Манифест Союза украинских предпринимателей относительно роста экономики Украины на 10% в год вызвал оживленную дискуссию. Forbes попросил директора «CASE Украина» Дмитрия Боярчука написать свою реакцию на предложенные в нем шаги.
Авторы действительно попытались дать ответ на фундаментальный и нетривиальный вопрос «Как Украине развиваться и расти, пока в стране отсутствует верховенство права (или пока верховенство права имеет статус under construction)?», отметил экономист.
Союз украинских предпринимателей (СУП) презентовал программу развития экономики «Десять по десять». Выполнение ее десяти тезисов должно, по мнению предпринимателей, подталкивать украинский ВВП расти от 10% в год.
План роста экономики «Десять по десять» от СУП
(нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
- Новая индустриальная политика Украины (поддержка приоритетных областей).
- Дерегуляционная гильотина.
- Ликвидация «инфраструктурного монополизма»: бесплатное и быстрое подключение к электро- и газовым сетям при определенных инвестициях в новое производство.
- «Лучший налоговый режим в Европе»: снижение ЕСВ, освобождение от большинства налогов на пять лет за инвестиции, начиная с определенной суммы.
- Децентрализация: право местных властей создавать локальные свободные безналоговые экономические зоны.
- Стимуляция конкуренции среди местных общин за привлечение инвестиций. Упрощение трудового законодательства – свобода трудового контракта.
- Аккуратное внедрение европейских регуляций: как минимум новых регуляций, если они замедляют процесс создания промышленных отраслей.
- Существенное сокращение бюджетных расходов (за исключением обороны и безопасности).
- Обеспечить рискоориентированный подход и прохождение таможни для компаний с положительной деловой репутацией в любую страну за час.
- Гарантировать быстрое возмещение НДС для промышленного экспорта.
Набор предложений бизнеса выглядел спонтанным и хаотичным, хотя многие были очень созвучны с рекомендациями «CASE Украина» по восстановлению Украины. Мне было трудно сформировать позицию относительно тезисов программы СУП, пока не вчитался в сопроводительные комментарии и разъяснения авторов.
Сила презумпции вины
Авторы манифеста действительно попытались дать ответ на фундаментальный и нетривиальный вопрос «Как Украине развиваться и расти, пока в стране отсутствует верховенство права (или пока верховенство права имеет статус under construction)?».
Это ключевой вопрос, над которым сейчас стоит думать.
Если вдуматься, львиная доля озвученных проблем в манифесте предпринимателей является следствием отсутствия верховенства права.
«Маски-шоу», прохождение таможни, возмещение НДС – это следствие дискреции в налоговом и таможенном администрировании, то есть следствие произвольного права чиновника применять принуждение к налогоплательщику.
Почему существует и поддерживается дискреция в налоговых процедурах? Потому, что судебная и правоохранительная системы нефункциональны, поэтому для сбора налогов нельзя положиться на неотвратимость наказания.
Именно эта абстракция – неотвратимость наказания – поддерживает фискальную дисциплину в развитых странах.
Когда в стране есть такая роскошь, как неотвратимость наказания, предприниматель делает все, что хочет (что не запрещено законом), без ограничений и вмешательства.
Когда закон не работает и у каждого есть знакомый, у которого «все есть и ему за это ничего не сделали», единственный способ, на который сподобилась номенклатура постсоветского пространства, – это построить налоговое и таможенное администрирование на основе презумпции вины.
Это определяет всех предпринимателей подозреваемыми в уклонении от уплаты налогов, а потому по отношению ко всем без исключения подозреваемым можно в произвольном порядке применять различные методы воздействия, включающие «маски-шоу», блокировку налоговых накладных, остановку товара на таможне на неопределенный срок.
Презумпция вины – это фундамент, на котором зиждется все. Избавиться от симптомов без лечения причины болезни, к сожалению, не удастся.
Задача – прийти к общему знаменателю
Не буду погружаться в предложенные предпринимателями методы решения проблемы, каким образом расти и развиваться без одного из базовых институтов, поскольку вижу, что участники дискуссии о развитии Украины (в широком смысле, включая МВФ, Всемирный банк и другие) по-разному очерчивают саму ее суть.
Украинские предприниматели на своем уровне видят, что у украинской экономической системы нет руки или ноги, она инвалид (из-за отсутствия базовых институтов), поэтому дискутируют, как достигать вершин как параолимпийцы.
Международные же институты уверяют, что у нас просто повреждены суставы, но при должном лечении мы уже завтра сможем выйти на беговую дорожку и добиваться олимпийских результатов. В этом заключается великая трагедия формирования экономических рекомендаций для Украины.
Для начала нужно прийти к общему знаменателю с МВФ и Всемирным банком, о чем именно мы дискутируем. Поскольку международные доноры, от которых критически зависит Украина, ориентируются на мнение МВФ.
Пока Фонд считает, что в Украине верховенство права функционально и всего-навсего «слабое», а на налоговое администрирование в Украине можно нормально полагаться, это разговор глухого со слепым.
Понятно, что мы все хотим иметь сразу прорывную стратегию для запуска украинской экономики в космос. Однако для начала попытаемся прийти к согласию, с какой проблемой мы боремся и какие цели преследуем.
Потому что пока у предпринимателей, руководства страны и тем более международных доноров и оценка ситуации, и взгляд на цели существенно разнятся.
А разные диагнозы болезни, очевидно, предполагают разные методы лечения. Давайте начнем с базы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.