Бум популярности украинского стендапа пришелся на времена вторжения /Иллюстрация Александра Карасева
Категория
Компании
Дата

Бум стендапа. Новое поколение юмористов догоняет «Квартал 95» и «Дизель Шоу». Как они зарабатывают на шутках и строят индустрию

6 хв читання

Бум популярности украинского стендапа пришелся на времена вторжения Фото Иллюстрация Александра Карасева

Украинский стендап становится популярным. Комики ездят в туры, выступают в укрытиях и собирают сотни тысяч просмотров на YouTube. Почему андеграундный юмор бумит и каково его будущее.

«Ужасно погибнуть на войне не когда сбил 10 российских самолетов, а когда умер от голода на Шулявской, так и не дойдя до военкомата», – шутил стендапер и терробороновец Сергей Липко на сольном концерте «Водитель НомерОбслуги». Обычно сольники пишутся около года. «Подпольный стендап» организовал Липку этот концерт за день.

Несколько часов подготовки материала и ночная репетиция в патруле превратились в часовое выступление в бункере. Для записи хватило нескольких камер и 40 зрителей. «Этот сольник мне кажется самым удачным – он самый честный, правдивый и спонтанный», – говорит Липко, который попал в список Forbes «30 до 30: лицо будущего».

Выступление Липко состоялось 2 апреля, но волна стендапов в укрытиях поднялась еще в марте. В Сумах на 24-й день вторжения шутил Феликс Редька, во Львове начались стримы «Культурной обороны», которые собирали зрителей офлайн. «На первые мероприятия приходили люди, у которых горели глаза, потому что они хоть куда-то выбрались», – вспоминает основатель проекта «Подпольный Стендап» Свят Загайкевич.

Стендап Сергея Липко «Водитель НомерОбслуги»

Загайкевич организовывал концерты комиков в квартирах и гаражах с 2015 года и хорошо помнит начало украинского стендапа. На выступления приходили 20-30 зрителей, плативших за вход по 50-70 грн. «Считалось, это мы еще нормально собрали», – вспоминает он. С 2016 года юмористы начали выступать в клубе Heaven. Цена билетов выросла до 100 грн.

В настоящее время билет на ивент «Подпольного» стоит 250-550 грн. Сольники известных стендаперов собирают сотни зрителей в разных городах Украины, просмотры на YouTube достигают сотен тысяч. «В 2010 году у вас будто бы было три кнопки: «Квартал», «Дизель Шоу» или КВН, – говорит основатель STAND UP Battle Club Богдан Слепокура. – Сейчас несколько десятков кнопок. Рынок увеличился в разы».

Смогут ли стендаперы отвоевать место на этом рынке?

Пик популярности

Крупнейшие игроки украинской стендап-комедии – «Подпольный Стендап» и STAND UP Battle Club. Они имеют собственные локации для выступлений и объединяют самых известных комиков. Среди резидентов «Подпольного» – Антон Тимошенко, Сергей Липко, Настя Зухвала и Василий Байдак. STAND UP Battle Club – Вадим Дзюнько, Александр Дмитрович, Богдан Вахнич, Лера Мандзюк.

Бум популярности украинского стендапа пришелся на времена вторжения России. «Сейчас к нему приковано гораздо больше внимания, чем когда-либо», – убеждена Настя Зухвала, чьи выступления имеют больше всего просмотров. За полгода полномасштабной войны YouTube-канал «Подпольного», с которым сотрудничает комикеса, вырос с более чем 80 000 до 140 000 подписчиков и имеет 22 млн просмотров. Годы пандемии подогрели публику. YouTube-канал STAND UP Battle Club в ковидный год вырос в пять раз: с четырех тысяч подписчиков до двадцати. Первым концертом во времена коронавируса во Львове был стендап. Сейчас у STAND UP Battle Club 69 000 подписчиков и 9,5 млн просмотров.

Бум стендапа. Новое поколение юмористов догоняет «Квартал 95» и «Дизель Шоу». Как они зарабатывают на шутках и строят индустрию /Фото 1

Вторжение выбросило из инфополя российских комиков. «Раньше украинское обесценивалось, – говорит Зухвала. – Теперь процесс украинизации усилился, и это позволяет показать, что стендап в Украине более прогрессивный, чем то, что показывали на ТНТ».

Отсутствие юмористических программ на телевидении тоже играет на руку стендаперам. Крупнейший изготовитель развлекательного контента, студия «Квартал 95» в благотворительном туре за границей. Юмористическая студия «Мамахохотала» собирает средства на армию. Главные же телеканалы страны показывают информационный марафон «Единые новости».

Среди крупнейших игроков рынка развлекательного контента только «Дизель Шоу» продолжает ездить по Украине с концертами. «Дизель Шоу» ориентируется на аудиторию 50+, – говорит Слепокура из STAND UP Battle Club. – Половине наших зрителей – 25-34 лет».

Ядро аудитории стендаперов – ИТ-специалисты. Когда на концерте STAND UP Battle Club просят айтишников поаплодировать, откликается 50-60% зала. «Наверное, айтишники составляют не менее трети нашей аудитории, – соглашается Загайкевич из «Подпольного Стендапа». – Они хотят не просто посмеяться, а поржать».

Концерты «Вечернего квартала» уже не так популярны: зрителю интересен современный стендап, говорил в прошлом году основатель билетного агентства Concert.ua Дмитрий Феликсов. Первая причина – главная звезда «Квартала» теперь возглавляет страну. Вторая – у публики меняются вкусы.

