Starlight Media, Avon, Intellias и другие украинские компании разрабатывают программы противодействия домашнему насилию. Влияет ли это на бизнес?
Почти каждая третья женщина в мире по крайней мере раз испытывала физическое или сексуальное насилие, менее 40% женщин обратились за помощью. Реагирование на случаи гендерно обусловленного насилия обходится странам Европейского Союза в €366 млрд в год. Люди, которые в своей жизни сталкивались с дискриминацией, чаще страдали от насилия и домогательства на рабочем месте.
Все эти цифры и факты указывают, что гендерно обусловленное насилие – проблема не только в правозащитном поле, но и в экономическом. Несмотря на распространенное мнение, что домашнее насилие – личное дело, а максимум – дело полиции, нельзя отрицать важность роли медиа, работодателей, общества в противодействии этому явлению.
Механизмы защиты прав человека
Что могут сделать компании для предотвращения и противодействия насилию на рабочем месте?
Разберемся с дефинициями и конвенциями. Стамбульская конвенция, которую Украина ратифицировала 20 июня 2022 года и которая вступила в силу 1 ноября этого года, направлена на защиту, предотвращение и противодействие насилию в отношении женщин и домашнего насилия.
Конвенция определяет, что такое физическое, психологическое и сексуальное насилие, преследования и сексуальные домогательства, и предусматривает, что компании должны разрабатывать и внедрять документы «для предотвращения насилия в отношении женщин и повышения уважения к их достоинству».
Конвенция Международной организации труда №190 и Рекомендация №26 к ней вступили в силу в Украине 25 июня 2021 года. Документы освещают как вопросы равенства и недискриминации, так и вопросы безопасности и гигиены труда и включают случаи насилия и домогательств, которые происходят «в период работы, связанные с работой или возникающие в связи с работой», в формальной и неформальной экономике., как в частном, так и в государственном секторах
Итак, мы видим, что бизнес и противодействие насилию – это не далекие друг от друга вещи.
Во время полномасштабной войны украинские компании продолжают реализовывать практики в поддержку женщин и противодействия гендерно обусловленному насилию. По состоянию на 2022 год 18 украинских бизнесов подписали Принципы расширения прав и возможностей женщин (Women Empowerment Principles – WEPs , предусматривающие справедливое отношение к женщинам и мужчинам без дискриминации, а также поддержание здоровья, благосостояния и безопасности работниц.
40 компаний подписали Декларацию для гендерного равенства и предотвращения домашнего насилия и присоединились к Корпоративному альянсу. Что это значит на практике?
Подписанты разрабатывают и внедряют Политики гендерного равенства и противодействия дискриминации, проводят исследования по дискриминации на рабочем месте (по признакам пола, возраста, наличия семейных обязанностей, инвалидности, сексуальной ориентации и т.п.), оценивают гендерную чувствительность корпоративных практик, поддерживают программы ответственного родительства, информируют работников и работниц о предотвращении и противодействии притеснениям на рабочем месте, помогают пострадавшим от насилия и т.д.
Что делают украинские компании для предотвращения гендерно обусловленного насилия
Компания Starlight Media реализует программу по поддержке пострадавших от домашнего насилия, которая предусматривает возможность потерпевшего обратиться в корпоративную психологическую службу поддержки, получить юридическое сопровождение и получить материальную помощь, также перейти на гибкий график и/или временно отказаться от выполнения рабочих задач при сохранении полной заработной платы.
Starlight Media создала более 500 материалов о проблеме домашнего насилия для предоставления информации зрителям и зрительницам о сервисах помощи пострадавшим. Также компания в партнерстве с Институтом когнитивного моделирования реализовала кампанию по противодействию домашнему насилию #НеЗдається.
Компания Avon разработала Протокол для работниц и работников компании о действиях в поддержку человека, страдающего от насилия, а также открыла кризисную комнату для пострадавших от домашнего насилия, где они могут находиться до 10 дней. Кроме этого, компания начала программу для женщин, пострадавших от сексуального или физического насилия в результате военных действий в Украине, и предоставила свою продукцию для помощи женщинам.
Важны также усилия бизнеса в информировании и привлечении внимания к теме борьбы с насилием. Так, в течение 16 дней противодействия насилию украинская IT-компания Intellias и FFFACE.ME разработали благотворительную Instagram-маску, чтобы привлечь внимание к проблеме домашнего насилия. Собранные средства компании передали на ремонт Женского центра БО «Ореховый дом».
И это всего несколько примеров неравнодушия бизнеса, и исключительно – украинские.
Чтобы получить больше знаний, можно пройти онлайн-курс «Предотвращение и противодействие сексуальным домогательствам на рабочем месте», размещенный на сайте Национального агентства Украины по вопросам государственной службы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.