Правительство предложило ритейлерам поставлять продукты в ВСУ. Однако бизнес не спешит состязаться за многомиллионные контракты на поставку продуктов питания для ВСУ. Forbes узнал причины
В конце февраля правительство предложило крупным розничным сетям поставлять продукты питания в ВСУ. Причина – коррупционный скандал с закупками Минобороны еды для армии. Хотя министр Минобороны Алексей Резников назвал это «искусственной информационной атакой», в результате в отставку подал его заместитель Вячеслав Шаповалов. Именно он отвечал за тыловое обеспечение.
Сейчас продукты и товары для ВСУ снабжают компании, которые закупают их у крупных торговых сетей, говорит министерша экономики Юлия Свириденко. Этот механизм правительство хочет изменить, привлекая к поставкам крупнейшие продуктовые сети. В этом есть логика: ритейлеры обладают мощными закупочными подразделениями и современными логистическими мощностями.
Сейчас процесс находится в стадии увещевания ритейла. Министерство экономики и Офис Президента организовали две встречи, на которые пригласили производителей и крупные торговые сети, рассказывает Forbes топ-менеджер одной из торговых сетей на условиях анонимности. Были руководители из «Сильпо», «Коло», «Ашан Украина», добавляет она. АТБ, Varus, METRO, Novus, «Сильпо» официально не прокомментировали Forbes эту тему.
Пока эти переговоры не приносят результата. И это, несмотря на то, что ежегодный объем продовольственного обеспечения ВСУ составляет примерно 42-43 млрд грн, рассказывала заместитель министра экономики Надежда Бигун. Только один контракт, тот самый из-за которого начался скандал, стоит 13 млрд грн.
Для ритейлеров такие объемы немалые. У АТБ в 2021 году выручка составила 179,8 млрд грн, у «Сильпо» – 72,8 млрд грн, а у «Ашан Украина» – 14,4 млрд грн.
Почему розничные сети не спешат становиться поставщиками Минобороны? Forbes побеседовал с ритейлерами, нардепами, а также с представителями профильной ассоциации. Они согласились общаться преимущественно на условиях анонимности.
Почему ритейл не борется за многомиллионные контракты
Одна из главных проблем будущего сотрудничества – непредсказуемость объемов заказов и логистика. Военные не могут на год расписать, куда и сколько им необходимо будет поставлять продукции, рассказывает Forbes глава Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук. И это риск, который бизнесу трудно просчитать заранее. «Сегодня бригада в месте постоянной дислокации проводит тренировку мобилизованного пополнения, а через месяц нужно снабжать ее продуктами питания у фронта», – объясняет он.
К тому же бизнесу будет непросто соединить военные госзакупки и поставки продуктов в собственные магазины. «Никто пока не понимает, как можно сделать так, чтобы не упало то, что у тебя уже есть и выполнить еще и эту задачу», – говорит депутат президентской партии «Слуга Народа», согласившийся общаться на условиях анонимности. Для этого правительству следует сформировать хотя бы прогнозируемые объемы, чтобы бизнес оценил свои инфраструктурные возможности, говорят в Ассоциации.
«Ранее у нас не было опыта госзакупок, это другая ниша», – говорит руководитель по связям с общественностью «Ашан Украина» Елена Орлова. Она объясняет, что для того, чтобы развивать этот канал продаж, нужно перенастроить часть процессов внутри компании. «Мы пока изучаем вопрос, – говорит гендиректор сети магазинов «Коло» Марина Сергиенко. – Он требует дополнительного времени для расчетов».
Еще один риск – ценовые колебания на обычные продукты, стоимость которых повышается значительно и ежедневно. Цена на продукты для ВСУ меняется при необходимости, но не может превышать той, которая первоначально заложена в тендере. «К примеру, резкое подорожание лука или постоянно растущие цены от производителей на яйца, – приводит пример Жук. – Какую цену закладывать на такие позиции, участвуя в тендере на год?».
Даже если правительство изменит тендерные условия, то вряд ли согласится на корректировку цены, например, раз в две недели, предполагает депутат из «Слуги Народа». «Государство будет нуждаться в фиксированной цене или на месяц, или на квартал, или на год, – уверен он. – А это не гибкая система для ритейла».
Кроме того, еще колеблется стоимость топлива для логистики. К примеру, бензин «А-95» за год подорожал на 4,49 грн, до 47,36 грн/л, дизельное топливо – на 5,5 грн, до 48,61 грн/л, по данным Консалтинговой группы «А-95».
К тому же Минобороны закупает не продукты из списка, а услугу по организации питания воинской части, объясняло министерство. А это, кроме самих продуктов, включает, в частности, освежение запасов продовольствия, выдачу продуктов питания, приготовление блюд в стационарных и полевых условиях и т.д. В тендерных закупках следует разделить эти услуги на блоки, считают в Ассоциации ритейлеров Украины.
Но есть еще один риск, который беспокоит бизнес. «Предприятие подвергает себя дополнительным проверкам из-за того, что берет государственные средства, – говорит нардеп. – Это никому не интересно, лучше просто работать, чем отбиваться от проверок». В частности, коррупционные риски могут проявиться в условиях и порядке принятия поставленной продукции, считает Андрей Жук из Ассоциации ритейлеров. О такой же предосторожности ритейлеров говорит и депутат от «Слуги народа».
Подобный опыт работы с Министерством обороны есть у Metro Cash&Carry, которая в 2016 году выиграла тендер Минобороны. Немецкий ритейлер отгрузил продукты для воинской части в Одессе, в рамках эксперимента по реформированию системы питания бойцов ВСУ и переводу ее на шведский стол.
Metro поставило продукцию более чем на 2 млн грн. И не продолжало сотрудничество, вспоминает топ-менеджер другой сети, знакомый с ситуацией. Устаревшие требования к продукции, которые выполнить невозможно, снизили всю выгоду этого сотрудничества. Яркий пример таких требований – поставлять чай в брикетах, а не в пакетиках.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.