наличного рынка на начало апреля – $31-33 грн, или около 10% от официального.

Бизнес

Более половины компаний прекратили или приостановили деятельность: 57% по данным Европейской бизнес-ассоциации, 59% — по данным опроса КШЭ и Gradus. Осторожное обновление началось с середины марта, и эта волна усилилась в начале апреля.

Ущерб от разрушений на 8 апреля – $80 млрд, подсчитал консорциум Института КШЭ, ЦЭС, Антикоррупционного штаба, Института аналитики и адвокации, Transparency International Ukraine и Prozorro.Sale. Это потери транспортной инфраструктуры и жилья.

Повреждены или разрушены около ста предприятий (потери – $6,7 млрд). В топ-20 — ММК имени Ильича, Азовсталь, Укрэнергомашины, Антонов, Авдеевкоксохим, Одесский НПЗ, Линик, Завод имени Малышева, Рубежанский картонный завод, Сумыхимпром, Житомирский бронетанковый завод, Харьковский тракторный завод, Попаснянский авторемонтный завод» и Кременчугский НПЗ, Coca Cola Beverages, Заря Машпроект, Монделис Украина, Ветропак, Обио. Последние шесть – не подлежат восстановлению.

На девять наиболее пострадавших регионов приходится 30% национального ВВП, или 21%, за вычетом уволенных областей. Однако источники как минимум 70% украинского ВВП остаются более или менее неприкосновенными.

В разрезе отраслей на оккупированные территории приходится 53% производства черных металлов, 40% машиностроения, 18% резины и пластмасс, 23% сельского хозяйства, 16% изделий из дерева, 20% химпрома, 25% пищевопрома, 17% текстиля и одежды, 30%. добывающей промышленности, 29% кокса и нефтепереработки, 12% фармацевтики.

Утрата половины экспорта, разрушение промышленных гигантов и удар по госбюджету. Экономика прошла первый месяц войны. Что дальше? Главное из отчета ЦЭС /Фото 2

Источник: ЦЭС

Металлургия потеряла не менее 30% собственных активов. Азовсталь и ММК Ильича и Авдеевский коксохим были сильно повреждены, АрселорМиттал Кривой Рог и Запорожсталь были остановлены, а предприятия по добыче железной руды работают на 30-40% мощности.

Убытки в секторе топлива и энергетики ограничился разрушением Кременчугского НПЗ (единственного работавшего), ряда объектов возобновляемой энергетики, сетей передачи электроэнергии и распределения газа. Россия также намеренно атаковала топливные хранилища по всей территории Украины.

Электрогенерация преимущественно не повреждена, за исключением нескольких тепловых станций на северо-востоке.

Сельскохозяйственный экспорт почти остановлен из-за блокады портов, а пропускная способность железной дороги — 0,6 млн тонн в месяц, или в десять раз меньше довоенных 5-6 млн тонн экспорта.

Около 13% территории Украины заминировано россиянами. В зоне повышенной опасности регионы, на которые в 2021 году приходилось 38% производства пшеницы, 34% кукурузы, 43% ячменя и 49% семян подсолнечника.

Беженцы

По оценке ООН, с 24 февраля по 12 апреля Украину вынужденно покинуло 4,215 млн человек. Больше беженцев — в Польше, 2,451 млн. Существенное количество украинцев переехало в Румынию (643,1 тыс), Молдову (394,2 тыс), Венгрию (390,3 тыс) и Словакию (301,4 тыс). Согласно опросу Фонда Разумкова, каждый десятый беженец, пересекавший границу в Закарпатской области, не собирался возвращаться, еще 11% — как минимум рассматривали такой вариант.

По состоянию на 16 марта, согласно исследованию Международной организации по миграции (МОМ), 6,48 млн жителей Украины переехали в другие регионы. 40% — у города Запада Украины. 30% общего количества переселенцев или около 1,9 млн человек уехали из Киева, еще треть – из регионов Востока. По данным ООН, за границу выехало около 2 млн детей, 2,5 млн – в другие регионы. В общей сложности свои дома покинуло 60% несовершеннолетних.

Налоги и госбюджет

В середине марта Верховная Рада приняла существенные налоговые изменения: законодатели убрали лимиты для третьей группы упрощенной системы налогообложения, а ставку единого налога снизили с 5 до 2%. Фактически у бизнеса появилась возможность уплачивать 2% от оборота вместо традиционных НДС (20%) и налога на прибыль (18%). По состоянию на конец марта заявки на переход на подобную систему подали более 150 000 компаний.

Параллельно Совет упразднил обязательность использования РРО, таможенные пошлины и освободил от уплаты НДС все предприятия на упрощенной системе налогообложения.

В марте эти изменения не были слишком заметны для государственного бюджета, который получил 32,5 млрд грн дивидендов госкомпаний, а в конце февраля – около 19 млрд грн прибыли НБУ. В целом бюджет перевыполнил ориентировочный план мартовских поступлений. Налоги и доходы государственных предприятий за 2021 год вместе с быстрыми ссудами и международной помощью помогли профинансировать бюджетные расходы первого месяца войны. Дальше, вероятно, ситуация усугубится.

Что делать правительству дальше

  • Воздержаться от широких налоговых льгот, если война затянется. Ставку единого налога, вероятно, следует повысить.
  • Ограниченные бюджетные ресурсы лучше тратить на целевую поддержку предприятий, которые понесли убытки, работают в критических отраслях и нуждаются в релокации, а также на поддержку военно-промышленного комплекса и безработных.
  • Дерегуляция, введенная во время войны, должна остаться и быть пересмотрена только после тщательного анализа – следует ли восстанавливать каждое из регулировок.
  • НБУ следует перейти к политике разрешения всех платежей за импорт, подкрепленных контрактами (как в 2015-2019 годах), продолжая следить за операциями со связанными сторонами.
  • Привлекать от международных партнеров гранты, а не ссуды, чтобы избежать накопления долгового бремени.
  • Провести ревизию государственного долга и рассмотреть варианты с отменой части обязательств и переводом валютной составляющей долга в обязательства по гривне.
Материалы по теме
Новый выпуск Forbes Ukraine

Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине