Дать миссию, разговаривать с командой, научить ее рисковать и ошибаться. Пять советов для лидера во время войны /Getty Images
Категория
Лидерство
Дата

Дать миссию, разговаривать с командой, научить ее рисковать и ошибаться. Пять советов для лидера во время войны

Getty Images

«Лидеры тоже люди, и все понимают, что топ-менеджер не железный, – говорит CEO Comfy Игорь Хижняк. – Но если я сдамся, что будет с другими?» Война тестирует навыки лидеров в адаптации и быстрых изменениях. Как управлять компанией и людьми во время шторма? Универсального рецепта нет. «У IT-компании в Ивано-Франковске одни вызовы, в пекарне в Бахмуте – кардинально другие», – говорит исполнительный директор Центра Лидерства УКУ Андрей Рождественский. Впрочем, есть принципы, которые помогут каждому. Вместе с Рождественским Forbes перечисляет пять из них.

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Один из самых больших вызовов руководителя во время войны – выбрать стиль лидерства

Во время кризиса правильными могут быть и централизация, и децентрализация. Выбирать второй путь следует только при условии, если сотрудники готовы самостоятельно принимать решения в сложной ситуации. «Если в жесткой организации во время критической ситуации сказать: «Принимайте решения сами», это будет воспринято как слабость», – предупреждает Рождественский.

  • Учить людей стоит до начала кризиса или когда шторм несколько стихает. Какие принципы необходимо внедрять?
  • Высокая компетентность людей и доверие.
  • Четко поставленные цели и миссии.
  • Общее информирование: постоянное проведение информационных мероприятий.
  • Вовлечение людей в принятие рисков. «Надо научить просчитывать риски, не бояться рисковать и ошибаться – в таких ситуациях никогда не будет правильных решений», – отмечает Рождественский.
  • Намерение руководителя. Лидер должен объяснять сотрудникам свое видение картины мира, чтобы они понимали, какими приоритетами он пользуется и как бы он действовал в различных ситуациях.

Не игнорировать идеологию, миссию и видение компании. Во время войны они выходят на передний план

Философия бизнеса в критические времена становится особенно важной. «Вспомнить, ради чего мы здесь собрались, вдохновляет, – говорит Рождественский. – Особенно если вам, например, нечем платить людям зарплату». Есть корреляция между уровнем развития идеологии компании и фондом оплаты труда, добавляет он. Если компания инвестирует в идеологию, может сэкономить на фонде оплаты труда.

Условие, при котором идеология будет работать, – искренность. Владелец компании и HR должны регулярно и тщательно разрабатывать философию и внедрять ее принципы, а не только декларировать.

из личного архива

Исполнительный директор Центра Лидерства УКУ Андрей Рождественский. Фото из личного архива

Внимание на ментальное здоровье

«Долгое время в Украине психическое здоровье работников – не проблема работодателей, – говорит Рождественский. – Есть проблема – иди к терапевту и занимайся ею». Но сейчас в разной степени травмированы все украинцы. Поэтому в компаниях должна быть выделена отдельная функция заботы о психологическом здоровье, она может быть закреплена за HR или за отдельным специалистом. «Иногда организации еще больше дотравливают людей, – говорит Рождественский. – Нужно хотя бы убрать эти факторы из рабочей среды, чтобы не ухудшать жизнь сотрудникам».

Лично общаться с членами команды

Раз в месяц лидерам следует разговаривать с работником о его переживаниях. Людей следует предупредить, что такие беседы будут проходить системно и касаться их состояния, самочувствия, дел в семье и т. д. «Выделить 10–15 минут точно можно, – говорит Рождественский. – Это ответственность лидера перед людьми, с которыми он работает».

Развивать командную стойкость

Центр Лидерства УКУ, возглавляемый Рождественским, работает по модели 11 лидерских добродетелей. Если руководитель будет развивать их в себе, то сможет построить резильентную команду, готовую даже к глобальным вызовам.

  • Визионность. Видение целостной картины и построение дальновидных решений.
  • Драйв. Направлять энергию на достижение целей.
  • Коллаборация. Налаживать горизонтальное взаимодействие.
  • Смирение. Умение быть готовым к поражениям, признание того, что вы многого не знаете.
  • Гуманность. Способность к рефлексии и благодарность тем, кто поддерживает.
  • Целостность. Навык соответствовать своим принципам.
  • Взвешенность. Умение управлять эмоциями, в первую очередь отрицательными.
  • Подотчетность. Способность объяснять работникам и руководству, почему нужно принимать те или иные решения.
  • Справедливость (на уровне организации мы говорим о равном распределении бонусов и штрафных санкций).
  • Смелость. Действие вопреки страху.

Центральный элемент структуры – критическое суждение. Эта добродетель необходима, когда другие принципы вступают в конфликт, объясняет Рождественский.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине