Категория
Лидерство
Дата

Долгие годы в Украине авторитет лидера строился на страхе. Есть ли польза в этом подходе

Getty Images

Getty Images

Страх всегда был драйвером для действий. И во многих ситуациях остается таким и сейчас. В социальных структурах на страхе строятся иерархия и законы. Но всегда ли страх полезен в работе современных организаций

– А когда вы начали работать в этой компании?

– Когда мне пригрозили увольнением.

Анекдот.

Как страх влияет на продуктивность людей

При сильном страхе организм переходит в режим мобилизации. Снижается способность творчески мыслить и ухудшается качество принятия решений. В таком состоянии тяжело объективно оценивать ситуацию, услышать разные мнения. Решения принятые в тревоге, направлены не на эффективность, а, в первую очередь, на желание избавиться от тревоги. Кроме того, в мобилизационном режиме организм чаще и быстрее «выходит из строя». Как в физическом, так и психологическом смысле.   

«Это вредно для работы, т.к. страх и доверие не совместимы в одной команде. Страх сотрудника может стопорить ключевые процессы: конструктивное решение конфликтов, предоставление обратной связи, инициация новых идей, рассказ о трудностях. Без этого будет сложно улучшать процессы, развивать сотрудника и достигать целей. В краткосрочной перспективе это может сработать, но рано или поздно, сотрудник уйдет в среду, где безопасно».

Анна Савченко, Project Manager, Parimatch Tech. 

Причины страха перед руководителем

Детская травма. 

Руководитель ассоциируется с фигурой родителя. Поэтому детский страх перед родителем во взрослой жизни проецируется на страх перед руководителем. Жесткие действия лидера активизируют страх разозлить и быть наказанным. В таком случае хороший специалист превращается в перепуганного ребенка.

Вспыльчивый характер руководителя. 

Такой руководитель вызывает страх у подчиненных своей агрессивностью, непредсказуемой эмоциональной реакцией, громкостью голоса, оскорблениями. 

Эмоциональный интеллект сотрудников. 

Сильные люди, профессионалы с чувством собственного достоинства редко задерживаются рядом с агрессивным руководителем. Управление, которое основано на чувстве страха, удерживает в организации слабых людей, не желающих развиваться, эмоционально зависимых. 

История взаимоотношений сотрудника и руководителя.  

Ситуации, в которых плохо выполненное задание вызвало недовольство руководителя, могут закрепиться в подсознании сотрудника. Это может вызывать тревогу и чувство вины, которое выражается в страхе огорчить/разозлить руководителя еще раз.

Корпоративная культура, основанная на страхе. 

В такой культуре основное внимание уделяется созданию у человека страха допустить ошибку.

Характеристика культуры страха:

• наличие предельно жестких, жестоких, «показных» санкций (тяжелые наказания – моральные или физические, вплоть до физического уничтожения);

• тотальный контроль с целью найти и наказать виновного;

• мотивация человека направлена не на создание ценностей, а на проявление и переживание «животного» страха за свою жизнь.

Полезный и токсический страх в организации.

Полезный страх:

  • повышает дисциплину;
  • экстренно мобилизирует на достижение результата;
  • устанавливает законы и структурирует деятельность.

Токсический страх:

  • может блокировать инновационную деятельность;
  • снижает лояльность сотрудника;
  • повышает уровень негативного стресса в коллективе;
  • вызывает сопротивление изменениям;
  • снижает работоспособность;
  • подавляет инициативность. 

«Есть ситуации, в которых страх перед руководителем полезен. Например, когда коллектив состоит из подчиненных, которые не воспринимают традиционные методы управления. Но если руководитель строит корпоративную культуру психологического прессинга, то сильные самостоятельные сотрудники не захотят в этом участвовать. Придется довольствоваться «загнанным в угол», морально слабым коллективом. Сотрудники, которые боятся своего руководителя, тратят энергию на преодоление внутренних страхов, а их рабочее время уходит на попытки избежать наказания, а не на желание улучшить клиентский опыт». 

Дмитрий Басов, CEO Portmone.com

Как руководителю обходиться со страхом подчиненных

Бывает, что новому руководителю «достается» коллектив, в котором страх уже поселился давно и надолго. Нужно понимать, что в любой кризисной/нестабильной ситуации сотрудники ищут опору, пытаясь вернуть определенность и успокоиться. Иногда это совершенно иррационально. Такое «желание успокоиться» может выражаться в частых «больничных», параллельном поиске другой работы или избегании ответственности. 

Первое, что может сделать руководитель для бизнеса, – дать людям определенность. Конкретика снизит градус тревоги и повысит уровень продуктивности. Необходимо стать эмоциональной поддержкой для команды. Обретая такую поддержку у своего руководителя, люди перестанут ее искать в деструктивных действиях.

Второе – это поддерживать атмосферу открытости и показывать, что ошибки – неотъемлемая часть работы. Без ошибок нет развития. Это может выражаться как в признании собственных ошибок руководителем, так и его лояльном отношении к ошибкам подчиненных. Важными являются выводы и уроки, которые сотрудники извлекают из полученного опыта. Такая рефлексия поможет побороть культуру страха и внедрить культуру инноваций и предпринимательства.

«Страх ничем хорошим не является. У меня был опыт работы в команде, где был страх перед предыдущим руководителем. Это привело к замалчиванию проблем до того момента, пока они масштабировались до такого уровня, что скрывать дальше было невозможно.

В организации нужно нормально обсуждать проблемы. Должна быть культура правильного отношения к ошибкам, когда ошибка воспринимается как неотъемлемая составляющая прогресса». 

Диана Кладова, Руководитель департамента коммуникаций ДТЭК Сети.

Как сотруднику избавиться от страха перед руководителем?

1.  Поймите, что руководитель – это тоже человек. У него есть эмоции. Он тоже чего-то боится.

2.  Найдите то, за что вы уважаете руководителя. Фокусируясь на уважении, вы снижаете градус страха.

3.  В общении смотрите прямо в лицо, держите прямо спину, говорите четко и убедительно.

4.  Понимайте ценность той работы, которую вы делаете для организации. Вы работаете не на руководителя, а для организации. И если вас наняли на работу, значит, очень нуждаются в ваших знаниях, навыках и компетенциях.

«Важно, чтобы сотрудник понимал ответственность за свою работу, знал последствия халатности и других отклонений от цели. Страх перед руководителем коррелирует с вопросом: «Что мне будет, если я не выполню поставленные задачи и цели, проявлю служебную халатность?».

Леонид Катрук, исполнительный директор ООО «Юрия Фарм»

Страх – плохая мотивация для построения отношений в организации. Созидательную атмосферу создает поощрение сотрудников за достижение результатов и понимание, что ошибки – одно из условий роста.

Материалы по теме

 

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Топ-100 частных компаний | Лучшие города для бизнеса