Мода для окопа. Украинские дизайнеры нашли свое место на войне. Как они помогают победить Россию
Категория
Картина дня
Дата

Мода для окопа. Украинские дизайнеры нашли свое место на войне. Как они помогают победить Россию

6 хв читання

«У моды – особенная ответственность. Люди следят за модой в поисках вдохновения. Мы должны подавать пример и вдохновлять других вести себя определенным образом», – заявил CEO Vanguards Group Питер Балдасти. Группе принадлежит бренд одежды Nanushka, который одним из первых прекратил сотрудничество с Россией. Как в сопротивление стране-агрессору включились украинские дизайнеры и модные бренды? Они сражаются на нескольких фронтах, инициируя сбор денег на благотворительность, поддерживая армию теплыми вещами и участвуя в информационной войне. 

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Одеть военных

«Мода сейчас выполняет утилитарную функцию», – уверен дизайнер Андре Тан. С четвертого дня войны он помогает армии одеждой. Бренд получил сообщение, что военным в Николаеве нужны теплые вещи, и отправил бойцам 250 курток, которые были пошиты еще до войны. Затем дизайнер использовал восемь рулонов флиса – трикотажного полотна, из которого шьют утепленную одежду, – хранившихся на складе, чтобы пошить солдатам теплые кофты. Их передали ЗСУ и ТРО. За флисками последовали балаклавы, спальные мешки, разгрузки и другие предметы одежды.

Постепенно процесс приобретал структуру. «Сейчас вся одежда отшивается на 12 фабриках по всей Украине – в том числе и на территориях, где идут активные боевые действия», – говорит Тан.

Производить форму под обстрелами пришлось и бренду Kachorovska. В мирное время они выпускали обувь, сумки и аксессуары, а в условиях войны компания занялась берцами для солдат. «Город, где находится наша фабрика, бомбят с первого дня и продолжают до сих пор. Сейчас хотя бы не ежедневно», – рассказывает основательница бренда Алина Очеретяная. 

Kachorovska присоединились к сопротивлению на второй день войны, отшив партию ремней для армии по конкретному запросу. Идея шить берцы возникла у мамы Очеретяной – она руководит производством бренда. Основная проблема была очевидна: Kachorovska специализируются на женской обуви и сумках, и раньше не сталкивалась с берцами в производстве. «У нас ничего не было готово: ни колодки, ни подошвы, ни модели», – вспоминает Очеретяная.

Помогла способность украинцев к самоорганизации. К Kachorovska присоединились другие компании, обувные фабрики и производители сырья. «У кого-то было лекало, у кого-то подошва, у кого-то колодки, – объясняет Очеретяная. – Мы скоординировались. В итоге одна фабрика кроила, вторая – шила, и так далее». Когда Kachorovska опубликовали информацию о том, что они отшивают берцы, к ним за лекалами стали обращаться другие фабрики из разных частей Украины. Информацию отправили всем. «Мы никогда не были так едины, как сейчас», – подтверждает Тан.

Kachorovska отправили 1391 пару обуви в воинские части, на передовую и в территориальную оборону. Запросы приходили со всей Украины. Чтобы отшить партию, сам бренд и другие фабрики собирали комплектующие, передавали деньги и принимали донейшены: всего пожертвовали более 910 тысяч гривен. 

Andre Tan произвели более 13 тысяч единиц одежды: от нижнего белья до подштанников, балаклав, теплых флисок, спальных мешков и даже плащей-палаток. Отдельная категория – бронежилеты. «В них есть железные пластины, которые обеспечивают 4-й и 5-й классы защиты, — рассказывает Тан. – Сначала мы долго не могли найти ткань, кордуру плотностью в 1000 den. Потом не могли найти пластины». Производительность бренда достаточно большая, но найти комплектующие до сих пор непросто: на бронежилеты с железными пластинами высокий спрос, говорит Тан.

В одежду, которую Andre Tan отправляют военным, вкладывают записки со словами поддержки. В основном пишут упаковщицы, которые пришивают их двумя стежками. Военные отвечают взаимностью, записывая видео с благодарностью компаниям, которые их поддерживают. «Получать отзывы и фотографии от бойцов – самое приятное, – говорит Очеретяная. – Это луч света во всем происходящем мраке». 

Новую «военную» специализацию получили многие украинские компании и дизайнеры. Бренд Pilsok, который производит рюкзаки, переквалифицировался на создание разгрузок, подсумков для АК и гранат, масс-маркет MustHave отшивают разгрузки и балаклавы. На производство балаклав переключился и дизайнерский дуэт Vorozhbyt&Zemskova. Они шьют аксессуары из ткани, которую использовали в создании последней коллекции.

Благотворительные коллекции 

Первые дни вторжения России вызвали у команды украинского бренда Gunia Project и его соосновательницы Марии Гаврилюк ощущение шока и растерянности. Но времени на переживания было немного: как только они утихли, в Gunia принялись думать, чем могут помочь в сопротивлении, вспоминает Гаврилюк. Самым простым, быстрым – и впоследствии эффективным – решением стали благотворительные продажи свечей в форме птиц. Самый популярный аксессуар среди клиентов Gunia Project (продано более 2500 единиц за 2021 год) – уже был представлен в голубом и желтом цветах украинского флага. 

