«Насколько вы счастливы, работая у нас?» – так звучит один из вопросов, который компания JTI раз в год задает команде в рамках исследования вовлеченности. В 2021 году 94% сотрудников заверили работодателя: они счастливы
Высокий показатель – не случайность. Один из глобальных фокусов JTI – благополучие команды, или создание среды, в которой реализовать потенциал может каждый. Стратегия состоит из пяти направлений: физическое и ментальное здоровье, финансовая грамотность, укрепление социальных связей и работа с эмоциями. Социальная программа JTI учит команду поддерживать отношения с мужьями, женами, партнерами и детьми. «Когда в 2020‐м и 2021 году все сидели дома, во многих семьях возникали сложности», – вспоминает People & Culture Business Partner JTI Станислав Фотченко. Компания организовала вебинары с психотерапевтом Натальей Байкаловой. Она обучала команду взаимодействию с семьями и тому, как разграничивать пространство для работы и для себя.
Благополучие – не бант на подарочной коробке, который выбирают в последнюю очередь. Это ключ к эффективности в бизнесе, уверена директор Human Capital Advisory Services компании Deloitte Елена Бойченко. Наличие инструментов корпоративного благополучия уменьшает ожидания сотрудника по повышению зарплаты на 22% и увеличивает вовлеченность на 59%, подсчитали в Wellbeing Company, которая помогает внедрять практики благополучия.
Если не создавать дополнительную ценность для сотрудника, можно стать аутсайдером на рынке труда, предупреждает директор по управлению персоналом группы Ferrexpo Анна Адом. Когда работник хочет большего, чем просто зарплата, – это хорошо, добавляет она. Почему? От такого сотрудника можно ждать большего в ответ. В 2020 году 89% организаций заметили положительный эффект программ благополучия, сообщает исследование украинской Deloitte и Wellbeing Company, проведенное в декабре 2020‐го – январе 2021‐го. «Благополучные» команды демонстрировали более высокие уровни боевого духа и вовлечения. Проще говоря, быть хорошим и заботливым – выгодно.
Забота как стратегия
Физическое, финансовое, социальное и ментальное здоровье – основные составляющие организационного благополучия, говорит основательница и CEO Wellbeing Company Алена Бондарь. Приоритетной она считает ментальную сферу. Этот статус ей дала пандемия. Осенью 2020 года аналитики McKinsey констатировали, что результатом COVID‐19 может стать увеличение распространенности поведенческих заболеваний на 50%. Это может навредить ментальному и физическому благополучию.
Как на это реагируют организации? В продуктовой IT‐компании appflame существует практика встреч с HR‐партнерами, на которых сотрудники обсуждают персональные проблемы – нет ли симптомов выгорания, проблем с проектами или дома. Команды готовы делиться личным с коллегами: последний внутренний опрос в appflame показал, что 96% сотрудников доверяют руководителю и HR. Доверие конвертируется в здоровую психологическую атмосферу, а она, по Бондарь, – в вовлеченность и достижение целей.
«Когда работник хочет большего, чем просто зарплата — это хорошо. От такого можно ждать большего в ответ».
Анна Адом Директор по управлению персоналом группы Ferrexpo
Ferrexpo развивают в команде осознанность. Это улучшает не только ментальное здоровье, но и производительность: когда сотрудник действует осознанно, снижается риск производственных травм. Ferrexpo – горнодобывающая группа с опасным производством. Ошибки могут стоить дорого. «Осознанность важна и в условиях пандемии, – говорит Адом. – Сотрудник, у которого нет этого навыка, не способен работать в сложном гибридном режиме».
Психологическую поддержку в компании оказывают эксперты, которые живут далеко от центрального офиса компании в Полтавской области. Это было важным условием для успеха программы: сотрудники переживали, что в небольшом городе их персональная информация может просочиться. А JTI было важно, чтобы эксперты объясняли практическую пользу инструментов. Психотерапевт Евгений Пилецкий, читая лекцию о практиках осознанности, сразу отрабатывал их с командой и объяснял механизм действия, чтобы побороть возможный скептицизм.
Как сделать команду счастливой
Как построить стратегию благополучия? Бондарь советует начать с диагностики и задаться вопросом, на какой стадии зрелости находится компания, чтобы определить, требуется сейчас профилактика или тушение пожаров. «Важно понять, какой путь вы прошли, куда идете и каких людей хотите видеть в команде: творческих, спортивных, стрессоустойчивых, чтобы правильно расставить акцент», – говорит Бондарь.
Медиакомпания AIR Media‐Tech воспитывает вовлеченных сотрудников. В рамках благотворительного проекта Air Charity сотрудники получили анкеты детей, подопечных социальных фондов, и самостоятельно собирали подарок, который отправляли ребенку. Ежедневно в компании проходят фитнес‐брейки, которые проводит сотрудница AIR Media‐Tech. За пять прочитанных книг из корпоративной библиотеки специалистам дарят билет в кино. Эффективны ли эти усилия? «Недавно от нас увольнялась сотрудница со словами: «Я решу свои проблемы и сразу вернусь. Не прощаюсь», – вспоминает менеджер по счастью в AIR Media‐Tech Ксения Омельчук.
