Писатель Дорж Бату, настоящее имя – Андрей Васильев.
Категория
Жизнь
Дата

Космос Доржа Бату. Автор известной «Франчески» продал 25 000 книг в Украине и попал в скандал. Сколько он успел на них заработать

Писатель Дорж Бату, настоящее имя – Андрей Васильев.

Скандал с писателем Доржем Бату достиг апогея. «Видавництво Старого Лева», выпустившее пять его книг, отказалось от сотрудничества. Сколько автор и издательство успели заработать на плодотворном сотрудничестве

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Обновление от 14 декабря. На запрос BBC News Украина в NASA ответили, что Васильев работал с подрядчиком NASA в 2013-2016 годах, но сейчас не связан с агентством. «Его взгляды не отражают официальные взгляды NASA или правительства Соединенных Штатов», — говорится в заявлении правительственного американского агентства по исследованиям в области аэронавтики и космических полетов.

Лето 2018 было удачным сезоном для «Видавництва Старого Лева». За пять дней «Книжного арсенала» ВСЛ продало более 15 000 книг, писало «Читомо». Одна из них – «Франческа. Повелительница траекторий» – была на пути к бестселлеру. За время издания книги продали первый тираж в 3000 экземпляров и половину второго.

Автор книги – Дорж Бату, настоящее имя – Андрей Васильев. Что о нем известно, по крайней мере, по его словам? С 2002 года работал тележурналистом на украинских каналах. В 2012-м переехал в США и стал сначала лаборантом на производстве, которое производило детали для космических аппаратов, затем финальным инспектором. Переехав в другой штат, нашел работу в NASA – оператором коррекции траекторий Центра управления полетами Национального управления по аэронавтике и исследованиям космического пространства США.

На Бату сыпались сообщения с вопросами о новой работе, описывает писатель в блоге для ВСЛ. «Сначала отвечал каждому в частных сообщениях, – пишет он. – Но со временем понял, что честнее и удобнее будет публиковать небольшие истории с работы на Facebook».

Рассказы о буднях в NASA собирали лайки и предложения упорядочить истории в книгу. Рассказов о напарнице Бату Франческе, полковнике Вескоте, Саре и профессоре Расселе хватило на две книги: «Франческа. Повелительница траекторий» и «Франческа. Обладательница офицерского жетона». Обе опубликовало «Видавництво Старого Лева». Они стали бестселлерами.

Сейчас на сайте ВСЛ возле них стоит примечание «Информация о биографии автора не достоверна».

«Видавництво Старого Лева»

Фото: «Видавництво Старого Лева»

7 декабря блоггер и соучредитель партии «Демократична сокира» Виктор Трегубов опубликовал сообщение, где утверждал: Васильев «никогда не работал в NASA и в космической отрасли вообще», а «полковник Вескот, Франческа и другие герои его книг – вымышленные персонажи».

Трегубов не предоставил доказательств своим словам, но писал, что они у него есть. Впрочем, не предоставил их в свою пользу и Васильев. В ответном посте (который писатель позже удалил) последний отметил, что работает на частные компании, выполняющие заказы государственных органов, таких как NASA. По его словам, эти компании не разглашают информацию о штатных работниках.

Когда в «Видавництве Старого Лева» попросили автора подтвердить место работы – «оператором коррекций траекторий Центра управления полетами Национального управления по аэронавтике и исследованиям космического пространства США» – прямого ответа не получили. В ВСЛ решили прекратить дальнейшее сотрудничество с писателем.

Сколько мог зарабатывать Бату на книгах о Франческе

«Видавництво Старого Лева» отказалось допечатывать книги Бату о Франческе. Серии больше нет в продаже на сайте издательства, но ее продают, в частности, онлайн-ритейлер Yakaboo, сеть «Книжковий магазин «Є», «Наш Формат», BUKVA.ua и Rozetka.

Сколько книг о Франческе продали? Более 25 000, рассказала Forbes менеджер по коммуникациям «ВСЛ» Оксана Зебро. Напечатали в общей сложности их 31 000: «Франческа. Повелительница траекторий» – 20 000, «Франческа. Обладательница офицерского жетона» – 11 000». Кроме них в продаже издательства были «Моцарт 2.0», «Тайна старого Ламы» и «Коко 2.0». «Франчески» часто попадали в категории «Хит продаж» в онлайн-магазинах.

