В последнюю декаду июня стало известно, что Государственная аудиторская служба Украины по результатам проверки Минобороны обнаружила нарушений на 2,5 млрд грн. Нарушением считается прибыль, полученная частными и государственными компаниями в ходе сотрудничества с МО. Это изрядно всколыхнуло бизнес. Теперь же украинские производители, занимающиеся поставкой вооружения и военной техники (ВВТ) для ВСУ, не должны подтверждать калькуляцию и норму прибыли, отмечает министр экономики Украины Юлия Свириденко.
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Украинское общество работает над тем, чтобы обеспечить армию всем необходимым. Максимальные расходы государства на оборону и предельно простые механизмы закупок – такова была первоочередная реакция правительства на вызовы войны и обеспечение армии.
«Неоружейные» закупки возвращаются в Prozorro
Сейчас политика в отношении закупок должна быть изменена. Почти половина бюджета Украины направлена на нужды безопасности и обороны. Это влияет на рынок – выполнение украинскими компаниями оборонных заказов способствует развитию экономики.
Для многих производителей нужды безопасности и обороны – едва ли не единственный рынок, на котором они сейчас могут работать. Поэтому важно, чтобы закупки в этой сфере могли закрывать отечественные компании. Вызовы, с которыми они сталкиваются во время войны, – это зачастую доступ к финансированию и разорванные цепи поставок. Поэтому для бизнеса важны планирование и получение заказов заблаговременно.
Изменение политики закупок – это шаг навстречу производителям. Это поможет усилить эффективность оборонных расходов, финансируемых на средства налогов бизнеса и граждан.
Реализация данной политики сконцентрирована в постановлении Кабмина №1275 от 11 ноября 2022 года «Некоторые вопросы осуществления оборонных закупок на период действия правового режима военного положения». Главное – все закупки, не относящиеся к вооружению и военной технике, снова будут проводиться в системе Prozorro. Это будут либо открытые торги в системе, либо запросы предложений в электронном каталоге Prozorro Market.
Для Минобороны предусмотрен еще один дополнительный способ – закупки по упрощенной процедуре. Прежде всего это связано с «тендерным троллингом», когда участник аукциона заваливает Антимонопольный комитет (АМКУ) жалобами. Каждую принятую жалобу комитет рассматривает 15 дней. Все это время аукцион заблокирован. По упрощенной процедуре закупка не может быть обжалована в АМКУ. У участников торгов остается возможность быстрого обжалования через суд.
Если же заказчики в сфере обороны заключают договор без конкурса (например, если есть необходимость или публикация информации может повредить национальной безопасности), они должны проверить прибыль производителя или поставщика (за исключением договоров по вооружению и военной технике). Для производителей он должен быть не более 25% от производственной себестоимости.
Если договор заключается не с производителем, он должен гарантировать, что норма прибыли на всех этапах между производителем и поставщиком суммарно не больше, чем те же 25%. Эта норма следует из постановления №256 об эксперименте на закупках БПЛА. Возможность поставки БПЛА в Украину по такой модели заработала с марта 2023 года. Такой подход показал одинаковые условия для украинских и иностранных производителей дронов. Так, в Украине сейчас работает более сотни производителей БПЛА.
Условия поставки ВВТ для армии теперь одинаковы для всех
Ситуация, когда национальные производители могут находиться в худших условиях, чем иностранные, – это нонсенс. Обычно такие казусы связаны с бюрократией. Самый известный случай – вопрос доходности в государственных контрактах.
По довоенному регулированию, при закупках для нужд ВСУ или защите у нерезидентов заказчики в сфере обороны могли формировать заказы по результатам переговоров без ограничений по объему прибыли иностранного поставщика. Последним также не требовалось подтверждать калькуляцию цены в договоре. В то время как украинские компании должны были ее составлять.
Также для украинских производителей действовали ограничения по норме прибыли 1% на комплектующие и 30% на оставшиеся затраты производственной себестоимости. Поэтому некоторые компании даже принимали решение о релокации за пределы Украины, чтобы оттуда работать на нужды ВСУ.
Этот нонсенс для экономической политики надо было устранять. Еще в мае Министерство экономики вышло с официальной инициативой отменить эти нормы. Однако укорененность этих правил была такой, что проблему удалось решить, только когда ситуация дошла до абсурда. Когда толкование норм доходности повлекло за собой публичную дискуссию между Минобороны и Государственной аудиторской службой.
В конце концов решение, упразднившее споры, удалось принять. Теперь украинские производители, которые занимаются поставкой вооружения и военной техники для нужд обороны, будут заключать договоры по результатам переговоров. При этом не должны подтверждать калькуляцию и, соответственно, норму прибыли.
Фактически условия поставки для украинских производителей ВВТ и иностранных теперь одинаковые.
Процедура рамочных соглашений для нужд обороны
В первые месяцы полномасштабной войны все закупки в оборонной сфере попали под запрет для публикации. Даже «неоружейные» – продукты, одежда, горючее.
Нехватка информации о закупках стала проблемой для украинских производителей. Чтобы найти баланс между защитой чувствительной информации и интересами экономики, правительство ввело рамочные соглашения для нужд обороны. Механизм предусматривал публикацию объявления с требованиями к товару или работам в Prozorro, но отбор победителей производился вне системы.
Теперь все «неоружейные» закупки должны проводиться в Prozorro. Это создаст дополнительные возможности именно для украинского бизнеса активнее участвовать в них.
Начатые рамочные соглашения будут продолжать и дальше. Новых рамочных соглашений действующие правила не предполагают. Впрочем, на основе накопленного опыта мы работаем над введением открытого рамочного соглашения, предусматривающего все этапы отбора в системе Prozorro.
Данные шаги направлены на то, чтобы эффективнее объединить потребности обороны и потребности экономического развития. А допустимая прозрачность закупок в сфере обороны теперь позволяет экономить средства государства.
Благодаря электронным торгам и предложенным инструментам ограничения предельных цен Минобороны уже сэкономило 3,8 млрд грн. Например, 19 сделок с поставщиками продовольствия при ожидаемой стоимости в 21,6 млрд грн обошлись в 17,8 млрд грн.
Во избежание завышенных цен были инициированы изменения к закону №808-IX от 17 июля 2020 года «Об оборонных закупках». Они обязывают оборонных заказчиков публиковать отчеты о ценах в Prozorro. Это нужно сделать в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора.
Такие нормы действуют для товаров и услуг стоимостью от 200 000 грн и для работ стоимостью от 1,5 млн грн. Для безопасности заказчика и поставщика в системе минимум информации, а цена указывается только за единицу товара, а не за всю партию.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.