В appflame хотят дать командам возможности для саморазвития и хобби. Помогает в этом наличие в пакете благ завтраков, обедов и перекусов в офисе. Так в компании освобождают время, в которое сотрудники занимались бы готовкой самостоятельно.
Ferrexpo стремится избавить команду от страха перед будущим. Сотрудников учат увеличивать доходы, делать накопления и грамотно брать кредиты. «Чем старше становится человек, тем больше стресса он испытывает в отношении будущего, – говорит Адом. – Если сотрудник отдал нашему предприятию 20–30 лет, мы не скажем ему: «А теперь выживай на свою пенсию». Мы хотим, чтобы человек знал: он всегда может жить хорошо».
На фабриках JTI сотрудники работают стоя и в ночную смену. Отдельные вебинары в рамках программы физического здоровья компания посвятила тому, как регулировать сон и поддерживать здоровую осанку. Один из разработчиков appflame – в прошлом профессиональный спортсмен. Специально для него компания приобрела оборудование, необходимое для тренировок. «В стратегии благополучия необходима максимальная кастомизация, где это возможно без ущерба для общего дела, – говорит Бондарь. – Общая температура по палате просто неэффективна».
Как не промахнуться
На чем можно споткнуться, реализуя программу организационного благополучия? Адом предупреждает о ловушке популизма: формальные программы, не подкрепленные реальными шагами, разочаруют сотрудников. Например, не стоит проводить лекции о пользе правильного питания и не вводить здоровое меню в офисной столовой.
«Мысли сотрудника могут выглядеть так: «Если компании плевать на мои потребности, почему мне должно быть не плевать на ее рабочие цели?»
Алена Бондарь Основательница и CEO Wellbeing Company
Компания должна слышать запрос команды, но не идти у нее на поводу, а делать осознанные шаги. Представьте, что сотрудники просят больше сладостей, кофе и компьютерных игр в зоне отдыха. Правильным будет не поддержать их в этом желании, а понять, с чем связан запрос, считает Бондарь. Вероятно, дело в нехватке здорового сна. «Незнание правил заботы о здоровье ведет к выгоранию, – говорит она. – Выгорают лучшие – топ‐перформеры. Чтобы им помочь, нужно вести за собой, а не просто принимать предложения».
Чтобы понять, что действительно нужно команде, IT‐компания исследует вовлеченность и удовлетворенность сотрудников, в том числе с помощью нейромаркетинговых исследований. В него вошел опрос и инструментальные составляющие – например, энцефалография. Комбинация методов помогла разобраться, что мотивирует сотрудников. Выяснилось, что специалисты GlobalLogic преимущественно ценят предсказуемость и системность. Компания доработала программу медицинской страховки и ввела отдельный депозит на дополнительные расходы: например, абонементы в спортзал, визиты к психологу и ретриты.
Эффект счастья
Система заботы о физическом здоровье Ferrexpo состоит из двух блоков. В первом нейрофизиологи и нутрициологи объясняют, какие условия благотворно влияют на тело, а какие опасны. Следующий шаг – программы отработки привычек. Сотрудники выстраивают план на месяц и осваивают новый навык: например, пить достаточное количество воды или перейти на более здоровый рацион. В компании уверены: такая стратегия позволяет бороться с нерегулируемыми пропусками работы. «Если программа ЗОЖ сформулирована правильно, снижаются уровни заболеваемости», – говорит Адом.
Чем еще выгодно благополучие? «Эта концепция сопровождает сотрудника в компании – с онбординга и того, каких работников привлекает организация, до офбординга», – говорит Бондарь. Наличие в команде менеджера по счастью особенно мотивирует именно новичков, рассказывают в AIR Media‐Tech. Они получают от компании подарки во время онбординга и по завершении испытательного срока.
Одним из лучших фидбэков от команды в appflame считают слова: «Рекрутеры других компаний пишут несколько раз в неделю с предложениями по работе, но мы отказываемся». Цель компании – нанимать и удерживать лучших. Для этого нужны особые условия. Например, командам, которые добились впечатляющих результатов, устраивают путешествия – последний раз сотрудники провели неделю в Греции. Благодаря такой политике 96% специалистов готовы рекомендовать appflame как работодателя знакомым. «Сейчас условия диктует сотрудник, а не компания, – соглашается Адом. – Заработная плата конкурентна только на уровне входа. Потом человек начинает желать большего».
Программы организационного благополучия позволяют сотруднику ощутить заботу и поддержку. «Мысли сотрудника могут выглядеть так: «Если компании плевать на мои потребности, почему мне должно быть не плевать на ее рабочие цели? – резюмирует Бондарь. – Благополучие – осознанность и зрелость. С такими людьми не только приятно, но и выгодно работать».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.