Министр культуры Александр Ткаченко подал в отставку. Его аргумент – недоразумение о важности культуры во время войны. Кто может стать новым руководителем Министерства и какое наследие оставил после себя Ткаченко
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
В ходе вечернего обращения 20 июля Владимир Зеленский предложил премьер-министру Денису Шмыгалю рассмотреть замену министра культуры и информационной политики. В речи президента говорилось, в частности, об остром вопросе последних недель – публичных закупках, которыми злоупотребляют центральные и местные органы власти. «Музеи, культурные центры, символы, сериалы – это важно, но сейчас другие приоритеты», – сказал Зеленский.
Через два часа заявлением об отставке по собственному желанию отреагировал министр Александр Ткаченко, 57. Причина – волна недоразумений по поводу важности культуры во время войны.
Почему на самом деле идет Ткаченко – и почему сейчас
Это не первое заявление Ткаченко об отставке и не первое желание со стороны Офиса президента (ОП) уволить министра культуры. В ноябре 2021 года Ткаченко уже подавал в отставку из-за решения правительства забрать у Минкульта Госкино и по причине сокращения бюджета министерства на 2022 год. Впрочем, министр остался в должности. В интервью «Украинской правде» Ткаченко объяснил это тем, что его убедили доводы коллег из ОП. «Мне еще многое предстоит сделать, – говорил он. – В информационной политике, в сохранении наследия, в планируемых реформах».
Ткаченко хотели уволить еще в начале 2023-го, говорят три собеседника Forbes в президентской фракции «Слуга народа» и ОП, которые попросили не упоминать их фамилий из-за сенситивности темы, связанной с комментариями о персоналиях.
Министр был одним из претендентов на увольнение и во время кадровых ротаций в январе этого года, говорит член команды Зеленского, попросивший не указывать свое имя. «Его кандидатуру откладывали – то из-за телемарафона, то из-за отсутствия желающих занять его место, но глобально из-за неприоритетности Минкульта для ОП», – добавил он.
Сейчас Ткаченко попал в идеальный шторм, говорит нардеп в президентской фракции на правах анонимности. «Запрос на его увольнение у власти был давно из-за системного провала информационной политики», – говорят два собеседника в Верховной Раде (ВР) и ОП, которые также попросили не называть фамилий. «Новые скандалы с изготовлением сериалов ( об этом скандале речь пойдет дальше, – ред. ) стимулировали запрос общества на кадровые изменения», – добавляют они.
Кто заменит Ткаченко? У власти нет четкого ответа, говорят два собеседника в ОП и ВР. Пока учреждение будет возглавлять министр с приставкой «исполняющий обязанности», предполагает нардеп из руководства «Слуга Народа» на правах анонимности. Вероятно, речь идет о заместителе Ткаченко Ростиславе Карандееве.
Еще одна возможная кандидатура – советник главы ОП Михаил Подоляк, считает нардеп из президентской фракции, попросивший не называть его фамилию в материале. Моя кандидатура на должность министра не обсуждалась, признается Forbes Подоляк. «В этом нет необходимости – у меня уже есть функции, которые нужно выполнять», – сказал он.
Каким министром был Ткаченко
Ткаченко возглавил МКИП 4 июня 2020 года. Чиновник с богатым медийным бэкграундом, с 1999-го по 2005-й он был генеральным директором «Нового канала», с 2008 года – гендиректором группы «1+1 Media». В августе 2019-го Ткаченко стал нардепом от «Слуги народа» и председателем комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики.
Представители сферы медиа оценивают деятельность Ткаченко сдержанно хорошо. В ответ на запрос Forbes в пресс-службе Starlight Media сказали, что экс-министр поддерживал сотрудничество медийщиков ради информационной безопасности страны – в частности, в марафоне «Единые новости» и других проектах. Командная работа над закрытием российских пропагандистских каналов в Европе, создание марафона FreeДом и быстрое реагирование на российские атаки контента украинских медиа – так в Starlight Media видят заслуги Ткаченко.
С начала полномасштабного вторжения фокус министерства переместился из культуры в информационную политику. В 2023-м в бюджете МКИП добавилось почти 2 млрд грн на изготовление телепрограмм для государственных нужд (марафон «Единые новости», государственный канал «ДОМ», Freedom и др.). Финансирование культурных институтов существенно урезали.
Последний громкий скандал вокруг Минкульта связан именно с телевещанием. 19 июля на сайте Prozorro начали публиковать информацию о профинансированных государством сериалах, выход которых запланирован на конец 2023-го. По состоянию на 19 июля заключено 17 договоров более чем на 150 млн грн, сообщали в Государственном предприятии «Мультимедийная платформа иновещания Украины». Всего же пообещали профинансировать 53 проекта. Информация о тендерах усилила недовольство украинцев по поводу целесообразности крупных невоенных государственных расходов.
Это не единственный скандал в каденции Ткаченко. В преддверии Дня Независимости в 2022 году Минкульт вместе с агентством Banda придумали новый жест на обозначение герба, в котором пользователи соцсетей быстро узнали обстенный. Пришлось извиняться. «Мы облажались с трезубом, нам хорошо за это досталось», – признавали соучредители Banda в интервью Forbes.
Еще один скандал МКИП в 2023-м – усложнение выезда артистам на гастроли. Стендапер Андрей Щегель отправился в Турцию, несмотря на наличие трех повесток, а режиссер Тарас Голубков поехал в Россию снимать клип для певицы Клавы Коки. Именно Минкульт предоставил разрешение обоим артистам. После скандалов МКИП изменило правила выезда. Для получения разрешения потребовали еще и военно-учетные документы. Это повлекло за собой новую волну возмущения: Украина потеряла голос за границей. Музыкальные туры перенесли или отменили группы Latexfauna, Stoned Jesus, White Ward, 1914, Somali Yacht Club, The Hypnotunez, Schizogen, Bezlad. Группа KAZKA поехала в тур в неполном составе – без мужчин.
Представители киноиндустрии критикуют Ткаченко, в частности, за кризис вокруг Довженко-Центра. Его кульминацией стало блокирование полицией здания Госкино, где должно было проходить голосование за директора центра, и дело против и.о. гендиректора Елены Гончарук, возглавлявшей институт последние два года.
«Ткаченко [в 2021-м] не подписал контракт с Еленой Гончарук, победившей в конкурсе, – вспоминает продюсер и соучредитель Украинской киноакадемии Юлия Синькевич. – Это привело к попыткам реорганизовать Довженко-Центр».
Деятельность экс-министра сделала культурные институты уязвимыми, соглашается Гончарук. Она снова победила в конкурсе на должность руководительницы центра в феврале 2023-го. Она вспоминает, как объясняла Ткаченко роль центра, сравнивая его важность для кино с Национальным художественным музеем Украины для искусства. «На это министр отреагировал, улыбаясь: «Ну вы же не Национальный художественный музей», – говорит Гончарук.
Как она оценивает работу Ткаченко? «Если брать за критерий репутацию и доверие к Министерству в целом – это провал», – констатирует Гончарук, вошедшая в список топ-50 лидеров Украины от Forbes.
С оценкой Гончарук согласен CEO билетного оператора Concert.ua Дмитрий Феликсов. «Ни один вопрос, о котором просила отрасль, не взят в работу», – констатирует он. В частности, эти вопросы касались билетной инструкции и закона о гастрольной деятельности. «Нет результата, – говорит Феликсов. – Что было, что не было министра».
СЕО и владелица лейбла Pomitni (бывшие MOЗGI Entertainment) Ирина Горовая тоже не спешит называть политику МКИП за последние полтора года удачной. Впрочем, она одобрительно описывает исследование роли креативных индустрий, проведенное KSE по заказу Минкульта. «Это стало толчком для более предметных дискуссий по поводу экономической роли культурных и креативных команд, – говорит Горовая. – Эти цифры стали чаще фигурировать в докладах по финансовым и налоговым вопросам».
Преемника Ткаченко еще не назвали. Чего от него ждет сфера? Требование к новому министру от Синькевич – более глубокое понимание культуры, важность ее защиты и адвокация кинопроизводства. Горовая упоминает о защите авторов через усовершенствование регуляторной политики по авторскому праву, создание системы исчисления показателей рынка и построение справедливой системы налогообложения.
«Нас уже ничем не испугать, – резюмирует Гончарук. – Что бы ни случилось, справимся».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.