Категория
Жизнь
Дата

В соцсетях каждый может поиграть во врача. Чем заканчивается деятельность псевдомедицинских блогеров для медицины и пациентов

4 хв читання

В соцсетях каждый может поиграть во врача. Чем заканчивается деятельность псевдомедицинских блогеров для медицины и пациентов /Getty Images

Getty Images

Последние несколько лет в социальных сетях расцвело движение псевдомедицинского блогинга. Сверхприбыли, популярность, влияние на выбор процедуры или лекарства – именно это привлекает блогера, когда он выбирает своей нишей область здоровья

Использование медицинской терминологии и визуала для продвижения аккаунтов выбрано исключительно для быстрого заработка и несет гораздо больше проблем для потребителя, чем может казаться на первый взгляд. 

Например, в медицинском сообществе известен случай, когда блогер отменял инсулин при диабете 1 типа, обещая чудесное исцеление с помощью диеты, и человек попадал в реанимацию с глюкозой 18.

Неоднократно происходили трагические ситуации с беременными, когда блогер рекомендовал применять процедуры или препараты, обладающие высокой степенью миорелаксации, что приводило к выкидышу.

Но такая деятельность несет угрозы не только для потребителя. Страдают медицинские учреждения и отрасль в целом. В чем беда псевдомедицинского блогинга?

Проблемы и угрозы от псевдомедицинского блогинга:

1. Блогеры расшатывают систему здравоохранения, в которой и без того много проблем, пытаясь убедить аудиторию, что вся академическая медицина – это архаика.

2. Блогеры обходят налогообложение, и главное – не имеют контроля над своей деятельностью.

Согласно проекту закона №5040, блогерскую деятельность предлагается приравнять к деятельности журналистов. Поэтому псевдомедицинские блогеры, не имеющие высшего медицинского образования, тоже подпадают под этот закон. Их рекомендации и предоставление медицинских услуг у себя на страницах являются административным и уголовным правонарушением.

Все это не развивает, а лишь дискредитирует отрасль здравоохранения, а значит, снижает уровень лояльности потребителя к оздоровительным услугам. 

Чтобы стать достойным специалистом, необходимо около 15 лет беспрерывного образования и практики. Но блогеру это не требуется.  

Кроме того, псевдомедицинский блогинг, набирающий обороты в странах бывшего СНГ, является угрозой падения инвестиций в частную медицину в длительной перспективе. У иностранного инвестора создается ощущение хаоса в отрасли.

3. Ценообразование. Формирование чека на услуги происходит не за счёт профессиональных компетенций, а за счёт количества подписчиков в социальных сетях, что выводит за скобки возможность развития медицинской отрасли как таковой.

Блогеры ставят себя на один уровень с компетентным врачом, формируя ничем не обоснованные чеки на услуги, не имея клинической практики. 

У потенциального пациента формируется ложная картина одинакового уровня экспертности у блогера и опытного специалиста. 

4. Репутационные риски для клиник и врачей. Псевдомедицинкие блогеры, пользуясь популярностью, подрывают репутацию всех клиник без разбора, призывая не пользоваться никакими услугами. Однако не имеют достаточных компетенций для оценки деятельности ни медицинского персонала, ни клиники в целом. 

5. Авторские права врачей, в том числе докторов наук. Воровство узкопрофильных медицинских материалов для контента в своих социальных сетях является повсеместным явлением и практически не урегулировано.

Это приведет к тому, что медицинское сообщество станет еще более закрытым.

6. Приписывание себе несуществующих регалий приводит к разочарованию пациентов и повышает градус недоверия к любым веткам медицины, что усложнит клиникам путь развития и увеличит расходы на маркетинг. А значит, и стоимость на медицинские услуги для конечного потребителя.

7. Превышение полномочий блогерства. Использование блогерами терминов «пациент», «расшифровка анализов», «анамнез», «терапия», «клинический специалист» сознательно вводит потребителя в заблуждение.

Обещание излечить людей со сложными заболеваниями, за которые возьмется не каждый квалифицированный доктор, приводит к ложным ожиданиям пациентов от клиник и персонала и несет для них репутационные и финансовые потери.

8. Корректировка назначения врачей. Пациент по рекомендации блогера может изменить назначения врача, что может закончиться не только ухудшением здоровья, но и смертью пациента. А также необоснованным иском для клиники или врача.

Владельцам клиник следует выработать инструмент отслеживания и сбора информации о возможном параллельном лечении пациента, а также вырабатывать механизмы урегулирования возможных последствий.

9. Проблема компетенций. С блогером часто непонятно, кто выдавал квалификацию, какая организация готовила специалиста, где человек проходил медицинскую практику.

Нередко встречается открытый обман об обучение в иностранных медицинских заведениях и приписывание себе научных званий. Все это снижает рейтинг любого направления в области оздоровления.

10. Так называемая «коллегиальность». Многие блогеры называют себя «коллегами» с докторами в интернет-пространстве. Причисляют себя к медицинскому сообществу, в то время когда компетентному специалисту, чтобы стать таковым, необходимо очень много лет работы.

11. «Лидеры» мнений. Влияние на большие аудитории псевдомедицинских блогеров заставляет управленцев медицинских учреждений приглашать их на работу в свои медицинские учреждения для привлечения пациентопотока в качестве маркетингового инструмента. В перспективе это приведёт к падению мотивации докторов совершенствовать свои компетенции.

12. Регулирование медицинского блогинга. В странах Европейского союза такая деятельность абсолютно невозможна. Однако в странах пост-СНГ это продолжает набирать обороты.

Но в некоторых случаях медицинский блогинг может быть полезен.

Возможности медицинского блогинга для развития клиник и врачей: 

1. Медицинский блог хорош для экспертов своего дела и установления психоэмоциональных связей докторов с пациентом. 

2. Он дает возможность повысить средний чек, показывая высокие компетенции персонала или оснащенность медицинского заведения. 

3. Он мотивирует будущих пациентов через рассказы историй выздоровления.  

Рекомендации докторам, а также владельцам медицинских центров:

1. Минимизируйте тексты своих научно-практических наработок в социальных сетях.

2. Не стесняйтесь принять тот факт, что вы уже рангом выше, чем псевдомедицинские блогеры. Вы – доктор с опытом, а это просто люди с большим количеством подписчиком за деньги.

Не рекомендую владельцам медицинских центров привлекать псевдомедицинских блогеров к деятельности вашего заведения. Поскольку в долгосрочной перспективе это приведёт:

- к потере лояльности среди постоянных пациентов;

- к потере мотивации персонала;

- к потере рейтинга среди других медицинских учреждений, а также другим рискам, связанным со здоровьем людей.

Часто заложниками и пострадавшими от псевдомедицинского блогера являются именно занятые люди. В силу загруженности они могут поручать вопрос поиска специалистов своим ассистентам.

Рекомендации пациентам:

1. Не стоит стесняться проверять компетенции, сертификаты и другие дипломы вашего доктора. Никакие онлайн-курсы, онлайн-академии не дают компетенции лечить людей, а могут лишь повысить уже существующие медицинские знания.

2. Обращайте внимание на то, что если вы идёте за услугами к блогеру, то ответственность за действия будет полностью на вас. И претензии в случае негативных последствий вам будет предъявить некуда.

3. Формирование клинического мышления происходит на протяжении десятков лет практики. Поэтому вылечить от сложных заболеваний может только врач, и то не всегда.

Если такие тенденции сохранятся, то общество может прийти к утопической ситуации, когда заведение здравоохранения будет положено на плечи так называемых лидеров мнений, что может привести к разрушению всей медицинской системы страны.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд