14 составляющих ДНК, которые могли бы составить основу кода развития нового украинского бизнеса, от эксперта по консалтингу Адриана Сливоцкого. /Getty Images
Категория
Лидерство
Дата

Код победы – 2. Что должно быть в ДНК украинского предпринимателя, чтобы построить здоровую экономику? Объясняет Адриан Сливоцкий

14 составляющих ДНК, которые могли бы составить основу кода развития нового украинского бизнеса, от эксперта по консалтингу Адриана Сливоцкого. Фото Getty Images

Украине необходима здоровая экономика, которую не построить без сильного бизнеса. Что должно быть в ДНК украинского предпринимателя, чтобы справиться с этой задачей?

Эксперт по консалтингу Адриан Сливоцкий перечислил 14 составляющих ДНК, которые могли бы стать основой кода развития нового украинского бизнеса.

О первых шести он рассказал в февральском номере журнала Forbes. Вот восемь следующих.

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Этот материал – из последнего номера Forbes. Купить его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: лучшие работодатели военного времени, 50 лидеров Украины, дилемма необанка Revolut, школа СЕО от Genesis, рекорды ОККО, взлет и падение Айбокс банка, железная леди ВСУ и более 10 историй.

7. Страна основателей

Ведущий партнер венчурного фонда Sequoia Рулоф Бота так говорит о миссии: «Мы ищем невероятных основателей значимых компаний». Давайте поможем ему. Пусть Украина станет первым источником чрезвычайных учредителей.

Как? Каждый талантливый 16-летний украинец должен думать о возможности стать предпринимателем. Возможно, это даже должно стать ведущим вариантом для самых талантливых. Украинцы = предприниматели.

Почему так?

Учтите, что такое стартап? Это масштабная проблема + хорошее решение + отличная команда. Вот и все.

Кто бы не хотел стать творцом такого полезного искусства? Количество желающей молодежи зависит от того, сколько мы об этом говорим с 16-летними. Насколько эти знания и вдохновение входят в их мысли, в их кровь, как положительный вирус, и сколько они видят перед собой привлекательных примеров.

Как умножить потенциал роста количества и качества учредителей в последующих ниточках ДНК?

8. Отличное образование

Украинская экономика нуждается в том, чтобы 200 000 талантов обучались в лучших университетах мира в наиболее поучительных экономиках: США, Китай, Израиль, Канада, Великобритания, Германия, Сингапур.

Обучение не только теоретическое, но и активное: работа и стажировка в самых требовательных бизнесах, развитие личной сети каждого зарубежного студента до 200–300 деловых связей. Если это умножить на 200 000 студентов, это сила, это мощный актив для студента и украинского бизнес-сообщества.

Это шествие не состоится без толчка со стороны украинского бизнеса. Никогда. Маленький Ukraine Global Scholars (UGS) развил эту модель. Она блестяще работает.

Слово за бизнесом – умножит ли он модель UGC на 1000?

9. Китайская скорость

У кого нет капитала, тому нужна молния. За последние 40 лет Китай показал, как быстро могут двигаться организации даже крупного масштаба. Давайте изучим их опыт и применим в Украине.

У нас нет капитала – станем самыми быстрыми.

10. Японское качество

Давайте взращивать качество в товаре, в программировании, в услугах, в каждом уголке нашего бизнеса.

Качество – не дело капитала. Это дело предсказания, умение думать наперед, имея образ клиента перед глазами.

Предотвратить дефект на начальных стадиях процесса стоит копейки, исправить в конце – состояние.

Одно понятие – качество – стало основой «японского чуда» в 60–70-х годах прошлого столетия. Давайте присвоим «качество» себе.

Нет капитала – будем самыми качественными.

11. Английский язык – кислород

Мир учит украинский. Давайте поможем ему. Но сначала – будем совершенствовать английский.

Признаться честно, это вызов, это ежедневная борьба: словарный запас, произношение, сленг, идиомы. Но это почти духовное превращение в другого человека, имеющего самоуверенность общаться и сотрудничать со всем миром.

Представьте, украинский бизнес преподносит крошечный стартап ENGing до масштабной организации, позволяющей 100 000 украинцев овладеть английским. Следовательно, через свою сеть помогает 100 000 иностранцам выучить украинский.

Нет капитала – будем первой среди европейских стран по овладению английским. Эта миссия невыполнима, но необходима.

12. Дистрибуция

Часто это сирота бизнеса. Вкладывают 98% энергии в разработку, производство, маркетинг, а высокоэффективное распространение – на последнем месте.

Начнем с важнейшего – искусства. Это духовность, но в то же время – бизнес. Особенно во время войны. Бой идет в разных плоскостях: войско, экономика, информация, искусство.

Фильм, книга, композиция, картина – это то же, что дрон, танк, истребитель, корабль. Когда Забужко писала: «И снова я влезаю в танк» – это не была метафора, это суровая реальность.

Давайте станем мастерами дисциплинированного, эффективного распространения. Сегодня в производстве 60 украинских фильмов. Кто их будет смотреть, переживать, понимать? Пора создать систему дистрибуции украинского кино не после войны, а сейчас.

13. Конкуренция/кооперация

Всех нас в бизнес-школах учили конкурировать. Но забыли научить сотрудничать. На уровне компании, отрасли, города, экономики.

Все отрасли приходят к «моменту сотрудничества», и все это делают поздно, когда доходность стремится к нулю (газеты, авиалинии и др.).

Исключения – одиночные. Блестящий пример – SEMATECH – сотрудничество американских производителей микропроцессоров. Сотрудничество, чтобы противостоять сокрушительному наступлению японских производителей, поддержанных правительством. Совместная работа спасла американскую отрасль.

Ищем возможности стратегического сотрудничества. Это не что иное, как наше коренное понятие кооператива и кооперации, только в более масштабном виде.

Начнем с кино. Представим ассоциацию производителей и почитателей, которая заботится о дистрибуции и огласке. Чтобы украинское кино смотрели в Америке и Европе. Чтобы победить в войне «за умы и сердца».

14. Асимметрия

Как действовать отлично от мировых конкурентов? Как бить по слабости конкурентов? Как найти возможности, дающие отдачу не 20%, а 20х?

Практический подход озвучил один из величайших шахматистов и теоретиков шахмат в истории Зигберт Тарраш: «Когда видите хороший ход, сидите на руках и ищите лучший».

Кратчайший путь овладеть асимметричным подходом. В этом помогут три книги:

  • «Искусство войн» Сунь-цзы. Огромное спасибо Сергею Лесняку за своевременное издание этой книги на украинском языке: распродано 75 000 экземпляров. Она внесла значительный вклад в успех армии. Стратегия, особенно асимметричная, не имеет значения. Потому каждому из нас нужно читать Сунь-цзы. Трижды.
  • «The Lean Startup: большой успех начинается с микропобед» Эрика Райса. Постоянный поиск лучшего варианта, постоянное тестирование.
  • «Давид побеждает», моя книга. Это кодекс ловких движений и уловок наиболее успешных стартапов последних 20 лет. Тайны раскрыты, они доступны каждому.

Рядовые художники «берут в долг», художники-мастера – «воруют», говорил великий Пикассо.

Давайте красть. Похищать все уловки, разработанные нашими бизнес-предшественниками. Не владеем капиталом, но имеем «золотое» знание.

В мире есть разные капитализмы. Создадим же свою, своеобразную разновидность капитализма. Такой, который нам лучше всего послужит. И, может, даже внесет ценные нововведения в бизнес-культуру мира.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине