Категория
Жизнь
Дата

В соцсетях каждый может поиграть во врача. Чем заканчивается деятельность псевдомедицинских блогеров для медицины и пациентов

4 хв читання

В соцсетях каждый может поиграть во врача. Чем заканчивается деятельность псевдомедицинских блогеров для медицины и пациентов /Getty Images

Getty Images

Последние несколько лет в социальных сетях расцвело движение псевдомедицинского блогинга. Сверхприбыли, популярность, влияние на выбор процедуры или лекарства – именно это привлекает блогера, когда он выбирает своей нишей область здоровья

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

Использование медицинской терминологии и визуала для продвижения аккаунтов выбрано исключительно для быстрого заработка и несет гораздо больше проблем для потребителя, чем может казаться на первый взгляд. 

Например, в медицинском сообществе известен случай, когда блогер отменял инсулин при диабете 1 типа, обещая чудесное исцеление с помощью диеты, и человек попадал в реанимацию с глюкозой 18.

Неоднократно происходили трагические ситуации с беременными, когда блогер рекомендовал применять процедуры или препараты, обладающие высокой степенью миорелаксации, что приводило к выкидышу.

Но такая деятельность несет угрозы не только для потребителя. Страдают медицинские учреждения и отрасль в целом. В чем беда псевдомедицинского блогинга?

Проблемы и угрозы от псевдомедицинского блогинга:

1. Блогеры расшатывают систему здравоохранения, в которой и без того много проблем, пытаясь убедить аудиторию, что вся академическая медицина – это архаика.

2. Блогеры обходят налогообложение, и главное – не имеют контроля над своей деятельностью.

Согласно проекту закона №5040, блогерскую деятельность предлагается приравнять к деятельности журналистов. Поэтому псевдомедицинские блогеры, не имеющие высшего медицинского образования, тоже подпадают под этот закон. Их рекомендации и предоставление медицинских услуг у себя на страницах являются административным и уголовным правонарушением.

Все это не развивает, а лишь дискредитирует отрасль здравоохранения, а значит, снижает уровень лояльности потребителя к оздоровительным услугам. 

Чтобы стать достойным специалистом, необходимо около 15 лет беспрерывного образования и практики. Но блогеру это не требуется.  

Кроме того, псевдомедицинский блогинг, набирающий обороты в странах бывшего СНГ, является угрозой падения инвестиций в частную медицину в длительной перспективе. У иностранного инвестора создается ощущение хаоса в отрасли.

3. Ценообразование. Формирование чека на услуги происходит не за счёт профессиональных компетенций, а за счёт количества подписчиков в социальных сетях, что выводит за скобки возможность развития медицинской отрасли как таковой.

Блогеры ставят себя на один уровень с компетентным врачом, формируя ничем не обоснованные чеки на услуги, не имея клинической практики. 

У потенциального пациента формируется ложная картина одинакового уровня экспертности у блогера и опытного специалиста. 

4. Репутационные риски для клиник и врачей. Псевдомедицинкие блогеры, пользуясь популярностью, подрывают репутацию всех клиник без разбора, призывая не пользоваться никакими услугами. Однако не имеют достаточных компетенций для оценки деятельности ни медицинского персонала, ни клиники в целом. 

5. Авторские права врачей, в том числе докторов наук. Воровство узкопрофильных медицинских материалов для контента в своих социальных сетях является повсеместным явлением и практически не урегулировано.

Это приведет к тому, что медицинское сообщество станет еще более закрытым.

6. Приписывание себе несуществующих регалий приводит к разочарованию пациентов и повышает градус недоверия к любым веткам медицины, что усложнит клиникам путь развития и увеличит расходы на маркетинг. А значит, и стоимость на медицинские услуги для конечного потребителя.

7. Превышение полномочий блогерства. Использование блогерами терминов «пациент», «расшифровка анализов», «анамнез», «терапия», «клинический специалист» сознательно вводит потребителя в заблуждение.

Обещание излечить людей со сложными заболеваниями, за которые возьмется не каждый квалифицированный доктор, приводит к ложным ожиданиям пациентов от клиник и персонала и несет для них репутационные и финансовые потери.

8. Корректировка назначения врачей. Пациент по рекомендации блогера может изменить назначения врача, что может закончиться не только ухудшением здоровья, но и смертью пациента. А также необоснованным иском для клиники или врача.

Владельцам клиник следует выработать инструмент отслеживания и сбора информации о возможном параллельном лечении пациента, а также вырабатывать механизмы урегулирования возможных последствий.

9. Проблема компетенций. С блогером часто непонятно, кто выдавал квалификацию, какая организация готовила специалиста, где человек проходил медицинскую практику.

Нередко встречается открытый обман об обучение в иностранных медицинских заведениях и приписывание себе научных званий. Все это снижает рейтинг любого направления в области оздоровления.

10. Так называемая «коллегиальность». Многие блогеры называют себя «коллегами» с докторами в интернет-пространстве. Причисляют себя к медицинскому сообществу, в то время когда компетентному специалисту, чтобы стать таковым, необходимо очень много лет работы.

11. «Лидеры» мнений. Влияние на большие аудитории псевдомедицинских блогеров заставляет управленцев медицинских учреждений приглашать их на работу в свои медицинские учреждения для привлечения пациентопотока в качестве маркетингового инструмента. В перспективе это приведёт к падению мотивации докторов совершенствовать свои компетенции.

12. Регулирование медицинского блогинга. В странах Европейского союза такая деятельность абсолютно невозможна. Однако в странах пост-СНГ это продолжает набирать обороты.

Но в некоторых случаях медицинский блогинг может быть полезен.

Возможности медицинского блогинга для развития клиник и врачей: 

1. Медицинский блог хорош для экспертов своего дела и установления психоэмоциональных связей докторов с пациентом. 

2. Он дает возможность повысить средний чек, показывая высокие компетенции персонала или оснащенность медицинского заведения. 

3. Он мотивирует будущих пациентов через рассказы историй выздоровления.  

Рекомендации докторам, а также владельцам медицинских центров:

1. Минимизируйте тексты своих научно-практических наработок в социальных сетях.

2. Не стесняйтесь принять тот факт, что вы уже рангом выше, чем псевдомедицинские блогеры. Вы – доктор с опытом, а это просто люди с большим количеством подписчиком за деньги.

Не рекомендую владельцам медицинских центров привлекать псевдомедицинских блогеров к деятельности вашего заведения. Поскольку в долгосрочной перспективе это приведёт:

- к потере лояльности среди постоянных пациентов;

- к потере мотивации персонала;

- к потере рейтинга среди других медицинских учреждений, а также другим рискам, связанным со здоровьем людей.

Часто заложниками и пострадавшими от псевдомедицинского блогера являются именно занятые люди. В силу загруженности они могут поручать вопрос поиска специалистов своим ассистентам.

Рекомендации пациентам:

1. Не стоит стесняться проверять компетенции, сертификаты и другие дипломы вашего доктора. Никакие онлайн-курсы, онлайн-академии не дают компетенции лечить людей, а могут лишь повысить уже существующие медицинские знания.

2. Обращайте внимание на то, что если вы идёте за услугами к блогеру, то ответственность за действия будет полностью на вас. И претензии в случае негативных последствий вам будет предъявить некуда.

3. Формирование клинического мышления происходит на протяжении десятков лет практики. Поэтому вылечить от сложных заболеваний может только врач, и то не всегда.

Если такие тенденции сохранятся, то общество может прийти к утопической ситуации, когда заведение здравоохранения будет положено на плечи так называемых лидеров мнений, что может привести к разрушению всей медицинской системы страны.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине