Категория
Лидерство
Дата

88% сотрудников считают, что их онбординг был неэффективным. Как правильно адаптировать новичка, чтобы он стал адептом компании

Getty Images

Getty Images

Описывая первые дни на новой работе, многие вспоминают, что чувствовали «всеобъемлющую неизвестность». Но не всегда это ощущение сменяется комфортом и рабочим драйвом. Как изменить ситуацию

Онбординг чем-то схож с архитектурой: так же, как в возведении здания, успех нового сотрудника на работе зависит от того, насколько качественно был заложен «фундамент». Однако часто компании не уделяют процессу онбординга должного внимания. И потом исправляют ошибки чрезмерными затратами на рекрутинг из-за постоянного оттока персонала или вообще постепенно запятнывают собственный бренд работодателя.

Во времена пандемии и дистанционной работы роль онбординга в перспективе работника закрепиться в компании стала критической. По сути, это единственная полноценная возможность «поймать волну», после которой адаптация в коллективе становится гораздо проще.

В чем задача и сложность онбординга

Основная задача онбординга – успешно «погрузить» нового сотрудника в курс дел: познакомить с коллективом, объяснить особенности культуры компании, адаптировать к рабочему процессу. Косвенной задачей онбординга является также сохранение нового работника в должности, поощрение работать и развиваться вместе с компанией.

Кроме непосредственного соблюдения начальных требований, успешность онбординга измеряется прохождением работником испытательного срока и окончательное quality of hire – достижение годовщины со дня выхода на место.

Казалось бы, это должно быть просто. Но, согласно исследованию Gallup, только 12% респондентов считают онбординг в своих компаниях эффективным. Зато 88% считают неудовлетворительным.

Почему так происходит, видно из другого исследования, которое подготовил Human Capital Institute. Так, 58% компаний во время онбординга сосредоточены на процессах и разнообразной сопроводительной «бумажной» волоките. При этом средняя продолжительность всего процесса составляет лишь семь дней.

Именно это порождает ряд проблем:

  • информационную «бомбардировку» в первый рабочий день;
  • абстрактные требования к работнику и несогласованные ожидания с обеих сторон;
  • поверхностно оформленную сопроводительную документацию о рабочих моментах;
  • непроговоренную важную информацию из-за ложного предположения, что новый работник «и так в курсе, что к чему».

В то же время процесс онбординга часто направлен не столько на адаптацию сотрудника, сколько на создание хорошего впечатления о компании (которое со временем может перерасти в глубокое разочарование и смену работы). Такой подход практикуют IТ-компании с высоким оборотом кадров, для которых не настолько важно найти специалиста, как заполнить свободную позицию.

Проблемность такого подхода заключается в контрпродуктивности. Вместо того, чтобы предоставить ориентиры и объяснить ключевые моменты, компания бросает работника в водоворот задач и рассчитывает на то, что он сам во всем разберется. А если нет – всегда же можно найти других.

По данным исследования HBR, вследствие неадекватного онбординга 23% работников уходят из компании до первой годовщины начала их работы, а еще 33% работников начинают искать работу в первые шесть месяцев после выхода на новое место.

Интересно, что в украинском информационном пространстве можно найти множество материалов о том, как организовать процесс онбординга, но опросов и фундаментальных исследований на эту тему пока нет.

Онбординг и успех: где связь

Онбординг – это больше, чем просто процесс адаптации новичка в первые дни, это длительный процесс, последствия которого остаются ощутимыми надолго.

Почему так происходит?

Постепенное погружение в культуру компании

Одинаковое понимание корпоративной культуры работниками является определяющим фактором для их долговременного сотрудничества с компанией. Ведь общие ценности и видение мотивируют достигать целей и вообще упрощают работу в коллективе. Поэтому одной из задач онбординга является последовательное ознакомление с культурой компании.

С одной стороны, надо объяснить, зачем компания существует, чем руководствуется и как реализует цели своей деятельности. С другой – надо создать условия для того, чтобы новый работник окончательно настроился на одну волну с командой. Следствием надлежащего ознакомления с культурой компании является создание более глубокой связи и большей к ней лояльности.

Понимание влияния работника на компанию

Одно дело, когда работник позиционируется как «винтик в большой машине, от которого ничего не зависит». Другое – когда сотрудник четко понимает, что его работа является вкладом в достижение целей компании, важным элементом, который необходим для дальнейшего развития.

Это можно сделать путем:

  • умеренной автономии в принятии решений по выполнению задач;
  • привлечения к обсуждениям и планированию, предоставления возможности высказывать свое мнение и обсуждать рабочие вопросы на равных.

Подчеркивание важности свежего видения

Отличное от привычного видения, с которым часто приходят новые работники, может дать импульс, который выведет компанию на новый уровень. Но случается так, что онбординг, а точнее отсутствие нормального онбординга, нейтрализует возможность позитивного вклада.

Собственно подача онбординга иногда бывает направлена на слияние виденья нового работника с виденьем компании. Тогда за время адаптации на новом месте сотрудник теряет «свежий взгляд» и становится «одним из многих».

Именно поэтому менеджменту компаний важно коммуницировать, что новый работник важен не только тем, что он знает, как работать, но и тем, что его свежая точка зрения помогает компании меняться к лучшему.

Преимущества такого подхода в том, что он позволяет подчеркнуть возможности самореализации сотрудника на новом месте и, вместе с тем, коммуницирует самореализацию как аспект ценностного предложения работодателя.

***

Итак, если хотите, чтобы ваша команда пополнялась профессиональными, вдохновенными и преданными людьми, окружите их должным вниманием и поддержкой уже в первые дни работы. Все усилия и ресурсы обязательно вернутся.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков