Дать миссию, разговаривать с командой, научить ее рисковать и ошибаться. Пять советов для лидера во время войны /Getty Images
Категория
Лидерство
Дата

Дать миссию, разговаривать с командой, научить ее рисковать и ошибаться. Пять советов для лидера во время войны

3 хв читання

Getty Images

«Лидеры тоже люди, и все понимают, что топ-менеджер не железный, – говорит CEO Comfy Игорь Хижняк. – Но если я сдамся, что будет с другими?» Война тестирует навыки лидеров в адаптации и быстрых изменениях. Как управлять компанией и людьми во время шторма? Универсального рецепта нет. «У IT-компании в Ивано-Франковске одни вызовы, в пекарне в Бахмуте – кардинально другие», – говорит исполнительный директор Центра Лидерства УКУ Андрей Рождественский. Впрочем, есть принципы, которые помогут каждому. Вместе с Рождественским Forbes перечисляет пять из них.

Один из самых больших вызовов руководителя во время войны – выбрать стиль лидерства

Во время кризиса правильными могут быть и централизация, и децентрализация. Выбирать второй путь следует только при условии, если сотрудники готовы самостоятельно принимать решения в сложной ситуации. «Если в жесткой организации во время критической ситуации сказать: «Принимайте решения сами», это будет воспринято как слабость», – предупреждает Рождественский.

  • Учить людей стоит до начала кризиса или когда шторм несколько стихает. Какие принципы необходимо внедрять?
  • Высокая компетентность людей и доверие.
  • Четко поставленные цели и миссии.
  • Общее информирование: постоянное проведение информационных мероприятий.
  • Вовлечение людей в принятие рисков. «Надо научить просчитывать риски, не бояться рисковать и ошибаться – в таких ситуациях никогда не будет правильных решений», – отмечает Рождественский.
  • Намерение руководителя. Лидер должен объяснять сотрудникам свое видение картины мира, чтобы они понимали, какими приоритетами он пользуется и как бы он действовал в различных ситуациях.

Не игнорировать идеологию, миссию и видение компании. Во время войны они выходят на передний план

Философия бизнеса в критические времена становится особенно важной. «Вспомнить, ради чего мы здесь собрались, вдохновляет, – говорит Рождественский. – Особенно если вам, например, нечем платить людям зарплату». Есть корреляция между уровнем развития идеологии компании и фондом оплаты труда, добавляет он. Если компания инвестирует в идеологию, может сэкономить на фонде оплаты труда.

Условие, при котором идеология будет работать, – искренность. Владелец компании и HR должны регулярно и тщательно разрабатывать философию и внедрять ее принципы, а не только декларировать.

из личного архива

Исполнительный директор Центра Лидерства УКУ Андрей Рождественский. Фото из личного архива

Внимание на ментальное здоровье

«Долгое время в Украине психическое здоровье работников – не проблема работодателей, – говорит Рождественский. – Есть проблема – иди к терапевту и занимайся ею». Но сейчас в разной степени травмированы все украинцы. Поэтому в компаниях должна быть выделена отдельная функция заботы о психологическом здоровье, она может быть закреплена за HR или за отдельным специалистом. «Иногда организации еще больше дотравливают людей, – говорит Рождественский. – Нужно хотя бы убрать эти факторы из рабочей среды, чтобы не ухудшать жизнь сотрудникам».

Лично общаться с членами команды

Раз в месяц лидерам следует разговаривать с работником о его переживаниях. Людей следует предупредить, что такие беседы будут проходить системно и касаться их состояния, самочувствия, дел в семье и т. д. «Выделить 10–15 минут точно можно, – говорит Рождественский. – Это ответственность лидера перед людьми, с которыми он работает».

Развивать командную стойкость

Центр Лидерства УКУ, возглавляемый Рождественским, работает по модели 11 лидерских добродетелей. Если руководитель будет развивать их в себе, то сможет построить резильентную команду, готовую даже к глобальным вызовам.

  • Визионность. Видение целостной картины и построение дальновидных решений.
  • Драйв. Направлять энергию на достижение целей.
  • Коллаборация. Налаживать горизонтальное взаимодействие.
  • Смирение. Умение быть готовым к поражениям, признание того, что вы многого не знаете.
  • Гуманность. Способность к рефлексии и благодарность тем, кто поддерживает.
  • Целостность. Навык соответствовать своим принципам.
  • Взвешенность. Умение управлять эмоциями, в первую очередь отрицательными.
  • Подотчетность. Способность объяснять работникам и руководству, почему нужно принимать те или иные решения.
  • Справедливость (на уровне организации мы говорим о равном распределении бонусов и штрафных санкций).
  • Смелость. Действие вопреки страху.

Центральный элемент структуры – критическое суждение. Эта добродетель необходима, когда другие принципы вступают в конфликт, объясняет Рождественский.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд