Откладывать на потом – плохая привычка? Прокрастинировать можно, но следует делать это правильно. Вот три правила из книги «4000 недель» Оливера Беркмана /Фото Иллюстрация Shutterstock
Категория
Лидерство
Дата

Откладывать на потом – плохая привычка? Прокрастинировать можно, но следует делать это правильно. Вот три правила из книги «4000 недель» Оливера Беркмана

Иллюстрация Shutterstock

Воскресенье, звонок рано утром. Известный американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт узнает, что к нему на обед уезжает бизнесмен Эдгар Кауфман-старший. Хочет увидеть, как выглядит план его будущей резиденции. Раньше Райт говорил, что как раз над ним работает, но на самом деле откладывал это дело до последнего. Спокойно позавтракав, 67-летний архитектор приступил к работе и через два часа спроектировал свой самый знаменитый дом Fallingwater

Гениальный результат прокрастинации – исключение, а не закономерность. Однако склонны к отложению дел все. Суть состоит в том, чтобы не избавиться от прокрастинации, а научиться с умом выбирать, что откладывать на потом, чтобы сосредоточиться на самом важном, пишет журналист и писатель Оливер Беркман в книге «4000 недель».

Большинство экспертов по производительности убеждены – успеть все реально. Беркман вспоминает известную историю о больших камнях, гальке и песке, которые можно поместить в банке, если складывать их в правильной последовательности: от самого большого до самого маленького. «Главный вопрос не в том, как отличать важные вещи от неважных, а в том, что делать, когда почти все кажется важным и подпадает под определение камня», – пишет он и советует три принципа эффективной прокрастинации.

Forbes публикует советы Беркмана из книги, которую издательство «Лаборатория» опубликовало на украинском в ноябре 2021 года.

Заплатите себе

– Принцип номер один: в вопросах времени сначала заплатите себе… Если в день получения зарплаты вы отложите определенную ее часть или инвестируете, или погасите долги, то, скорее всего, даже не почувствуете отсутствия денег… Но если вы, как и большинство людей, будете платить себе в конце, надеясь, что после покупок нашкребете какие-то средства, чтобы отложить, то обычно будете оставаться ни с чем.

Эту же логику можно применить ко времени. Если вы будете выполнять мелкие задачи в надежде, что сможете высвободить время для более важных дел, то потерпите неудачу. Если определенная деятельность действительно имеет для вас значение (творческий проект, налаживание личной жизни или активность во благо какой-либо цели), единственный способ ее реализовать – это взяться за нее сегодня.

Ограничивайте текущую работу

Второй принцип: ограничивайте текущую работу. Пожалуй, самый соблазнительный способ избегать правды об ограниченности времени заключается в одновременном запуске многих проектов: таким образом вы чувствуете, словно имеете множество вариантов и двигаетесь сразу во многих направлениях. Но вместо этого часто получается так, что вы топчитесь на месте, потому что каждый раз, когда проект кажется слишком сложным, пугающим или скучным, вы можете перепрыгнуть на другой. Таким образом, вы сохраняете чувство контроля над ситуацией, но расплачиваетесь тем, что никогда не доводите важные дела до конца.

Альтернативный подход предлагает установить жесткий лимит на количество задач, над которыми вы можете работать. В подробно разбирающей эту стратегию книге «Персональный канбан» консультанты Джим Бенсон и Тониенн Демария Барри советуют ограничить количество дел до трех. Как только вы выберете для себя три задания, другие требования относительно вашего времени вынуждены будут подождать, пока вы не выполните одно из них и не освободите место. (Также можно освобождать место, отказываясь от проекта, если что-то не складывается; суть не в том, чтобы гнаться за исполнением всего, что вы начали, а в том, чтобы побороть привычку откладывать на потом недоведенные до конца постоянно накапливающиеся дела.)

Не искушайтесь на второстепенные приоритеты

Третий принцип: не искушайтесь на второстепенные приоритеты. Существует история, которую приписывают Уоррену Баффету. В ней личный пилот успешного инвестора спрашивает его о том, как расставлять приоритеты. Я бы сказал: «Просто сосредоточься на управлении самолетом!» Но, очевидно, случай произошел не посреди полета, потому что Баффет ответил иначе: он посоветовал составить список из двадцати пяти вещей, которые тот хочет сделать в жизни, и расставить их от самых важных до наименее важных. Вокруг пяти важнейших дел нужно организовывать свое время. Однако, вопреки ожиданиям пилота, Баффет сказал, что остальные двадцать – дела не второго порядка, которыми стоит заниматься по случаю. Наоборот, их надо любой ценой избегать, потому что эти амбиции недостаточно весомы, чтобы занять ведущее место в жизни, но они достаточно соблазнительны и могут оторвать от более важных дел.

Но, как отмечает писательница Элизабет Гилберт, слишком легко убедить себя, что стоит просто найти смелость отказаться от всевозможных неторопливых вещей, которыми вы и так не хотели заниматься. Она пишет: «На самом деле все не так просто. Вам нужно научиться говорить «нет делам, которыми вы хотите заниматься, осознавая, что жизнь у вас только одна».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"