Категория
Лидерство
Дата

Традиционная система массового образования разрушена. Будем строить новую с помощью технологий и частного бизнеса. Мнение Владимира Федорина, редактора-основателя Forbes Ukraine

3 хв читання

Традиционная система массового образования разрушена. Будем строить новую с помощью технологий и частного бизнеса. Мнение Владимира Федорина, редактора-основателя Forbes Ukraine /личный архив, коллаж - Forbes.ua

личный архив, коллаж - Forbes.ua

У нас на глазах рассыпается огромный институт – система образования и науки эпохи модерна. Это не только украинская проблема. Но в Украине она, возможно, одна из самых болезненных в мире.

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Этот материал из последнего номера журнала Forbes. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: лучшие работодатели военного времени, 50 лидеров Украины, дилемма необанка Revolut, школа СЕО от Genesis, рекорды ОККО, взлет и падение Айбокс банка, железная леди ВСУ и более десяти историй.

Школы и университеты играли в XIX–XX веках двойную роль. Они были большими выравнивателями, которые готовили массы к урбанизации, промышленному росту, расширению среднего класса. Миллионы Пиноккио превращались в горожан, усваивали – не всегда в первом поколении – городскую буржуазную культуру, а их внуки становились частью развитого общества в бизнесе, науке, беловоротничковых профессиях.

Вторая ключевая роль – создавать кадры, сообщества и идеи для научно-технического прогресса. Мультипликация разума в промышленных масштабах привела нас в «эпоху сверхдостатка» (age of abundance, термин Брэда Делонга).

За 140 лет, с 1870-го по 2010-й, условия жизни человечества поменялись сильнее, чем за 10 предыдущих тысячелетий. Базовые показатели качества жизни (душевой ВВП, младенческая смертность, ожидаемая продолжительность жизни) выросли в разы.

С середины XX века мотор технического прогресса замедляется. Количество новых лекарств, одобренных на каждый $1 млрд затрат на R&D, с 1950 года уменьшается примерно вдвое каждые девять лет, констатировали в 2012 году авторы статьи в Nature. С учетом инфляции отдача на $1 млрд упала за 60 лет примерно в 80 раз.

Несмотря на рост количества специалистов и затрат на R&D, темпы инноваций на транспорте, в энергетике и IT постоянно снижаются, отмечал в начале 2010-х профессор Университета Джорджа Мейсона Тайлер Коуэн. Ситуацию афористически подытожил Питер Тиль: вместо полетов в Солнечной системе мы получили смартфоны и социальные сети.

Для среднего образования водоразделом, кажется, стали 2010-е, когда в школы пришло поколение «с пальцами на экране». Темп, тон, формы обучения, с которыми столкнулись диджитализированные малыши, были из другого пространства и времени. Пандемия лишь наглядно показала разрыв между постиндустриальным поколением и его современными учителями.

Университеты и школы в развитых странах обретут новые формы обучения и научного творчества. Растет спрос на homeschooling и онлайн-курсы, частные предприниматели будут искать способы масштабирования своих учебных продуктов.

В военном 2022 году Украина, по оценке экспертного центра CASE Ukraine, потратила на образование 291 млрд грн (5,6% ВВП). Это огромные средства: более развитым странам мира, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития, образование стоило в среднем 4,4% ВВП. А что на выходе?

В 2022 году украинские вузы засчитали на магистратуру дневной формы 116 000 студентов, констатирует старший вице-ректор Киевской школы экономики Егор Стадный. Это на 125% больше, чем в 2021-м. «В 2021 году 52% от зачисленных были парнями, в 2022-м парней уже 75%, – пишет Стадный. – Спрос на «дешево и без напряжения» получить отсрочку с легкостью нашел предложение наших университетов».

Фейковые студенты, фейковые диссертации, фейковые уроки онлайн. Современная система образования напоминает мне СССР в 1984 году: как только общество проснется, за 5–10 лет от большинства помпезных, но нежизнеспособных конструкций останется кучка руин.

Здоровые школы, факультеты, образовательные проекты, полуподпольные группы настоящих ученых – это небольшие острова в сплошной архаике советских и постсоветских учреждений и понятий.

Выход – в личной ответственности и частной инициативе. Сегодня лучшими украинскими университетами являются крупные и средние компании, которые вынуждены обучать, развивать, помогать принять правильный путь невольным жертвам образовательного расточительства. Буду ждать появления первого частного вуза, который станет совместной инициативой четырех-пяти зрелых компаний и во главе которого станут настоящие ученые, а не выпускники «фабрик диссертаций».

А что со средним образованием? Большие надежды связываю с генеративным ИИ. Мария Федорина учится в девятом классе. Для нее ChatGPT уже стал личным ассистентом «по вопросам обучения» (это еще это персональный тьютор, как в «Бриллиантовом возрасте» Нила Стивенсона, но первый шаг самый трудный). Общее в пяти use cases, что Мария описала при работе над этим текстом, о том, что у нее появился неутомимый собеседник. «Он объясняет бесконечное количество раз и по-разному, то есть проще формулирует то, что конкретно ты не понимаешь», – написала мне она.

Головокружительные изменения неизбежны. Для нас, клиентов неизлечимой системы, это шанс.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд