Война порождает символы, которые могут стать сильными брендами с обновлением их истории и традиций. Новый символ – глиняный петушок из Бородянки, уцелевший на кухонном шкафу и ставший героем новостей и мемов, пишет СЕО креативного агентства Grape Юрий Гладкий.
Два таких петушка впоследствии подарили Борису Джонсону и Владимиру Зеленскому, которые прогуливались по Киеву, подготовленному к встрече оккупанта.
Петушок, как и шкаф с уцелевшей посудой на стене разрушенного дома, стали символом крепости и выдержки украинцев. Однако меня поразил другой факт, в котором я вижу огромный потенциал для создания добавленной стоимости и экспорта новой легенды. Керамический петушок является произведением Васильковского майоликового завода, основанного в 1934 году.
Васильков – город, где прошло мое детство, а мои родители остаются там и сейчас, живут в соседнем селе Беспятное. Они пережили обстрелы аэропорта, военного училища, нефтебазы и помогали ВСУ во время активной фазы войны в районе. В детстве я не придавал значения майоликовому заводу и его продукции, ее ценность для меня была точно ниже ценности велосипеда или компьютера.
Однако я понимал, что завод имеет ценность для небольшого города, который им гордился. Такие символы региона, которые становятся известными во время войны, считаю «знаком», который следует использовать для создания новой истории и экспорта украинских культурных брендов.
Автором петушка был Прокоп Яковлевич Бидасюк, родившийся в 1895 году. Мастер художественной керамики, член творческой группы «бойчукистов», член Союза художников СССР. Как работник Васильковского майоликового завода в 1940-х годах создавал декор, тарелки, вазы, игрушки. Национальный музей украинского народного декоративного искусства стал местом, хранящим работы мастера, одна из которых вновь появилась в военное время новой истории Украины.
Декоративная керамика в мире и майолика как вид рисунка на изделиях из цветной выжженной пористой глины – это индустрия с большой добавленной стоимостью, премиальными брендами с историей, ручной работой.
На Сицилии одним из традиционных туристических символов является «Testa di Moro» майоликовые вазы в форме человеческих голов – мужской и женской, что переводится буквально как «голова мавра».
Стоимость таких сувениров составляет сотни и тысячи евро. Модный бренд Dolce&Gabbana тоже использовал стиль майолики для своих коллекций. В разных странах мира есть свои особенности и традиции использования майолики с XIII-XIV века.
В Украине пока нет известных компаний по индустрии керамики, которые уже смогли создать бренды и зарабатывать на локальных историях и символах, которые были бы интересны всему миру. Могу выделить команду проекта Gunia Project, которой удается создавать и продавать вещи из керамики с уникальными свойствами территории и контекста, однако таких команд может быть гораздо больше.
В чате «Васильковская майолика» я встретил следующее сообщение: «СРОЧНО РАЗЫСКИВАЕМ таких же легендарных петушков (как с уцелевшей полочки в Бородянке), чтобы представить на украинском стенде Украинская ЭТНИКА на ярмарке MIDA 2022, которая состоится 23 апреля во Флоренции. Украинская ЭТНИКА едет на крупнейшую ярмарку мастеров и ремесленников в Европе – MIDA 2022 во Флоренцию, Италия». И это лишь один из примеров того, как возникает интерес и как его можно использовать.
Хочется верить, что Васильковский майоликовый завод ожидает возрождение, новый подход к идеям и дизайну, маркетингу, каналам продаж, фокус на продукцию, которую сейчас охотно будет покупать мир, который хочет быть причастным к новой истории Украины. То же самое могу пожелать украинцам, которые захотят развивать культуру украинской майолики, наполнять ее новыми смыслами свободы, стойкости, традициями украинцев – сейчас время, когда можно создать собственный рисунок, узнаваемый в мире.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.