«Исчез спрос на юмористические спектакли и мизансцены, которые показывает, в частности, «Дизель Шоу», – убежден Феликсов. – Стендап скорее приспосабливается к реалиям, поэтому собирает аудитории, хотя и меньше по сравнению с довоенным временем».

Сейчас стендап заполняет пространство, в котором работала «Лига смеха», говорит основатель продюсерского центра Comedy Space Сергей Чудаев. «Стендап-шоу будут конкурировать с проектом, подобным «Кварталу», если выйдет создать отрасль и проводить концерты в хорошем зале», – добавляет он. Комики «Подпольного Стендапа» уже выступают с сольниками в пользу ВСУ в Октябрьском дворце. Комик Антон Тимошенко объявил о дополнительном благотворительном концерте в сентябре: билеты на первый почти продали.

Правда, догонять комиков из «Квартал 95» и «Дизель Шоу» в YouTube стендап-студиям будет сложно – у известных юмористов есть несколько миллионов подписчиков и 2 млрд – 2,5 млрд просмотров видео.

Бум стендапа. Новое поколение юмористов догоняет «Квартал 95» и «Дизель Шоу». Как они зарабатывают на шутках и строят индустрию /Фото 2
Бум стендапа. Новое поколение юмористов догоняет «Квартал 95» и «Дизель Шоу». Как они зарабатывают на шутках и строят индустрию /Фото 3
Бум стендапа. Новое поколение юмористов догоняет «Квартал 95» и «Дизель Шоу». Как они зарабатывают на шутках и строят индустрию /Фото 4

Сергей Чудаев

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Заработать на юморе

Стендап-комедия в США появилась в 1840-х. Почти два столетия спустя главные стендаперы Америки – миллионеры. В 2019-м самым высокооплачиваемым комиком, по версии Forbes, стал Кевин Харт, заработавший за год $59 млн. На втором месте Джерри Сайнфелд с $41 млн, а третье занял Джим Гэффиган с $30 млн.

Становится ли украинский стендап бизнесом? В Украине более 50 человек, которые живут только со стендапа, говорит Слепокура. «В Киеве и Львове индустрия сформирована, – считает он. – Мы немалые средства можем откладывать и передавать ВСУ». Благодаря стриму «Культурная оборона» STAND UP Battle Club удалось собрать около 4 млн грн.

Но в большинстве своем юмористы зарабатывают не самим стендапом. «Комик может работать сценаристом, вести стрим на YouTube-канале и выступать, – объясняет Слепокура. – Доход может достигать 70 000 грн в месяц, но прямого стендапа там немного».

Стендап-комедия – сезонный рынок. Когда комик пишет материал для концерта, зарабатывает от 200 до 1000 грн за вечер. Один из самых больших источников доходов – туры, в которые стендаперы начали ездить два года назад. «Вилка может быть от 50 000 до 200 000 грн за тур, который длится несколько месяцев», – говорит Настя Зухвала. Во Львове стендапер топового уровня зарабатывает от 20 000 до 30 000 гривен с выступления на 100-200 человек, говорит Слепокура.

Кроме сольных выступлений, юмористы получают гонорары на концертах, где выступает несколько комиков. На стандартной вечеринке на 60 человек комик зарабатывает от 1000 гривен за 15 минут выступления, говорит Загайкевич. «В зависимости от договоренностей и величины площадки гонорары могут колебаться от 1000 до 5000 гривен», – добавляет Зухвала.

Открытый микрофон, на котором комик проверяет материал, раньше не оплачивался. Сейчас STAND UP Battle Club проводит МаниМайки – концерты, где лучшего комика определяет зал. Победитель получает часть зрительских донатов – это 500-1500 грн.

Прайс за выступление на корпоративах у каждого стендап-комика индивидуален и зависит от количества материала. «До полномасштабного вторжения опытные комики получали от 300 до 500 долларов за 15-минутный сет», – говорит Зухвала. Среди комиков «из телевизора» на корпоративах самыми дорогими были коллективные выступления студии «Квартал 95». В прошлом году они стоили $20 000 – $50 000. За $50 000 на корпоративах выступал «кварталовец» Евгений Кошевой.

Бум стендапа. Новое поколение юмористов догоняет «Квартал 95» и «Дизель Шоу». Как они зарабатывают на шутках и строят индустрию /Фото 5

Резиденты «Подпольного Стендапа» Светлана Немонежина, Свят Загайкевич, Антон Тимошенко, Сергей Степанисько, Анна Кочегура. Фото: «Подпольный Стендап»

Война ужесточила запрос на стендап, но усложнила поиск тем. «Общество напряжено, – говорит Зухвала. – Мы предъявляем больше требований к себе, чтобы снизить потенциальную конфликтность материала». В то же время у юмористов появилась миссия: поддерживать боевой дух людей. В трагическое время юмор позволяет людям быть в контексте и иметь психологическую разрядку, добавляет Зухвала.

По оптимистическому сценарию стендап станет индустрией. Будут собираться полные тысячные залы, родители и дети будут знать фамилии комиков, описывает Чудаев из Comedy Space. «Если ничего не изменится к худшему, через год стендаперы будут зарабатывать на уровне с топовыми певцами», – убежден Слепокура.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд