Как изменились потребности покупателей в жилье, и на что именно они ориентируются при выборе нового дома в это время? Рассказывают маркетинг-директор РИЕЛ Борис Цомая и СЕО и соучредитель Revisior Сергей Шапиренко
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
С 2023 года рынок недвижимости в Украине начал понемногу оправляться от последствий полномасштабной войны, а в 2025-м показал рост. Только за первый квартал 2025 года выдано разрешений и получено сообщений о начале строительства 22 695 квартир, согласно данным ЛУН. Тогда как за весь 2024-й выдано 69 294 разрешения, а за 2023 год – 66 831.
Показатели рынка за первый квартал 2025 года выросли примерно на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным ЛУН.
Что же именно влияет на выбор и покупку жилья украинцев во время войны и какие потребности они хотят закрывать, покупая сейчас квадратные метры?
Чтобы понять потребительские настроения на рынке недвижимости, девелопер РИЕЛ и сервис Revisior провели исследование, в котором опросили более 8000 респондентов. Анкетирование охватывало вопросы о мотивах и факторах, влияющих на выбор жилых комплексов, о важности расположения и инфраструктуры, а также дополнительные пожелания при покупке жилья.
Данные показали следующие закономерности в потребительских настроениях украинцев.
Локация остается в приоритете
Близость к работе и удобство транспорта – на первом месте среди критериев выбора жилья. Этот фактор назвали важным 29% респондентов. Личный комфорт и статус – на втором месте (28%). Фактор «эмоции и мечты» почти сравнялся с лидерами – 23%.
Для людей важно не только удобное расположение жилья, но и то, как они чувствуют себя в своем пространстве, насколько оно соответствует их стилю жизни и представлению о собственной ценности.
Инфраструктура рассматривается как неотъемлемая часть жилья, а не дополнительная опция. Сумма упоминаний о магазинах (25%), наличия паркинга (22%) и зеленых зон (27%) четко формирует три столпа комфортной жизни.
Инфраструктура – это условие, а не бонус
Интересно, что зоны для детей и спорта получили более низкие оценки (16% и 9%). Это свидетельствует о том, что люди оценивают инфраструктуру преимущественно с позиции взрослого пользователя, для которого быстрый доступ к сервисам и удобная парковка является приоритетом.
Элементы инфраструктуры, которые являются наиболее важными в жилом комплексе, согласно данным опроса РИЕЛ и Revisior
Дефицит доверия и «качество по умолчанию»
Два фактора, которые требуют особого внимания.
Доверие. Только 7% респондентов назвали доверие к застройщику важным. Это не потому, что оно не имеет значения, а потому, что клиенты не ожидают его на рынке. Эта «невидимая боль» рынка создает уникальную возможность: бренд, который научится коммуницировать честность и стабильность, станет лидером.
Качество строительства. 23% – относительно низкий показатель для базовой характеристики. Все девелоперы декларируют «высокое качество», что привело к инфляции этого фактора. Качество теперь воспринимается как «условие по умолчанию», а не как причина для покупки.
Гибкость важнее цены
Важный финансовый аспект: 18% респондентов отмечали именно «удобные финансовые условия», а не низкую стоимость. Это означает, что клиенты готовы платить более высокую цену за ощущение безопасности и прозрачности. Например, четкая рассрочка, юридическая чистота договора. Девелоперы, которые правильно подают финансовые инструменты, получают конкурентное преимущество, независимо от общего ценового уровня. Финансовая гибкость стала дифференциатором.
Контекст войны и осторожность в коммуникациях
Упоминание о бомбоубежищах составило менее 1%, при этом для 22% важно наличие подземного паркинга, что может быть его альтернативой. Это важный сигнал для маркетинга: люди, вероятно, устали от страха.
Безопасность следует показывать деликатно и ненавязчиво, как часть общей заботы о жителях, а не как основной «аргумент страха» в рекламных кампаниях.
Покупатели больше не ищут просто квадратные метры, а баланс между безопасностью, комфортом и ощущением «своего места». Цена уже не главный аргумент: важнее становятся прозрачность, гибкие финансовые условия и доверие к бренду.
Девелоперы, которые смогут предложить клиентам не только качественный продукт, но и эмоциональный комфорт и уверенность в завтрашнем дне, станут лидерами.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.