Давайте начнем с базы. Бизнес предложил план роста ВВП по 10% в год. Экономист Дмитрий Боярчук объясняет, что действительно мешает украинской экономике /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Давайте начнем с базы. Бизнес предложил план роста ВВП по 10% в год. Экономист Дмитрий Боярчук объясняет, что действительно мешает украинской экономике

3 хв читання

Getty Images

Манифест Союза украинских предпринимателей относительно роста экономики Украины на 10% в год вызвал оживленную дискуссию. Forbes попросил директора «CASE Украина» Дмитрия Боярчука написать свою реакцию на предложенные в нем шаги.

Авторы действительно попытались дать ответ на фундаментальный и нетривиальный вопрос «Как Украине развиваться и расти, пока в стране отсутствует верховенство права (или пока верховенство права имеет статус under construction)?», отметил экономист.

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

Союз украинских предпринимателей (СУП) презентовал программу развития экономики «Десять по десять». Выполнение ее десяти тезисов должно, по мнению предпринимателей, подталкивать украинский ВВП расти от 10% в год.

План роста экономики «Десять по десять» от СУП

(нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

  • Новая индустриальная политика Украины (поддержка приоритетных областей).
  • Дерегуляционная гильотина.
  • Ликвидация «инфраструктурного монополизма»: бесплатное и быстрое подключение к электро- и газовым сетям при определенных инвестициях в новое производство.
  • «Лучший налоговый режим в Европе»: снижение ЕСВ, освобождение от большинства налогов на пять лет за инвестиции, начиная с определенной суммы.
  • Децентрализация: право местных властей создавать локальные свободные безналоговые экономические зоны.
  • Стимуляция конкуренции среди местных общин за привлечение инвестиций. Упрощение трудового законодательства – свобода трудового контракта.
  • Аккуратное внедрение европейских регуляций: как минимум новых регуляций, если они замедляют процесс создания промышленных отраслей.
  • Существенное сокращение бюджетных расходов (за исключением обороны и безопасности).
  • Обеспечить рискоориентированный подход и прохождение таможни для компаний с положительной деловой репутацией в любую страну за час.
  • Гарантировать быстрое возмещение НДС для промышленного экспорта.

Набор предложений бизнеса выглядел спонтанным и хаотичным, хотя многие были очень созвучны с рекомендациями «CASE Украина» по восстановлению Украины. Мне было трудно сформировать позицию относительно тезисов программы СУП, пока не вчитался в сопроводительные комментарии и разъяснения авторов.

Сила презумпции вины

Авторы манифеста действительно попытались дать ответ на фундаментальный и нетривиальный вопрос «Как Украине развиваться и расти, пока в стране отсутствует верховенство права (или пока верховенство права имеет статус under construction)?».

Это ключевой вопрос, над которым сейчас стоит думать.

Если вдуматься, львиная доля озвученных проблем в манифесте предпринимателей является следствием отсутствия верховенства права.

«Маски-шоу», прохождение таможни, возмещение НДС – это следствие дискреции в налоговом и таможенном администрировании, то есть следствие произвольного права чиновника применять принуждение к налогоплательщику.

Почему существует и поддерживается дискреция в налоговых процедурах? Потому, что судебная и правоохранительная системы нефункциональны, поэтому для сбора налогов нельзя положиться на неотвратимость наказания.

Именно эта абстракция – неотвратимость наказания – поддерживает фискальную дисциплину в развитых странах.

Когда в стране есть такая роскошь, как неотвратимость наказания, предприниматель делает все, что хочет (что не запрещено законом), без ограничений и вмешательства.

Когда закон не работает и у каждого есть знакомый, у которого «все есть и ему за это ничего не сделали», единственный способ, на который сподобилась номенклатура постсоветского пространства, – это построить налоговое и таможенное администрирование на основе презумпции вины.

Это определяет всех предпринимателей подозреваемыми в уклонении от уплаты налогов, а потому по отношению ко всем без исключения подозреваемым можно в произвольном порядке применять различные методы воздействия, включающие «маски-шоу», блокировку налоговых накладных, остановку товара на таможне на неопределенный срок.

Презумпция вины – это фундамент, на котором зиждется все. Избавиться от симптомов без лечения причины болезни, к сожалению, не удастся.

Задача – прийти к общему знаменателю

Не буду погружаться в предложенные предпринимателями методы решения проблемы, каким образом расти и развиваться без одного из базовых институтов, поскольку вижу, что участники дискуссии о развитии Украины (в широком смысле, включая МВФ, Всемирный банк и другие) по-разному очерчивают саму ее суть.

Украинские предприниматели на своем уровне видят, что у украинской экономической системы нет руки или ноги, она инвалид (из-за отсутствия базовых институтов), поэтому дискутируют, как достигать вершин как параолимпийцы.

Международные же институты уверяют, что у нас просто повреждены суставы, но при должном лечении мы уже завтра сможем выйти на беговую дорожку и добиваться олимпийских результатов. В этом заключается великая трагедия формирования экономических рекомендаций для Украины.

Для начала нужно прийти к общему знаменателю с МВФ и Всемирным банком, о чем именно мы дискутируем. Поскольку международные доноры, от которых критически зависит Украина, ориентируются на мнение МВФ.

Пока Фонд считает, что в Украине верховенство права функционально и всего-навсего «слабое», а на налоговое администрирование в Украине можно нормально полагаться, это разговор глухого со слепым.

Понятно, что мы все хотим иметь сразу прорывную стратегию для запуска украинской экономики в космос. Однако для начала попытаемся прийти к согласию, с какой проблемой мы боремся и какие цели преследуем.

Потому что пока у предпринимателей, руководства страны и тем более международных доноров и оценка ситуации, и взгляд на цели существенно разнятся.

А разные диагнозы болезни, очевидно, предполагают разные методы лечения. Давайте начнем с базы.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд