Олена Безугла, CEO Yakaboo /Иллюстрация Александра Карасева
Категория
Инновации
Дата

Дешевые и в огне не горят. В Украине наконец-то бум электронных книг. Как этим хочет воспользоваться самый большой ритейлер Yakaboo

3 хв читання

Елена Безуглая, CEO Yakaboo Фото Иллюстрация Александра Карасева

Спрос на электронные книги в Украине вырос в разы – помогли война, экономический кризис и запрет русского контента. Помогут ли электронные книги издателям и ритейлерам пережить сложные времена

За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!

«Произошел настоящий бум [электронных книг], – говорит CEO книжной платформы Yakaboo Елена Безуглая. – Люди читали в укрытиях, дороге, даже военные на передовой». Рецепт популярности – в марте 2022 года компания вместе с вместе с издательствами-партнерами и авторами открыла для украинцев бесплатный доступ к 20 000 электронным и аудиокнигам в своем мобильном приложении. По состоянию на февраль 2023 года его загрузили 1,3 млн пользователей. Это удалось конвертировать в продажи: за прошлый год цифровой сегмент вырос на 44% – до 230 000 экземпляров.

Продажи бумажных книг в Yakaboo наоборот упали на 0,5 млн – до 2,2 млн экземпляров. Общая выручка ритейлера просела за прошлый год на 10% в гривне. «В январе–феврале 2022-го были большие поступления по всему книжному рынку за счет «ковидной тысячи». Поэтому общая картина за 2022 год по сравнению с 2021-м не выглядит такой уж страшной», – говорит Безуглая. Абсолютных цифр выручки она не называет. Известно, что в 2020 году на пандемийном спросе компания продала книг почти на $10 млн.

Другой вызов Yakaboo – репутационный. В конце сентября из-за неосторожного сексистского высказывания уволился Иван Богдан – соучредитель, возглавлявший компанию с 2004 года.

Растущий e-book

В 2022 году глобальный рынок электронных книг, по оценкам консалтинговой компании FMI, составил $20 млрд. Сегмент стремительно растет с начала пандемии COVID-19 в 2020-м. Украину тренд обходил. Наш рынок цифровых книг примерно в 10 000 раз меньше мирового, по оценкам издателей. Электронным книгам не помогла и государственная инъекция в виде «ковидной тысячи». Программа «єПідтримка», которую запустили в конце 2021 года, стимулировала продажу только бумажных экземпляров. По данным Минэкономики, 7 млн ее участников потратили на книги 705 млн грн.

Но во время войны спрос на цифровое чтение радикально вырос. Продажи почти в 1,5 раза выросли не только в Yakaboo – сервис Booknet отчитывается о 353 000 проданных электронных книг – это в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Гендиректор «Фолио» Александр Красовицкий оценивает рост в три раза.

Кроме удобства и мобильности «цифры», что пригодилось во время войны, вторая причина – экономическая. К примеру, бумажный бестселлер «Записки українського самашедшого» Лины Костенко на Yakaboo стоит 320 грн, электронный – в шесть раз дешевле.

«Диджитализацию» подталкивает отказ от российских издательств. Ассортимент нужно было быстро восстановить, а издать электронную книгу быстрее и дешевле бумажной, говорит Безуглая.

Вдобавок война усложнила процесс физического издательства. Харьковское «Фолио» за 2022 год выпустило 300 новых бумажных книг, электронных – около 450. «Не все книги успели напечатать», – объясняет Красовицкий.

У украинского рынка цифровых книг, несмотря на стремительный рост, недостаток – он остается небольшим. Официальной статистики нет, оценки издателей разнятся. Объем электронного рынка – 70 млн грн, печатного – 1,4 млрд грн, говорит Красовицкий. Основатель «Лаборатории» и библиотеки Librarius Антон Мартынов более оптимистичен: рынок печатных книг остался на уровне 2021 года – до 100 млн. Электронные продажи, по его мнению, оценивать еще рано, однако тенденция положительная. «Если раньше электронные книги у издателей занимали 2–5% от общих продаж, то теперь 8–15%», – говорит Мартынов. На электронные книги у Yakaboo приходится 10% продаж.

Куда двигается Yakaboo

Электронными книгами Yakaboo надеются привлечь молодую аудиторию. «Они уже родились «с гаджетами в руках», – говорит Безуглая. Цели на 2023 год – перестроить мобильное приложение, которое сейчас ежедневно открывают 15 000 пользователей.

Другой вектор развития – экспансия. 23% пользователей приложения Yakaboo – за границей. В лидерах – Польша и Германия, приютившие больше всего украинцев. Книг на украинском языке там мало и они дороже, чем в Украине.

В августе 2022 года Yakaboo запустил логистический хаб в Варшаве в партнерстве с польской компанией Frisbo. Это помогло сократить сроки доставки в Польше до шести дней, а по Европе – до 12. За три летних месяца компания продала за границей более 25 300 бумажных книг и 6400 электронных, отчитывалась Yakaboo в сентябре. Финансовые результаты напрямую Безуглая не раскрывает, лишь отмечает, что продажи выросли на 400%.

Уже в этом месяце украинские книги должны появиться на Amazon и Allegro. Yakaboo собирается продавать там книги собственного издательства Yakaboo Publishing и впоследствии – издательств-партнеров. Через Amazon проще достучаться до зарубежных читателей, уверена Безуглая.

Почему Yakaboo расстался с многолетним CEO

Причиной быстрого увольнения Богдана в сентябре могло быть не только публичное осуждение неосторожного высказывания в адрес женщин. Трое собеседников с книжного рынка рассказывали Forbes, что между основными владельцами Yakaboo – Виталием Бутенко, Юрием Кривошеей и гендиректором – давно были напряженные отношения и недовольство результатами.

«Они просто воспользовались возможностью распрощаться», – говорил владелец крупного издательства на условиях анонимности. В то же время бизнесу Yakaboo требовались новые идеи для развития после отказа от российского продукта в феврале. «Без русскоязычных книг компания стагнировала, акционеры искали новые идеи, новых людей», – отмечал другой собеседник-издатель.

Сам Богдан новых проектов после увольнения из Yakaboo не анонсирует. «Обязательно поговорю с вами на эту тему со временем, когда будет о чем рассказывать», – ответил он на вопрос Forbes.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд