Центр современного искусства PinchukArtCentre 30 июня открывает три экспозиции: Inside Out анонимного французского художника JR, выставки «Траектории полетов» художницы Жанны Кадыровой и «История отношений» художника и режиссера Петра Армяновского. Какие идеи и работы найдут посетители?
«Нам принципиально комбинировать международные проекты с украинскими, чтобы показать, как мир поддерживает Украину», – говорит арт-директор PinchukArtCentre Бьорн Гельдхоф.
Сокуратором первой открытой во время вторжения выставки «Когда вера движет горы» стал директор антверпенского Музея современного искусства M KHA Барт Де Бере. На этот раз рядом с украинскими художниками в PinchukArtCentre представлены работы французского художника JR и его глобальный партисипативный проект Inside Out, стартовавший в 2011 году. Художник размещает в общественных местах черно-белые портреты и помогает сообществам заявить о себе.
Известный пример – масштабное фото пятилетней украинской переселенки Валерии, которое JR с командой развернули рядом с оперным театром во Львове. Эта инсталляция оказалась на обложке TIME. По состоянию на май 2023-го в проекте приняло участие свыше полумиллиона человек из более чем 150 стран.
Месседж проекта JR в Украине – «мы здесь». Он должен стать свидетельством силы украинцев, которым принадлежит будущее их государства. Куратор выставки – Гельдхоф. Еще одна его «подопечная» – художница и участница списка Forbes «50 женщин – лидеров Украины» Жанна Кадырова.
«Траектория полетов» – первая персональная выставка Кадыровой в Киеве за последние 10 лет. В основном ее экспозиции можно было увидеть за границей. «Показывать свои работы в Украине – другой уровень ответственности и диалога, – говорит Кадырова. – Здесь не нужно объяснять, что происходит [война]».
Ее выставка построена не только из работ, созданных для международной общественности. В «Траекториях полетов» Кадырова говорит о моментах, которые происходили до войны, в ее начале, в 2014-м, и во время полномасштабного вторжения.
После 24 февраля художница занимается культурной дипломатией и собирает деньги в поддержку ВСУ. Только с помощью продажи проекта «Паляница» удалось собрать более €200 000.
Первая работа из выставки Петра Армяновского «История отношений» называется «Баланс печали и радости». «Мне кажется, во многих работах именно эти две эмоции будут сменять друг друга», – говорит куратор выставки Александра Погребняк. Большая часть экспозиции – документальные кадры из Бучи, Мариуполя, Донецка, Днепра. «Размышления о возвращении вызывают улыбку и радость, но эти города страдают от войны», – говорит Погребняк.
Три экспозиции открываются в пятницу, 30 июня. Inside Out и «Траектории полетов» Жанны Кадыровой продлятся до 7 января 2024 года, «История отношений» – до 1 октября 2023-го. Вот всего шесть работ, представленных на трех выставках PinchukArtCentre.
«Тихая» комната
Видео Армяновского рассказывают, как Украина жила в последние 13 лет. Чтобы выплеснуть эмоции от пережитого, художник добавил звукоизолированное пространство – там можно покричать, поплакать или помолчать.
Когда массивная дверь в комнату закрывается, снаружи загорается табличка «Занято». Внутри – обитые розовым поролоном стены и полная тишина. «В качестве образа мы брали утробу, – говорит Армяновский. – Чтобы человек почувствовал себя в безопасности, насколько это возможно в Киеве».
С комнаты началась выставка, говорит Погребняк. Работу над экспозицией запускали на первом-втором месяце блэкаутов. «Тогда хотелось только кричать, – улыбается куратор. – А уже после идеи о комнате мы стали разворачивать нарративы экспозиции».
Фильм «Я и Мариуполь»
Армяновский вырос в Донецке, однако его жизнь неразрывно связана и с Мариуполем. В частности, 20 лет назад он посещал там клуб юных моряков. В 2017 году художник вернулся в город и прошелся по местам детских воспоминаний. Недалеко уже три года шла война, местные привыкли к звукам выстрелов.
В фильме художник просит жителей Мариуполя представить, что снится городу. Описывают разное: зеленые зоны, чистые пляжи, крытый скейтпарк. «Перед нами предстает странная смесь: с одной стороны, суровая действительность, к которой приходится психологически приспосабливаться, с другой – тоскливая идеализация города людьми разных поколений», – говорится в описании работы.
Инсталляция «Безопасная война»
В комнате расположены белые геометрические фигуры – куб и пирамида. Кадырова создала их из листов металла, собранных по всей Украине. Листы посечены шрапнелью из-за обстрелов.
Работу художница создала для австрийского зрителя, у которого двойное представление о свободе Украины, рассказывает Гельдхоф. «Минималистичная простая форма понятна западной публике, потому что она имеет прямое отношение к истории искусства, – рассказывает куратор. – Хотя публика не сразу понимает, что смотрит на прямые доказательства войны».
Стикеры «Российская ракета»
На стене расположено несколько планшетов с видеорядами. Глазами их автора зритель смотрит в окна разных видов транспорта. Но привлекают внимание не пейзажи, а стикеры ракет, наклеенные на окна, словно летящие над городами. «Я очень много их наклеила в общественном транспорте разных стран, – говорит художница. – Когда поезд или автобус начинает движение, возникает эффект анимации».
Эти работы предназначены для западной аудитории. «Так ей комфортно смотреть на войну, не будучи с ней на прямой связи, – говорит Гельдхоф. – В этой серии Кадырова приносит войну в страну, в которой находится».
Стикеры с ракетами продаются. Так Кадырова собирает деньги для благотворительного фонда Kyiv Angels, помогающего ВСУ.
Монумент «Дом культуры»
На обложенной бордюром земляной насыпи стоит постройка, снаружи больше напоминающая старый гараж. Он изуродован следами пуль и осколков. Внутри – люстра, которую Кадырова позаимствовала в Доме культуры в Бериславе Херсонской области. «Она создает монумент домам культуры, которые уничтожают россияне», – говорит Бьорн. На стене рядом – названия сотен разрушенных или поврежденных россиянами подобных строений.
Экспозиция Inside Out
Помимо больших черно-белых портретов, в экспозиции JR две кабинки. В фотокабинке Photobooth Action можно сделать свой черно-белый портрет и оставить его на стенах PinchukArtCentre. Другая кабинка – для создания аудиопортрета. Там можно поделиться своей историей. Записанные свидетельства жизни во время войны вместе с фотографиями впоследствии станут доступны онлайн на веб-сайте Inside Out.
JR распространит эти знания, опыт, свидетельства по всему миру, чтобы постоянно удерживать фокус внимания на событиях в Украине, говорит Гельдхоф.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.