«Лидеры тоже люди, и все понимают, что топ-менеджер не железный, – говорит CEO Comfy Игорь Хижняк. – Но если я сдамся, что будет с другими?» Война тестирует навыки лидеров в адаптации и быстрых изменениях. Как управлять компанией и людьми во время шторма? Универсального рецепта нет. «У IT-компании в Ивано-Франковске одни вызовы, в пекарне в Бахмуте – кардинально другие», – говорит исполнительный директор Центра Лидерства УКУ Андрей Рождественский. Впрочем, есть принципы, которые помогут каждому. Вместе с Рождественским Forbes перечисляет пять из них.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Оформлюйте передзамовлення та будьте першими, хто отримає два журнали за ціною одного!
Один из самых больших вызовов руководителя во время войны – выбрать стиль лидерства
Во время кризиса правильными могут быть и централизация, и децентрализация. Выбирать второй путь следует только при условии, если сотрудники готовы самостоятельно принимать решения в сложной ситуации. «Если в жесткой организации во время критической ситуации сказать: «Принимайте решения сами», это будет воспринято как слабость», – предупреждает Рождественский.
- Учить людей стоит до начала кризиса или когда шторм несколько стихает. Какие принципы необходимо внедрять?
- Высокая компетентность людей и доверие.
- Четко поставленные цели и миссии.
- Общее информирование: постоянное проведение информационных мероприятий.
- Вовлечение людей в принятие рисков. «Надо научить просчитывать риски, не бояться рисковать и ошибаться – в таких ситуациях никогда не будет правильных решений», – отмечает Рождественский.
- Намерение руководителя. Лидер должен объяснять сотрудникам свое видение картины мира, чтобы они понимали, какими приоритетами он пользуется и как бы он действовал в различных ситуациях.
Не игнорировать идеологию, миссию и видение компании. Во время войны они выходят на передний план
Философия бизнеса в критические времена становится особенно важной. «Вспомнить, ради чего мы здесь собрались, вдохновляет, – говорит Рождественский. – Особенно если вам, например, нечем платить людям зарплату». Есть корреляция между уровнем развития идеологии компании и фондом оплаты труда, добавляет он. Если компания инвестирует в идеологию, может сэкономить на фонде оплаты труда.
Условие, при котором идеология будет работать, – искренность. Владелец компании и HR должны регулярно и тщательно разрабатывать философию и внедрять ее принципы, а не только декларировать.
Внимание на ментальное здоровье
«Долгое время в Украине психическое здоровье работников – не проблема работодателей, – говорит Рождественский. – Есть проблема – иди к терапевту и занимайся ею». Но сейчас в разной степени травмированы все украинцы. Поэтому в компаниях должна быть выделена отдельная функция заботы о психологическом здоровье, она может быть закреплена за HR или за отдельным специалистом. «Иногда организации еще больше дотравливают людей, – говорит Рождественский. – Нужно хотя бы убрать эти факторы из рабочей среды, чтобы не ухудшать жизнь сотрудникам».
Лично общаться с членами команды
Раз в месяц лидерам следует разговаривать с работником о его переживаниях. Людей следует предупредить, что такие беседы будут проходить системно и касаться их состояния, самочувствия, дел в семье и т. д. «Выделить 10–15 минут точно можно, – говорит Рождественский. – Это ответственность лидера перед людьми, с которыми он работает».
Развивать командную стойкость
Центр Лидерства УКУ, возглавляемый Рождественским, работает по модели 11 лидерских добродетелей. Если руководитель будет развивать их в себе, то сможет построить резильентную команду, готовую даже к глобальным вызовам.
- Визионность. Видение целостной картины и построение дальновидных решений.
- Драйв. Направлять энергию на достижение целей.
- Коллаборация. Налаживать горизонтальное взаимодействие.
- Смирение. Умение быть готовым к поражениям, признание того, что вы многого не знаете.
- Гуманность. Способность к рефлексии и благодарность тем, кто поддерживает.
- Целостность. Навык соответствовать своим принципам.
- Взвешенность. Умение управлять эмоциями, в первую очередь отрицательными.
- Подотчетность. Способность объяснять работникам и руководству, почему нужно принимать те или иные решения.
- Справедливость (на уровне организации мы говорим о равном распределении бонусов и штрафных санкций).
- Смелость. Действие вопреки страху.
Центральный элемент структуры – критическое суждение. Эта добродетель необходима, когда другие принципы вступают в конфликт, объясняет Рождественский.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.