Для сравнения: украинская книга-бестселлер Евгении Кузнецовой «Спросите Миечку» имеет совокупный тираж 22 000 и более 18 000 проданных экземпляров, говорит Зебро.

Структура заработка писателя индивидуальна и отличается в зависимости от проекта и автора, в частности, от его популярности и опытности, единодушно утверждают издатели. Один из источников дохода – продажа авторских прав. Писатель всегда передает их издательству перед публикацией. Бесплатно или платно – зависит от потенциала продаж книги.

В прошлом году за покупку авторских прав издатели платили в среднем $1500 или столько же евро, в зависимости от агентства, писала в колонке для Forbes директор издательства Vivat Юлия Орлова. За позиции с большим количеством книжных регалий или бестселлеров цена поднимается до $2500–3000.

Сумма гонорара топового писателя колеблется от $1000 до $2000, а то и меньше, – рассказывает пиар-менеджер издательства «Фабула» Мария Шмегировская. «Писательство в Украине не является столь прибыльным, поэтому для многих авторов это не основная деятельность», – говорит она.

Еще один источник заработка писателя – роялти от каждой проданной книги. В «Фабуле» роялти составляет 10–15%. «Издательства предлагают 8–12% от проданной книги, – рассказала Forbes на условиях анонимности украинская писательница. – Некоторые считают от себестоимости, некоторые – от ритейловой цены». Выплаты производятся в среднем 1-2 раза в год, добавляет она.

Роялти писателей составляет в среднем 10–20 грн от каждой проданной книги, сообщил Forbes владелец одного из украинских издательств. То есть в случае Бату речь может идти о 250 000–500 000 грн.

На вопрос репортера dsnews.ua в 2021 году, смог ли бы он жить в Украине на писательские гонорары, Бату ответил, что пока нет отчета по роялти, ему «сложно ответить, потому что оторвался от украинской реальности» и не знает цен. На момент публикации материала Дорж Бату не ответил на вопросы Forbes.

Сколько ВСЛ могло заработать на книгах Бату? Средняя рентабельность издательства – 13% от розничной цены книги, отмечает в своей колонке Орлова из Vivat. Средняя цена украинской книги в 2020 году – 180 грн, в 2021 – 252 грн. В 2022 цены еще выросли – сейчас в интернет-магазинах «Франческа» стоит до 350 грн. То есть издательство могло получить 400 000–600 000 грн прибыли от книг писателя.

«Видавництво Старого Лева»

Фото: «Видавництво Старого Лева»

Главная проблема

Как устроена процедура фактчекинга в издательствах? «Издательство не принимает рукописи от новых авторов без биографии писателя», – говорит Шмегировская из «Фабулы». Проверяют открытые источники, социальные сети и упоминания: где и когда публиковались, что издавали, когда и где учились и работали.

«Я не знаю, реальны ли все истории из NASA», – пишет главный редактор и соучредитель «Видавництва Старого Лева» Марианна Савка. Писатель не говорил издательству о том, что работает субконтрактником и придумал полковника Вескота.

«Мы не можем винить Бату, потому что не увидели фактов и доказательств», – говорит медиаэкспертка Оксана Мороз. «Единственная претензия, которую мы можем иметь к писателю, – если он не является работником NASA и экспертом по ракетам, почему он это комментирует». С началом вторжения на своей странице Бату стал писать, в частности, о том, насколько эффективно защищено украинское небо от российских ракет. В колонке для издания «Твоє місто» он пишет, что его работа связана с тем, что он следит за треками ракет и фиксирует места их попадания. Журналисты должны вернуться к вопросу, кого считать экспертом, уверена Мороз.

Помимо института экспертизы, вторая плоскость конфликта – институт репутации. Человек, которому выдвинули претензию, должен быть открыт для того, чтобы доказать ее неправомерность, считает Мороз. «С точки зрения репутации и кризисного реагирования самое плохое, что можно сделать, это спрятаться и сказать: моя хата скраю, разбирайтесь сами», – добавляет эксперт.

Какими будут последствия? «Мы сейчас в достаточно уникальной ситуации с точки зрения полномасштабной войны и исключительности самого кейса, – говорит Мороз. – Это может привести как к кенселлингу, так и к росту продаж. А может вообще никак не отразиться».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине