«Хочу на Марс!» – первая книга в Украине, созданная искусственным интеллектом. Издательство «Ранок» столкнулось с вызовами – от неправильной стилистики текста до людей с шестью пальцами на иллюстрациях. Это компенсировалось быстрым и более дешевым производством. Как создавали книгу и планируют ли другие издательства брать пример.
«Отозвать ли из продажи книгу «Хочу на Марс»? – спросил у Facebook-подписчиков генеральный директор издательства «Ранок» Виктор Круглов. Причина дилеммы – часть аудитории обвинила команду в нарушении этических норм, желании сэкономить на авторах и иллюстраторах. Впрочем, другая часть одобрительно отнеслась к релизу. Тираж не отзывают.
«Хочу на Марс!» – детская книга о космосе. Она описывает, что нужно для покорения Марса и детали жизни космонавтов – например, что они едят. Текст к 16-страничной книге написала детская писательница Марьяна Горянская с помощью ChatGPT. Иллюстрации создал Midjourney.
В издательстве книгу называют экспериментом без коммерческой цели. Ее издали небольшим тиражом в 500 экземпляров и допечатывать не планируют. За несколько дней в продаже раскупили 100 экземпляров стоимостью 150 грн. Для сравнения: столько же экземпляров книги «4000 тижнів» издательство «Лаборатория» раньше продавало за месяц.
С обложки «Хочу на Марс!» улыбается ребенок в скафандре. Позади «завис» космонавт, у которого на руках по шесть пальцев. «Мы максимально не вмешивались в вид иллюстраций», – говорит главный редактор департамента детской литературы Анна Булгакова. Так издательство зафиксировало для истории уровень нынешнего развития ИИ.
С возможностями ИИ для книгоиздательства экспериментирует весь мир. В ноябре 2022 года вышла книга «Что делает нас людьми: искусственный разум отвечает на самые большие вопросы жизни», которую технолог Жасмин Ванг и поэт Йен Томас написали вместе с GPT-3. Уже в марте 2022 года соучредитель LinkedIn, венчурный инвестор Рейд Хоффман выпустил книгу Impromptu, написанную с GPT-4. Это сборник исследований Хоффмана в сфере творчества, образования и журналистика, которые он проводил вместе с ИИ.
История о белке Сэмми, которая обучается финансовой грамотности, легла в основу The Wise Little Squirrel: A Tale of Saving and Investing – первой книги продавца из Рочестера Бретта Шиклера. Он написал и проиллюстрировал ее с помощью искусственного интеллекта, пишет Reuters. На создание детской 30-страничной иллюстрированной электронной книги Шиклер потратил несколько часов. На платформе Amazon Kindle ее можно было приобрести за $2,99, печатную версию – за $9,99. Шиклер заработал менее $100.
По состоянию на середину февраля на Amazon Kindle находилось более 200 электронных книг, в которых ChatGPT указан автором или соавтором, передает Reuters. Не все готовы указывать, что использовали искусственный интеллект в креативном процессе, поэтому таких книг может быть значительно больше.
Как ИИ изменил процесс работы «Ранку» над книгой и готовы ли другие украинские издатели внедрять его в процессы?
Опыт «Ранку» и «Видавництва Старого Лева»
Почему «Ранок» решил привлечь ИИ к созданию книги? «Идея словно витала в воздухе», – говорит Булгакова. Новости о возможности использования ChatGPT в Украине вызвали волну экспериментов. Круглов предложил создать написанную ИИ книгу, и идею подхватили.
«Мы консультировались с юристами относительно авторских прав, промониторили кейсы на западном рынке, увидели пробел в нормировании всех моментов, – вспоминает Булгакова. – Но платная подписка дает возможность для коммерческого использования».
Писательница Горянская задавала ChatGPT вопрос о космосе от имени пятилетнего ребенка. В каждом предложении указывала свой возраст, но все равно приходилось просить ИИ говорить понятнее.
«Пока мощности ИИ недостаточно, чтобы разбираться в таких нюансах, как возрастная категория читателя или стилистика, – говорит Булгакова. – Но с фактами он более-менее справился».
Единственная ошибка ChatGPT – подсчеты. ИИ ответил, что год на Марсе длится чуть больше 2,5 лет на Земле, а именно 687 дней. На самом же деле этот период – менее двух земных лет. Ошибку исправили, но сделали сноску: хотели показать, какие ошибки ИИ допускает в 2023 году. После работы с ChatGPT над текстом работали редактор и корректор издания.
Программа ИИ Midjourney пока не умеет создавать одного персонажа в разных локациях или позах. «Если бы мы захотели создать книгу с одним персонажем, ИИ не позволил бы это сделать», – говорит Булгакова. Также изображения Midjourney оказались слишком футуристичными. Космические корабли или даже обычные помидоры выглядели не слишком близкими к реальности.
Художница Ксения Забродская создает иллюстрации с помощью Midjourney для «Видавництва Старого Лева». Они вошли в сборник стихов Марины Пономаренко «Книжка любові і люті». Забродская выбирала ключевые метафоры в стихах – они стали технической задачей Midjourney. Сгенерированные ИИ изображения художница использовала в качестве основы, доработав их.
Как ИИ меняет создание книг
Булгакова называет одним из главных преимуществ работы с ИИ скорость. Традиционно процесс создания книги на 16 страниц с детализированными иллюстрациями длится от двух месяцев до года. В этот раз работа длилась три недели.
В сотрудничестве с иллюстратором издательства оплачивают иллюстрации поштучно. ИИ позволяет оплачивать только стоимость подписки и создать нужное количество изображений. В случае с «Хочу на Марс!» иллюстрации вышли в 7–10 раз дешевле, чем обычно, говорит Булгакова.
Работа ИИ с текстом вышла в 1,5–2 раза дешевле, чем если бы аналогичный текст писал человек. Люди все равно оказались нужны: на работу над подобной книгой автор потратил бы гораздо больше времени и сил, чем на доработку текста ChatGPT, убеждена Булгакова.
В ВСЛ к Midjourney обращаются не ради удешевления процесса. «ИИ – инструмент, который использовала художница для создания работ, – говорит коммуникатор ВСЛ Оксана Зёбро. – Соответственно, она получила гонорар за работу. Ни об удешевлении, ни об ускорении речь не шла».
Будущее ИИ и украинских издательств
«ИИ обрабатывает информацию, которая уже была кем-то создана и на которую есть авторские права, – говорит генеральный директор издательства Vivat Юлия Орлова. – При обработке теряется авторская составляющая, но этот вопрос пока не решен ни на законодательном, ни на нравственном уровнях».
Из-за законодательных препятствий «Ранок» пока не планирует продолжать выпуск ИИ-книг. ВСЛ и Vivat также не спешат использовать ChatGPT, Midjourney или другие программы ИИ в своей работе. Однако в долгосрочной перспективе главный редактор и соучредитель «Видавництва Старого Лева» Марьяна Савка этого не исключает.
«Мы постоянно апгрейдим программы, в которых работаем, – говорит Савка. – И за эти 20 лет в издательском деле я вижу огромное количество изменений именно в технологическом процессе».
Сотрудничество с ИИ сможет быстро заменить некоторые технические процессы и снизить количество вычиток, говорит Орлова. «Это ускорит создание макета книги, может быть, уменьшит количество ошибок в финальной версии, – добавляет издательство. – Сразу это не повлияет на стоимость, потому что ценные составляющие стоимости в книгах другие. Но с ИИ мы выигрываем время, а это самое дорогое».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.