Категория
Лидерство
Дата

Цена репутации. Часть 2

4 хв читання

Ответ издателя Forbes Ukraine Артура Гранца на сюжет «Карты.Деньги.Офис президента» от Bihus.Info

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною трьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. У період Black Friday діє знижка -30%: 1259 грн замість 1799 грн.

Четыре года назад я опубликовал колонку «Цена репутации, или Кто в Украине защищает инвесторов от дискредитационных атак». Я писал о том, что, к сожалению, в Украине легко испортить или даже уничтожить репутацию человека без каких-либо оснований или доказательств.

С тех пор я не раз становился объектом информационных атак со стороны анонимных Telegram-каналов. Но не видел смысла вступать в полемику с «работниками невидимого фронта».

На сей раз неправду обо мне распространяют журналисты, которые для всех сознательных людей ассоциируются с независимостью и стандартами объективности, – редакция Bihus.Info. К сожалению, уровень их материалов оказался не выше, а (положа руку на сердце) даже ниже, чем в анонимных информационных мусорниках.

Одно – отрабатывать заказы, наваливая горы лжи, другое – маскировать отсутствие фактов многозначными паузами и притянутыми за уши обвинениями. Первое – это суть инфокиллерства. Второе – пренебрежение профессиональной честью.

Именно поэтому я вынужден вновь говорить о цене репутации.

Я уважаю труд журналистов. Без честной журналистики не существует демократии. Я знаю это и как гражданин, и как предприниматель, и как издатель, поскольку издаю украинскую версию одного из самых авторитетных журналов в мире – Forbes.

Я, естественно, знаю, что такое журналистское расследование и каким оно должно быть. В нем должны звучать не голословные обвинения, а изобличения, подкрепленные фактами, доказательствами, документами, свидетельствами причастных и компетентных лиц. В этом суть расследования. После его прочтения или просмотра ни у кого не должно остаться и тени сомнения. Но и это не все: объект расследования также должен осознать, что его разоблачили и возразить ему нечего.

Важным показателем качественного расследования является попытка услышать точку зрения обвиняемого. И если тот дает журналистам доказательства своей правоты, это должно быть отражено в материале. Или – отправить «материал» в мусорник, поскольку журналистская гипотеза не подтвердилась.

К сожалению, в данном случае ничего подобного не произошло.

Я уже не впервые сталкиваюсь с тем, что меня никто ни о чем не спрашивает. В первый раз – когда редакция, которую я ранее уважал, со слов анонимов называет меня контрабандистом и – будем называть вещи своими именами – обвиняет в том, что я якобы устраиваю в Офис президента своего человека. Зачем это мне или Офису президента?

Вместо ответа – многозначительные намеки.

Мне есть с чем сравнивать.

Forbes, который я имею честь издавать, никогда не опубликует пересказ слухов или материал, сделанный на заказ. Наши редакторы и репортеры никогда не пустят в печать разоблачительную статью, не попытавшись задать неудобные вопросы объекту расследования. Это стандарты профессии. Все, что выходит за пределы этих стандартов, – не журналистика.

Инфокиллеры работают за деньги. Они либо выполняют заказ, либо шантажируют, требуя денег за молчание. Я никогда не плачу и действую открыто, по закону.

А как поступать, когда тебя атакуют люди, которые называют себя журналистами?

Я еще не решил, буду ли обращаться в суд по поводу последней атаки. Заранее знаю: пока будет вынесен вердикт, пройдут месяцы или годы, а моя репутация будет страдать. К моему огромному сожалению, Украина в этом почти уникальна – это одна из немногих стран, где мне приходилось работать, где немотивированный удар по репутации человека стал обыденностью.

Более того, в глазах значительной части украинских медиа быть предпринимателем уже подозрительно. Можно подумать, что развитие экономики нужно только бизнесу. Это удивляет меня не меньше, а порой даже больше, чем атака на меня лично. В стране – война, и экономическая мощь государства важна как никогда для всех без исключения. А ее основой как раз и являются успешные предприниматели и компании.

Закон в Украине, к сожалению, никак не защищает тех, кто попал под информационную атаку. Ты можешь привлекать в страну большие инвестиции, приводить западных партнеров, платить миллиарды гривен налогов – но все это не будет иметь никакого значения для «расследователей», которые одним взмахом пера или словом в эфире объявят тебя подлецом. А дальше уже выкручивайся, как хочешь.

Почему меня это так задевает, что я пишу об этом уже не в первый раз?

Я – бизнес-партнер двух компаний с мировым именем. Одна из них – американский Forbes, для владельцев которого репутация имеет гораздо большую ценность, чем деньги. Когда мы вели переговоры о возрождении украинской версии журнала, в первую очередь речь шла о ценностях и стандартах журналистской профессии – и только потом о финансах. Владельцы бренда ни за какие деньги не доверили бы нам свое имя, если бы имели хоть какие-то сомнения в моей репутации.

Вторая компания, с которой я сотрудничаю уже более 15 лет, – это Gebr. Heinemann. Это немецкий семейный бизнес, работающий с конца XIX века. Один из крупнейших в мире операторов беспошлинной торговли присутствует более чем в 100 странах мира. Я горжусь тем, что привел этот бренд в Украину. Мы уплатили в украинский бюджет сотни миллионов, а рентные платежи, в частности, аэропортам «Борисполь» и «Жуляны», измеряются миллиардами гривен. И когда в СМИ намекают на причастность магазинов duty free к контрабанде, это удар не только по мне, но и по компании Gebr. Heinemann. Надо быть либо инфокиллером, либо вовсе не разбираться в бизнесе, чтобы бросаться такими обвинениями в адрес компаний, главный актив которых – не миллиардные доходы, а репутация.

Для справки: за 15 лет, что мы с Gebr. Heinemann ведем бизнес в Украине, у нас не было ни единого штрафа, ни одного дела по поводу нарушения таможенных правил. В регионах, где работают наши компании, мы входим в список крупнейших налогоплательщиков.

Не стану разбирать другие обвинения в мой адрес – они такие же надуманные, а с логикой и фактами там еще хуже. Единственное, что хочу добавить: с Рисбеком Токтомушевым я не виделся лет восемь или девять. Знаю его как порядочного человека, профессионала, поэтому желаю ему всяческих успехов там, где он сейчас работает.

Я прекрасно отдаю себе отчет в роли журналистики в обществе. Именно поэтому я вернул в Украину Forbes. И я до сих пор надеюсь, что жертвы информационных атак или журналистских ошибок однажды получат право на защиту.

Я искренне хочу, чтобы в Украине наконец-то начали ценить репутацию бизнеса. Ведь от него, без преувеличения, зависит будущее страны.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні