Экс-директор Украинского культурного фонда Юлия Федив согласилась возглавить Министерство культуры и информационной политики Украины. Если депутаты поддержат ее кандидатуру, то Федив ждет управление министерством в непростые времена. Урезанный бюджет на культуру и проблемы, вызванные вторжением и оставленные предшественниками. Кто такая Федив, почему ее поддерживают представители креативных индустрий и какие вопросы ей придется решать
Юлию Федив могут назначить на пост министра культуры и информационной политики уже в сентябре, сказала заместитель главы фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук в эфире «Радио Свобода». Однако в ходе ближайших заседаний Верховная Рада не будет принимать другие кадровые решения, отметила она. «Со слов [Федив] следует, что решение может быть где-то в середине сентября, то есть не на этой неделе», – написал в своем Telegram-канале народный депутат Ярослав Железняк.
20 июля министр культуры Александр Ткаченко подал в отставку. Это произошло после того, как президент Владимир Зеленский в обращении предложил премьер-министру Денису Шмыгалю рассмотреть замену министра культуры и информационной политики. Причина – нерациональные расходы государственных средств. Каждый проект, который может быть реализован за счет внебюджетных ресурсов, должен быть реализован именно так, сказал Зеленский.
Федив не прокомментировала Forbes, окончательно ли решила возглавить Министерство культуры и информационной политики. Но признала, что должность ей интересна. «Для меня государственное управление – это сфера, где на системообразующем уровне можно делать изменения, которые будут двигать культурную и информационную политику к развитию», – говорит Федив. Ей также важно быть примером для лидеров, мечтающих быть творцами перемен.
«Самое главное – у меня есть необходимые знания и опыт, и я хочу, чтобы они работали для развития Украины», – говорит Федив. Сейчас она координатор ЮНЕСКО по культуре, за плечами – три года работы исполнительным директором УКФ, а также управление международными проектами. Какие вызовы ожидают Федив, если она решит возглавить Минкульт, и почему креативщики ее поддерживают.
Почему Федив поддерживают креативщики
«Справедливый и профессиональный выбор», – написала в Facebook известная украинская актриса Ирма Витовская, комментируя возможное назначение нового министра. Ключевой заслугой Юлии Федив креативщики называют то, что ей удалось с нуля запустить большую государственную машину – Украинский культурный фонд. До этого, в 2017-м, она возглавляла Национальное бюро программы ЕС «Креативная Европа», в рамках которой представители культуры и медиа могли получить грант. Тогда до €200 000 получили четыре проекта международного сотрудничества. По состоянию на 2017-й таких проектов всего было пять.
С 2015 по 2017 годы Федив координировала проекты, связанные с журналистикой, социальной сферой, театром, партнерством общин Украины и Германии, перед этим получив степень Ph.D по специальности «Международные отношения». На магистратуре в Германии изучала международное право.
7 февраля 2018-го Федив избрали исполнительным директором новой государственной институции – Украинского культурного фонда. Среди секторов, которыми до сих пор занимается УКФ – визуальное и аудиальное искусство, культурное наследие, дизайн и мода, литература, перформативное и сценическое искусство. Фонд выдавал малые и средние гранты на проекты в этих областях.
«Фактически Федив по приказу государства создала большой фонд, который успешно функционировал, – говорит культурная менеджер Екатерина Тейлор. – И если мы посмотрим на УКФ под ее руководством и сейчас, то поймем, что это не случайность. Федив очень эффективная менеджер».
За 2018 год команде УКФ удалось поддержать грантами 293 проекта в разных областях. Всего на операционную деятельность УКФ и культурно-художественные проекты потратили 153,7 млн грн. В 2019-м фонд поддержал уже 432 проекта, а его расходы выросли почти в четыре раза – до 572 млн грн, свидетельствуют данные отчетов организации.
На рынке было мнение, что УКФ был едва ли не единственным источником средств на нишевые книжные проекты, говорит основатель издательства «Лаборатория» Антон Мартынов. При поддержке фонда эксперты международных программ проводили кинолаборатории для украинских кинопрофессионалов, добавляет продюсер Иванна Хицинская.
Грантовой практики в Украине тогда не было даже во внебюджетном секторе, говорит генеральный директор «Мистецького арсенала» Олеся Островская-Люта. Еще одним преодоленным Федив вызовом она считает привлечение профессионалов в сферу с довольно низкими зарплатами.
В марте 2021 года трехлетний контракт Федив закончился, и она подала свою кандидатуру на новые выборы. Перед ними новообразованный Союз концертной индустрии выпустил текст о 20 грантах, которые были выданы вроде бы с нарушениями. Федив отказалась участвовать в новом конкурсе на должность. В сентябре 2021 года в отношении нее было открыто уголовное производство. Причина обвинения – нецелевое использование 57 млн грн во время работы в УКФ.
У Госаудитслужбы был вопрос лишь к тому, что КВЭД, отвечающий сфере культуры, креативных индустрий, является вторым в перечне, а не первым, рассказывала Федив в интервью «Общественному».
В июле 2021 года Федив стала директором медиа hromadske. Она заявляла, что в течение трех лет планирует «разработать и внедрить стратегию развития hromadske 2022–2024, обеспечить устойчивость финансирования организации и расширить партнерство». В новой должности она сократила около половины штата, а через год ушла с должности. Причина – победа в программе им. Г. Гамфри, которая предусматривает 10-месячную стажировку в США.
Тогда стоял вопрос либо закрывать hromadske, либо делать достаточно радикальные шаги, говорит Евгения Моторевская, которая с июля 2021-го работала шеф-редактором hromadske. Одним из таких шагов стало сокращение штата на 40–50%. Это позволило организации выжить и показать эффективную работу, убеждена Моторевская. В начале вторжения Федив удалось найти финансирование на 2022 год, что помогло команде очень активно работать в освещении войны, добавляет она.
Вызовы для нового министра
С начала полномасштабного вторжения фокус министерства переместился из культуры на информационную политику. В 2023-м в бюджете МКИП добавилось почти 2 млрд грн на изготовление телепрограмм для государственных нужд (марафон «Единые новости», государственный канал «ДОМ», Freedom и др.). Финансирование культурных институтов существенно урезали.
За последний год Минкульт попал в эпицентр нескольких крупных скандалов. Последний касался финансирования производства 53 сериалов из госбюджета. На производство 17 из них заключили договоры более чем на 150 млн грн. Информация о тендерах усилила недовольство украинцев по поводу целесообразности крупных невоенных государственных расходов. Также МКИП осложнил выезд артистам за границу, чтобы избежать ситуаций, как со стендапером Андреем Щегелем, который, несмотря на три повестки, отправился в Турцию. Тогда музыкальные туры перенесли или отменили группы Latexfauna, Stoned Jesus, White Ward, 1914, Somali Yacht Club, The Hypnotunez, Schizogen, Bezlad.
Впрочем, наибольший административный вызов для нового министра – создание команды, говорит Галина Григоренко. В начале августа она ушла с должности заместителя министра культуры и информационной политики. Функционал всех министерств вырос, а люди постоянно увольняются – государственная работа не слишком привлекательна ни по оплате труда, ни по уровню ответственности, говорит она.
До 15 сентября Кабинет Министров планирует принять проект государственного бюджета на 2024 год. А после подачи документа в парламент начнутся переговоры о поиске больших денег на культуру. «Задача не из легких, потому кто бы ни пришел на эту должность, я ему не завидую», – добавляет она. Искать деньги придется, в частности, на аварийные консервационные работы недвижимого наследия и создание культурно-информационного продукта – литературы, кино, театральных постановок, музыкальных произведений. В финансировании она возлагает надежды на зарубежных доноров.
Среди вызовов Григоренко называет сохранение движимого культурного наследия, учет украденного и уничтоженного россиянами. Новому министру предстоит решать проблему с возвращением профессионалов из-за границы. «Балетным работникам для этого не нужно даже знание языка, самые талантливые уже интегрировались в большие коллективы за границей», – говорит Григоренко.
Процесс госуправления Минкульта должен забыть об «отраслевом» подходе и сконцентрироваться на государственных функциях, писал в колонке для Forbes экс-замминистра информационной политики Дмитрий Золотухин. «Все активности и расходы бюджетных средств должны измеряться одной «линейкой», отвечающей на вопрос – приближает ли эта деятельность нашу победу», – подчеркивал он.
Чего ждут от нового министра в креативных индустриях? Преимущественно культурной дипломатии. До сих пор на международных кинофестивалях представлены российские фильмы, а их гостями являются российские кинематографисты, отмечает Хицинская. В 1+1 media говорят о внедрении евроинтеграционных норм в области культуры, нового Закона о медиа и работе над черным списком публичных людей, представляющих угрозу национальной безопасности.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.