Когда владельцу пора отойти от операционного управления бизнесом и как сделать это экологично для компании? Об этом на Форуме предпринимателей от Forbes Ukraine соучредитель шведско-украинского проекта DYB Игорь Гут пообщался с основателем компании Pet Technologies Александром Суворовым и соучредителем сети магазинов «Аврора» Львом Жиденко. Ключевое из беседы
Разговор сокращен и отредактирован для понятности
Игорь Гут: В украинских компаниях высок уровень зависимости от владельцев-основателей. Вам удалось выйти из операционного управления. В чем ваша ключевая роль в компании сейчас?
Лев Жиденко: Мой фокус – ценностная, культурная составляющая. Полагаю, что черты характера, помогающие создавать бизнес, на каком-то этапе могут ему навредить. Если верить модели PAEI Ицхака Адизеса, нельзя быть одновременно успешным предпринимателем и управленцем. Лучше передать эту роль человеку, которому она ближе ментально и профессионально.
Александр Суворов: Выход из операционки – кайф для управленца. Думаю, любой руководитель радуется, если структура, которую он построил с нуля, работает без него и растет. Важно давать своим командам раскрыться, потому что иногда владелец создает такую мощную тень, что звезды гаснут. На самом деле команда многое может сделать лучше, чем мы сами.
Мы с СЕО компании заключили меморандум, согласно которому моя роль – это генеральная стратегия. Я также отвечаю за идеологию компании, культуру, вдохновляю коллектив.
ИГ: Как поняли, что пора отходить от операционки и делегировать больше?
ЛЖ: Я строил бизнес с мыслью о том, что нужно закладывать пути к отступлению. Владельца может «уволить» клиент, и тогда это будет не выход, а бегство. Чтобы этого не произошло, нужно построить систему, которая будет защищать бизнес от собственника. Лучший способ – создать эффективное правление. Я ежемесячно повторяю наблюдательному совету месседж: когда вы почувствуете, что я мешаю бизнесу, должны отправить меня «на пенсию». Проблемы в голове владельца влияют на всех сотрудников. Всегда нужен взгляд со стороны.
АС: Когда чувствуешь, что тебе некуда использовать всю свою энергию на работе, это первый признак того, что нужно отходить. Если все процессы выстроены, и ты начинаешь вмешиваться в них только потому, что у тебя есть силы, можешь только навредить компании.
Жизнь – это не только бизнес. После выхода из операционки возникают другие смыслы. Я оставил управление в 2019 году и начал изучать тему счастья. Теперь могу сказать, что само по себе оно не наступит, даже если заработаешь все деньги мира. Счастьем нужно заниматься. Также в моей жизни теперь больше обучения и общения.
ИГ: Как происходила смена руководства после того, как вы назначили на роль гендиректора другого человека?
АС: Я передавал управление в течение года. Я не очень верю в людей извне, поэтому наш СЕО – это человек изнутри компании. До того, как получить должность СЕО, он работал в компании 12 лет. Смена руководства у нас не была внезапной. Мы выписывали меморандум, и я наблюдал за процессами. Подсказывал, если нужно было мое видение. Однако коллективу мы сразу сказали, что они больше не должны обращаться ко мне по вопросам, которые нужно решать по СЕО. В этом отношении позиция владельца должна быть жесткой.
ЛЖ: Мы с Тарасом Панасенко [совладелец и генеральный директор сети магазинов «Аврора»] познакомились на собеседовании, когда Тарас еще был студентом. Я уже тогда увидел в нем потенциал фантастического лидера.
Моя роль в бизнесе сейчас – развивать людей. Независимо от того, что является продуктом компании и в каком сегменте она будет работать.
ИГ: Как вы реагируете, когда у топ-менеджмента что-то не получается?
АС: Наша компания работает в Чернигове. Мы пережили полное окружение, остановку и рестарт почти с нуля. Было желание порулить самому, но я не позволил себе этого. Если всегда помогать, СЕО не станет самостоятельным лидером.
Нужно дать людям возможность ошибаться. Сначала у нового руководителя появляется корона, потом что-то идет не так, и на него вешают всех собак. Однако если человек проползет все кризисы, можно на него рассчитывать. Если после первой ошибки не было отклика и выводов, тогда вопрос к владельцу.
ЛЖ: Я исхожу из метафоры, что я руководитель без рук. Поэтому я могу только проанализировать методологию. Порой проблема в ней, а не в исполнении. Если именно менеджмент не справился, можно закатать рукава и показать пример.
ИГ: Прежде чем начать процесс выхода из операционки, какое домашнее задание нужно сделать?
АС: Понять, чем ты будешь заниматься после. Потому что энергия, которая у тебя высвободится, может создавать и разрушать. Далее прописываешь карту должности и уходишь.
ЛЖ: Поискать себе роль, которую невозможно делегировать. Это должна быть ваша сильнейшая сторона. Основатель должен оставаться там, где он создает наибольшую ценность, и не лезть туда, где может вызвать проблемы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.