Категория
Жизнь
Дата

Forbes Digital

«Скукотища» из школьной программы? Отнюдь. Продажи украинской классики выросли вдвое и достигли сотен тысяч книг. Кого читают украинцы и как издатели реагируют на спрос

4 хв читання

українська класика /коллаж Анастасия Решетник

Продажи украинской классики в «Книжном магазине Е» за последние три года выросли более чем вдвое: в 2021-м ее доля продаж составляла 0,9%, а в 2023-м она выросла до 2,4%. Фото коллаж Анастасия Решетник

Украинские классики вышли за рамки школьной программы. В 2022 и 2023 годах спрос на их книги вырос минимум вдвое. Часть издателей принялась выпускать серии классических книг. Как они умещаются на пока небольшом рынке и конкурируют за клиентов

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком

В мае 2022-го соучредитель издательства «Віхола» Илона Замоцна и литературовед Вера Агеева запустили в Facebook эфиры об украинской классике. Первый – о Тарасе Шевченко посмотрели 1500 раз, второй эфир о «Городе» Валерьяна Пидмогильного – 1400 раз. «Мы задумались о серии книг», – вспоминает соучредительница «Віхолы» Наталья Шныр.

Продажи украинской классики в «Книгарні Є» за последние три года выросли более чем вдвое: в 2021 году их доля продаж составляла 0,9%, а в 2023-м – возросла до 2,4%.

На платформе Yakaboo в 2023 году эта доля выросла в 1,3 раза по сравнению с 2022-м, а в 2022 году – почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, признает директор издательства Yakaboo Publishing Екатерина Исаенко.

Данные о количестве проданных в 2023 году экземпляров украинской классики Forbes предоставили четыре издательства: КСД, «Віхола», Vivat и Pabulum. Суммарно они продали около 96 000 экземпляров.

Книги классиков Украины публикуют минимум 13 издательств, среди которых также Yakaboo Publishing, «Видавництво Ранок», «А-ба-ба-га-ла-ма-га», «Фоліо», «Апріорі», РМ, BookChef. У части издателей – по две серии классики.

Как они делят читателя и сколько могут зарабатывать?

Как издатели конкурируют за внимание

Интерес к классике проснулся после 24 февраля 2022 года, считает Шныр из «Віхолы». Среди причин популярности генеральный директор Vivat Юлия Орлова называет освобождение книжного рынка от российской книги, которая до полномасштабной войны занимала от 50 до 70% рынка. Значительная часть клиентов Vivat начала активно читать по-украински, вспоминает Орлова.

Создание многих серий украинской классики приходится на время большой войны. В сентябре 2022-го «Віхола» запустила «Неканонический канон», а в феврале 2023 года – серию подарочной классики. Yakaboo Publishing в 2022-м выпустило серию «Yaka ШКОЛА» и «Reвизия: перечитай классиков».

Pabulum и Vivat издают классику с 2023 года.

Не менее 13 издателей конкурируют за внимание читателя в сегменте классики. К примеру, «Конотопскую ведьму» Григория Квитки-Основьяненко можно приобрести у минимум четырех издательств, «Тигроловов» Ивана Багряного – у более десяти.

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд