Валерий Горбань, владелец группы компаний «Аскания» /Анна Наконечная
Категория
Жизнь
Дата

Уже 19 лет владелец группы компаний «Аскания» Валерий Горбань занимается раллийными гонками. Как увлечение помогает ему управлять стрессом и развивать инстинкт самосохранения

Валерий Горбань, владелец группы компаний «Аскания» Фото Анна Наконечная

Президент группы компаний «Аскания» Валерий Горбань увлекался автомобилями и зачитывался журналами о машинах с детства. В то время журналов выходило всего два, и каждый месяц Горбань изучал новые номера от корки до корки. Во взрослом возрасте он завел привычку ездить по этапам Формулы-1. «У меня была цель каждый год посещать новый этап», – вспоминает предприниматель

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

По этапам Формулы-1 Горбань ездил еще на гражданском автомобиле, но уже спустя несколько лет пересел за руль гоночного. Правда, отдал предпочтение не кольцевым гонкам, а раллийным. Горбань, 48, называет их самыми сложными и объясняет: чем сложнее вызов, тем ему интереснее.

Предприниматель попал в автоспорт в 29 лет и стремительно перешел из статуса любителя в статус профессионала. Горбань стал многократным чемпионом Украины, Эстонии и Латвии. Самой весомой с точки зрения титулов победой он называет третье место в чемпионате мира по итогу сезона. В период с 2008 по 2020 год он участвовал в более чем 200 соревнованиях – национальных и международных. 

Валерий Горбань рассказал Forbes о том, почему увлекся ралли, какими навыками должен обладать пилот и почему его мотивируют кризисы.  

– В конце 1990-х я попал в автомобильную аварию. Не справился с управлением, меня развернуло на встречной полосе, и я упёрся в барьерное ограждение. Все обошлось, но если бы навстречу ехал автомобиль, были бы серьёзные проблемы. Я решил разобраться: почему так произошло, какого навыка мне не хватило? Обратился за помощью к профессиональным гонщикам – в частности, к чемпиону Украины Александру Салюку-старшему – и попросил меня обучить. Так я начал путь в гоночный спорт. 

Спустя год попал на первое соревнование – ралли «Чумацький Шлях» в Херсоне. Пошёл дождь, я испытал все радости грязной грунтовой дороги. В этой гонке я не финишировал. Слетел с трассы и дальше уже не принимал участие. Тем не менее мне понравилось и я решил продолжать. Начал с чемпионата Украины, и со временем перешел на международные соревнования и на чемпионат мира.

Я увлекаюсь ралли – самым сложным видом автомобильных соревнований. Основная сложность в том, что пилот не знает дороги. Даже несмотря на то, что перед соревнованием мы сначала проезжаем по маршруту на гражданском автомобиле и записываем стенограмму, а потом проверяем ее. Стенограмма – описание трассы. На ней фиксируются повороты, дистанции до поворота, трамплины, особенности дороги. По стенограмме штурман указывает гонщику, куда и с какой скоростью ехать. 

Дорога может быть песчаной, гравийной, асфальтовой, каменной. Покрытия часто идут вперемешку. После сотни машин появляется другой характер дороги – с колеей, камнями и скользкими участками, на которые надо реагировать. Поэтому стенограмма важна, но участок все равно проезжаешь будто впервые. Если сбиваешься с маршрута и едешь не туда, могут даже снять с соревнования. 

После двух ознакомительных заездов проходит соревнование. Трасса состоит из специальных участков – отрезков дороги, где фиксируется старт и финиш – и участков доезда. Кто быстрее проезжает специальные участки, тот и выиграл. Победу определяют доли секунды. Например, в чемпионате Литвы сейчас из-за плотной конкуренции пять экипажей проезжают спецучасток в одну секунду. Выходит, притормозил раньше, чем нужно – и уже проиграл. 

из личного архива

К соревнованию я стараюсь подходить с волнением – оно держит нервы и мышцы в тонусе. Фото из личного архива

Я развивался как пилот – и соответственно менялись автомобили. Первыми моими машинами были моноприводные ВАЗ 2108 и ВАЗ 2112, затем появились полноприводные Mitsubishi и Subaru. С 2013 года и до сих пор участвую в соревнованиях за рулем MINI Cooper. На этот автомобиль я пересел, когда появились амбиции участвовать в чемпионате мира. 

Одними из самых памятных для меня стали ралли Аргентины и Греции. Трассы были настолько сложными, что задачей было не просто проехать, а сохранить при этом автомобиль. Ралли Аргентины мы ехали на Mitsubishi, и после каждой секции снимали и меняли практически всю подвеску. К таким ситуациям мы готовимся заранее и пытаемся предсказать, что именно может сломаться. Команда механиков проходит такие же тренировки, как и спортсмен, только учится скорости замены деталей. Победа состоит из множества нюансов и усилий разных людей. Это я тоже ценю в автомобильном спорте.