Свечи выставили на продажу по заниженной цене в $30. Вырученные деньги Gunia переводили фондам «Повернись живим» и UAnimals – клиенты сами могли выбрать, кому будет переданы их деньги. «Количество людей, которые просили перевести деньги на ЗСУ, и тех, кто хотел поддержать приюты для животных, примерно одинаково», – добавляет Гаврилюк. Покупатели получат «птиц» после победы Украины, а фонды донаты уже получили: 240 свечей принесли 204 тысячи гривен.  

Киевский бренд Lutiki свел производство к выпуску одного предмета: латунной подвески «Seed from Ukraine» в форме зерна пшеницы. Идея, которая лежит в основе коллекций Lutiki – трансформация привычных вещей в символы и артефакты. Зерно в этой концепции стало символом Украины и победы света над тьмой. 

«Каждое зернышко – персональная помощь, которую чувствуют люди в Киеве», – пишут Lutiki в Instagram. Выручку за подвеску стоимостью $100 бренд распределяет на поддержку команды и волонтерских инициатив. Lutiki поддерживают организацию «Киев волонтерский», объединившую рестораны, кафе и пекарни, и проект «Агенти крові», который популяризует донорство. 

Украинский и сингапурский Vogue объединились в создании коллекции NFT, созданной 6 локальными дизайнерами и художниками. Их можно приобрести на платформе OpenSea, а вырученные деньги будут переданы организации Save The Children Ukraine. 

В коллекцию вошли иллюстрации украинского дизайнера Антона Белинского и Gunia Project, снимок украинских полярников в антарктической парке IENKI IENKI, эскизы одежды бренда GUDU и портрет дизайнера Анны Октябрь. По состоянию на 29 марта предметы из коллекции «заработали» 5.5 ETH (Ethereum), а самым популярным пока оказался эскиз жакета и балаклавы в клетку Gudu.

Мемы военного времени – «Доброго вечора, ми з України», самолет «Мрія» – и детские рисунки, посвященные мирному будущему, стали основой коллекции футболок, худи и платков Keepstyle. На вещи из коллекции можно оформить предварительный заказ; производство и отправка начнутся ориентировочно в течение 3 недель, когда команда, эвакуировавшаяся из Харькова, наладит производство. 95% от прибыли Keepstyle будет передавать в фонд «Повернись живим», а 5% направят на поддержку команды. 

Информационная война

«Мы дали, наверное, рекордное количество интервью международной прессе», – говорит Гаврилюк из Gunia Project. Среди прочих о бренде в контексте войны написали японский, скандинавский, польский и греческий Vogue, чешские Forbes и Elle. Отличительная черта украинского информационного сопротивления – массовость. Профессионалы из десятков разных сфер общались с иностранными коллегами и журналистами, объясняя, что происходит в Украине и как можно помочь.

Недавно Гаврилюк с частью команды вернулись из Парижа, куда они ездили на выставку Maison Object – искать возможности сотрудничества с европейскими брендами. «Рассказывали всем, что происходит в Украине, – вспоминает предпринимательница. – Собеседники поддерживали и предлагали помощь. Переубеждать практически никого не пришлось».  

Команда Ukrainian Fashion Week написала открытое письмо мировому модному сообществу, призвав его поддержать украинскую демократию и перечислив пять способов, как можно помочь. В том числе UFW призывают прекратить сотрудничество с Россией и предлагать работу украинцам, вынужденно покинувшим страну. 

Помощь в поиске работы обеспечивает и платформа Bettter.Community, которую инициировали дизайнеры Юлия Пелипас и Анна Октябрь. Они объединили на одном сайте портфолио фотографов, дизайнеров, стилистов, художников из Украины, чтобы иностранные клиенты могли найти фрилансера или постоянного сотрудника из списка украинских креативщиков. «Мы создали Bettter.Community, чтобы яркая украинская креативная сцена оставалось живой и растущей», – объясняют создатели проекта. 

Соосновательницы бренда Sleeper Ася Вареца и Катерина Зубарева в 2019 году стали фигурантками европейского рейтинга Forbes «30 до 30». Бренд они основали в 2014 году – во время Революции достоинства. «Тогда мы, как никогда, почувствовали свою национальную идентичность и силу, что превратились в вещи, пошитые руками наших невероятно талантливых женщин», – пишут Sleeper на собственном сайте в разделе, озаглавленном «Help Ukraine»

Бренд, пижамы, платья и аксессуары которого в том числе представлены на международном онлайн-ритейлере Net-a-Porter, призывает подписать петицию к НАТО для закрытия неба над Украиной, делится реквизитами для помощи ЗСУ, просит о гуманитарной помощи и предлагает присоединиться к мирным протестам в разных городах мира. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд