«Хочу на Марс!» – первая книга в Украине, созданная искусственным интеллектом. Издательство «Ранок» столкнулось с вызовами – от неправильной стилистики текста до людей с шестью пальцами на иллюстрациях. Это компенсировалось быстрым и более дешевым производством. Как создавали книгу и планируют ли другие издательства брать пример.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
«Отозвать ли из продажи книгу «Хочу на Марс»? – спросил у Facebook-подписчиков генеральный директор издательства «Ранок» Виктор Круглов. Причина дилеммы – часть аудитории обвинила команду в нарушении этических норм, желании сэкономить на авторах и иллюстраторах. Впрочем, другая часть одобрительно отнеслась к релизу. Тираж не отзывают.
«Хочу на Марс!» – детская книга о космосе. Она описывает, что нужно для покорения Марса и детали жизни космонавтов – например, что они едят. Текст к 16-страничной книге написала детская писательница Марьяна Горянская с помощью ChatGPT. Иллюстрации создал Midjourney.
В издательстве книгу называют экспериментом без коммерческой цели. Ее издали небольшим тиражом в 500 экземпляров и допечатывать не планируют. За несколько дней в продаже раскупили 100 экземпляров стоимостью 150 грн. Для сравнения: столько же экземпляров книги «4000 тижнів» издательство «Лаборатория» раньше продавало за месяц.
С обложки «Хочу на Марс!» улыбается ребенок в скафандре. Позади «завис» космонавт, у которого на руках по шесть пальцев. «Мы максимально не вмешивались в вид иллюстраций», – говорит главный редактор департамента детской литературы Анна Булгакова. Так издательство зафиксировало для истории уровень нынешнего развития ИИ.
С возможностями ИИ для книгоиздательства экспериментирует весь мир. В ноябре 2022 года вышла книга «Что делает нас людьми: искусственный разум отвечает на самые большие вопросы жизни», которую технолог Жасмин Ванг и поэт Йен Томас написали вместе с GPT-3. Уже в марте 2022 года соучредитель LinkedIn, венчурный инвестор Рейд Хоффман выпустил книгу Impromptu, написанную с GPT-4. Это сборник исследований Хоффмана в сфере творчества, образования и журналистика, которые он проводил вместе с ИИ.
История о белке Сэмми, которая обучается финансовой грамотности, легла в основу The Wise Little Squirrel: A Tale of Saving and Investing – первой книги продавца из Рочестера Бретта Шиклера. Он написал и проиллюстрировал ее с помощью искусственного интеллекта, пишет Reuters. На создание детской 30-страничной иллюстрированной электронной книги Шиклер потратил несколько часов. На платформе Amazon Kindle ее можно было приобрести за $2,99, печатную версию – за $9,99. Шиклер заработал менее $100.
По состоянию на середину февраля на Amazon Kindle находилось более 200 электронных книг, в которых ChatGPT указан автором или соавтором, передает Reuters. Не все готовы указывать, что использовали искусственный интеллект в креативном процессе, поэтому таких книг может быть значительно больше.
Как ИИ изменил процесс работы «Ранку» над книгой и готовы ли другие украинские издатели внедрять его в процессы?
Опыт «Ранку» и «Видавництва Старого Лева»
Почему «Ранок» решил привлечь ИИ к созданию книги? «Идея словно витала в воздухе», – говорит Булгакова. Новости о возможности использования ChatGPT в Украине вызвали волну экспериментов. Круглов предложил создать написанную ИИ книгу, и идею подхватили.
«Мы консультировались с юристами относительно авторских прав, промониторили кейсы на западном рынке, увидели пробел в нормировании всех моментов, – вспоминает Булгакова. – Но платная подписка дает возможность для коммерческого использования».
Писательница Горянская задавала ChatGPT вопрос о космосе от имени пятилетнего ребенка. В каждом предложении указывала свой возраст, но все равно приходилось просить ИИ говорить понятнее.
«Пока мощности ИИ недостаточно, чтобы разбираться в таких нюансах, как возрастная категория читателя или стилистика, – говорит Булгакова. – Но с фактами он более-менее справился».
Единственная ошибка ChatGPT – подсчеты. ИИ ответил, что год на Марсе длится чуть больше 2,5 лет на Земле, а именно 687 дней. На самом же деле этот период – менее двух земных лет. Ошибку исправили, но сделали сноску: хотели показать, какие ошибки ИИ допускает в 2023 году. После работы с ChatGPT над текстом работали редактор и корректор издания.
Программа ИИ Midjourney пока не умеет создавать одного персонажа в разных локациях или позах. «Если бы мы захотели создать книгу с одним персонажем, ИИ не позволил бы это сделать», – говорит Булгакова. Также изображения Midjourney оказались слишком футуристичными. Космические корабли или даже обычные помидоры выглядели не слишком близкими к реальности.
Художница Ксения Забродская создает иллюстрации с помощью Midjourney для «Видавництва Старого Лева». Они вошли в сборник стихов Марины Пономаренко «Книжка любові і люті». Забродская выбирала ключевые метафоры в стихах – они стали технической задачей Midjourney. Сгенерированные ИИ изображения художница использовала в качестве основы, доработав их.
Как ИИ меняет создание книг
Булгакова называет одним из главных преимуществ работы с ИИ скорость. Традиционно процесс создания книги на 16 страниц с детализированными иллюстрациями длится от двух месяцев до года. В этот раз работа длилась три недели.
В сотрудничестве с иллюстратором издательства оплачивают иллюстрации поштучно. ИИ позволяет оплачивать только стоимость подписки и создать нужное количество изображений. В случае с «Хочу на Марс!» иллюстрации вышли в 7–10 раз дешевле, чем обычно, говорит Булгакова.
Работа ИИ с текстом вышла в 1,5–2 раза дешевле, чем если бы аналогичный текст писал человек. Люди все равно оказались нужны: на работу над подобной книгой автор потратил бы гораздо больше времени и сил, чем на доработку текста ChatGPT, убеждена Булгакова.
В ВСЛ к Midjourney обращаются не ради удешевления процесса. «ИИ – инструмент, который использовала художница для создания работ, – говорит коммуникатор ВСЛ Оксана Зёбро. – Соответственно, она получила гонорар за работу. Ни об удешевлении, ни об ускорении речь не шла».
Будущее ИИ и украинских издательств
«ИИ обрабатывает информацию, которая уже была кем-то создана и на которую есть авторские права, – говорит генеральный директор издательства Vivat Юлия Орлова. – При обработке теряется авторская составляющая, но этот вопрос пока не решен ни на законодательном, ни на нравственном уровнях».
Из-за законодательных препятствий «Ранок» пока не планирует продолжать выпуск ИИ-книг. ВСЛ и Vivat также не спешат использовать ChatGPT, Midjourney или другие программы ИИ в своей работе. Однако в долгосрочной перспективе главный редактор и соучредитель «Видавництва Старого Лева» Марьяна Савка этого не исключает.
«Мы постоянно апгрейдим программы, в которых работаем, – говорит Савка. – И за эти 20 лет в издательском деле я вижу огромное количество изменений именно в технологическом процессе».
Сотрудничество с ИИ сможет быстро заменить некоторые технические процессы и снизить количество вычиток, говорит Орлова. «Это ускорит создание макета книги, может быть, уменьшит количество ошибок в финальной версии, – добавляет издательство. – Сразу это не повлияет на стоимость, потому что ценные составляющие стоимости в книгах другие. Но с ИИ мы выигрываем время, а это самое дорогое».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.