Барб-Николь Клико унаследовала винодельческий бизнес мужа в разгар наполеоновских войн. Сегодня бренд «Вдова Клико» – один из самых известных на рынке игристых вин и входит в конгломерат LVMH, выручка которого в 2023 году достигла $83,2 млрд. Историю предпринимательницы рассказывает фильм «Мадам Клико», вышедший в прокат 18 июля. Амбассадор украинских вин и автор книги «Нерассказанная история украинского виноделия» Сергей Климов посмотрел ленту и проанализировал подход к делу мадам Клико.
Вино – больше, чем просто бутылка, наполненная алкогольным напитком из виноградного сока. Создатели фильма «Мадам Клико» показывают, что стоит за миром виноделия.
Лента снята по мотивам книги историка Тилар Мацео и рассказывает о легендарной Барб-Николь Клико-Понсардин, которая в XIX веке построила огромную винодельческую империю. Несмотря на смерть любимого, войну в стране, долги, отсутствие продаж и производственные проблемы, ей удалось вывести шампанское «Вдова Клико» на мировой уровень.
Сегодня бренд остается один из самых известных на рынке игристых вин, размер которого, по данным ресурса Statista, в 2024-м достиг $45,1 млрд. В 2023-м количество проданных бутылок шампанского составило 300 млн, говорится на официальном сайте региона Шампань.
Клико стала вдовой в разгар наполеоновских войн и в 27 лет унаследовала винодельческий бизнес своего мужа. Отец покойного хотел продать виноградники семье Моэт, но Барб-Николь настояла на сохранении семейного дела. Можно только представить, сколько сил и нервов она потратила в борьбе с мощными соперниками, которые с самого начала хотели поглотить ее наследство.
Клико взяла свое.
Когда в конце 1812 года французский город Реймс оккупировали российские войска, многие виноделы страдали от ограблений и были вынуждены бежать. Барб-Николь поступила иначе. Она открыла свой погреб военным, руководствуясь логикой, что когда они вернутся домой, то всем будут рассказывать про это вино и ситуацию, в которой они его пробовали.
Одно из вин оккупанты Реймса тогда так и не попробовали. Это было «Вино кометы» 1811 года. В том году в небе наблюдали огромную комету, пролетавшую над Землей. Как хороший маркетолог, Клико утверждала, что именно комета подарила шампанскому 1811-го его уникальный вкус и аромат. Публика прониклась этим заявлением.
Незадолго до окончания войны 1812 года в Российскую империю было контрабандой отправлено более 10 000 бутылок, которые сделали Клико фавориткой имперских правителей того времени. Позже европейская знать настолько начала ценить шампанское, что в 1850-м Клико продавала около 400 000 бутылок в год.
Барб-Николь приписывают много открытий и инновационных решений, оказавших существенное воздействие на развитие производства шампанского. К примеру, именно она ввела практику ремюажа – процесса постепенного вращения бутылок шампанского под определенным углом для сбора осадка в горлышко бутылки. Для этого Клико создала пюпитры – специальные доски с отверстиями, стоящими под углом. До этого изобретения все шампанское было мутным, поскольку осадок никто не снимал.
Появление розового шампанского также связывают с Клико. Она первой начала производить его именно путем смешивания белого игристого и красного, без добавления сока ягод, как было принято в то время.
Согласно одной из легенд, однажды Клико вытащила проволоку из своего корсета и использовала ее, чтобы закрутить пробку на бутылке шампанского. До этого мюзле делали из веревки, но мыши и крысы, обитавшие в винных погребах и трюмах кораблей, часто их перегрызали. Однако, скорее всего, это просто красивая легенда.
В фильме прекрасно раскрывается тема любви к собственному делу. Режиссер очень тонко и чутко показывает ее сначала на примере Франсуа Клико, который поет песни виноградным лозам и исследует различные варианты ухода за ними. В дальнейшем это перенимает и его супруга Барб-Николь.
Эпизод, который мне запомнился больше всего, – как раз тот, где Франсуа Клико ночью пел виноградным лозам песни, подбадривая их. Кому-то это может показаться выдумкой, однако поверьте, это – реальность. Виноделы, верящие в связь человека и природы, налаживают особый диалог с лозами, поют для них, играют на музыкальных инструментах или просто ставят свою любимую музыку, относятся к лозе бережно и с любовью.
Когда ты предан и страстно любишь свое дело, это всегда передается другим людям. В виноделии любовь и преданность работает особым образом, поскольку лоза – это живой организм, как земля, на которой она произрастает. И чем больше внимания виноградарь уделяет лозе, лелеет ее и помогает расти, тем более щедро она благодарит его за это виноградом, который превращается в вина с потенциалом и особым характером.
Чему можно поучиться у мадам Клико? Прежде всего – процессу непрерывного совершенствования и поиска инновационных подходов. Особенно если эти проблемы есть не только у одного производителя, а у всего рынка или определенной категории вин.
Маркетинг – тоже великая вещь, и именно маркетинговых инноваций не хватает многим украинским виноделам. Советую присмотреться к тому, как бренд «Вдова Клико» ведет себя на рынке сегодня, – поверьте, вы будете в восторге. Просто зайдите на Pinterest и посмотрите, как ярко и необычно он проявляется в современном винодельческом мире.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.