В 2009 году мы поехали на этап чемпионата мира в Польшу и поняли, что технически, логистически и профессионально пока не готовы к участию. Появился запрос на профессиональную команду. Машина, которая проехала соревнование и готовится к следующему, практически полностью разбирается. Мы делаем это силами команды. Оборудована небольшая тестовая трасса. Там мы проверяем автомобили после сборки и иногда проводим зимние тренировки. 

В 2018-м мы участвовали в чемпионатах Эстонии и Латвии, которые успешно выиграли. Мы – первая команда из стран бывшего СНГ, кто смог это сделать. В этом году едем на чемпионат Литвы. 2020-й из-за карантина мы провели в чемпионате Украины. Конечно, с точки зрения накала и предела спортивной борьбы немного потеряли уровень. Сейчас восстанавливаемся. 

В обществе существует мнение, что гонщики – безбашенные люди без инстинкта самосохранения. Но все работает наоборот. Инстинкт самосохранения у автоспортсменов развит лучше, чем у большинства. Ты всегда хочешь ехать быстрее, но должен не идти на поводу эмоций, учитывать свои возможности и возможности автомобиля. Нужно чувствовать грань, но не переступать ее. Этим гонки отчасти похожи на бизнес. В предпринимательстве тоже часто ощущаешь азарт, но за ним нельзя бездумно следовать. 

из личного архива

По этапам Формулы-1 Горбань ездил еще на гражданском автомобиле, но уже спустя несколько лет пересел за руль гоночного. Правда, отдал предпочтение не кольцевым гонкам, а раллийным. Фото из личного архива

из личного архива

из личного архива

из личного архива

Валерий Горбань: Я увлекаюсь ралли – самым сложным видом автомобильных соревнований. Основная сложность в том, что пилот не знает дороги. Фото из личного архива

из личного архива

С 2013 года и до сих пор участвую в соревнованиях за рулем MINI Cooper. Фото из личного архива

из личного архива

Например, в чемпионате Литвы сейчас из-за плотной конкуренции пять экипажей проезжают спецучасток в одну секунду. Фото из личного архива

из личного архива

Автомобиль Валерия Горбаня. Фото из личного архива

из личного архива

из личного архива

из личного архива

К соревнованию я стараюсь подходить с волнением – оно держит нервы и мышцы в тонусе. Фото из личного архива

из личного архива

из личного архива

из личного архива

С 2013 года и до сих пор участвую в соревнованиях за рулем MINI Cooper. Фото из личного архива

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Серьезные аварии начались у меня спустя три года после начала увлечения гонками. Тогда мне показалось, что я готов ехать быстро, но достаточных навыков не имел. Каждую вторую гонку автомобиль проходил краш-тест. Это болезненно и психологически, и физически. К счастью, системы безопасности работают хорошо. Установлены специальные сиденья и ремни, каркас безопасности, системы пожаротушения. Важна и форма: шлем, система защиты шеи и головы HANS, пожаростойкие комбинезон и белье. В этом смысле на спортивной машине ездить менее травмоопасно, чем на гражданской. 

Авария – сильная психологическая травма для пилота. После первых аварий, в которые я попадал, оставалось чувство страха. А пилот должен ехать спокойно, уверенно и без лишних сомнений. Страх проходил где-то спустя два соревнования. Но со временем восстановление проходит все быстрее. Кризисные сложные ситуации даже мотивируют меня. Значит, где-то я что-то недоделал, недодумал, недостаточно спрогнозировал. Надо больше тренироваться и усиленно заниматься, чтобы не допускать такие ситуации.

К соревнованию я стараюсь подходить с волнением – оно держит нервы и мышцы в тонусе. Если не ощущаешь спортивного мандража, это может плохо закончиться. Нельзя недооценивать трассы – мол, ерунда, тут три поворота. Это опасная ошибка. 

Анна Наконечная

Валерий Горбань, владелец группы компаний «Аскания» Фото Анна Наконечная

Кто-то лежит на пляже, кто-то ходит в казино, кто-то – в ночные клубы. Я участвую в гонках. Это моя разрядка от основной работы, антистрессовый тренажёр. Для меня разрядка – другой тип напряжения, который требует полной самоотдачи и концентрации. 

В ралли нужно вникать в каждую деталь, тесно работать с механиками, следить, чтобы машина тебя не подвела. Очень много инженерных деталей – тонкие настройки автомобиля, подбор пружин, амортизаторов и стабилизаторов, высоты и геометрии колёс. Это мне тоже очень нравится. Гонки – постоянное развитие. Я и по сегодняшний день учусь ездить. Всегда есть над чем работать, начиная с техники и заканчивая навыками. Процесс развития не останавливается никогда. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине