Новая налоговая реальность не позволяет структурировать бизнес, как раньше. Что и как меняется
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
До недавнего времени модным трендом было структурирование бизнеса через Кипр, Нидерланды, Великобританию, БВО, острова Мэн и Джерси. В этих странах низкие ставки корпоративного налога, есть возможность применения льготных режимов налогообложения, предусмотренных конвенциями об избежании двойного налогообложения.
Среди дополнительных преимуществ:
- конфиденциальность, отсутствие открытых реестров бенефициарных владельцев;
- возможность использования номинального сервиса;
- урегулирование споров в международных арбитражах;
- «европейское лицо бизнеса», когда учредителем украинского бизнеса выступала иностранная компания.
Бизнес работал по следующей схеме. Компания-нерезидент оказывала процентный заем связанной украинской компании. Через некоторое время из заработанных последней средств она возвращала тело займа без налогообложения, а проценты – с применением льготной ставки налога на репатриацию в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения.
В случае Кипра это 2%, Великобритании – 0%, Нидерландов – 2%. Далее на уровне Кипра, Великобритании или Нидерландов оставалась минимальная маржа процентного дохода, подлежащая налогообложению корпоративным налогом по ставке юрисдикции. Большую часть дохода перечисляли в пользу компаний, зарегистрированных в оффшорах, где полностью освобождали от налогообложения.
Такая схема работы получила название intercompany loans. По ней иностранные компании осуществляли ограниченную хозяйственную деятельность в стране регистрации, часто получали доход в виде процентов по займам от связанных лиц, не имевших там реального офиса, сотрудников. Управление компаниями и их банковскими счетами осуществлялось преимущественно из Украины. То есть целью их функционирования была оптимизация налоговой нагрузки.
Что изменилось
Украина ратифицировала Протоколы о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения.Ставки налога на репатриацию процентов были увеличены до 5% для Кипра, Великобритании, Нидерландов. Также после 23 мая 2020 года важным фактором для применения пониженной ставки налога на репатриацию является не только подтверждение того, что получатель процентного дохода является его бенефициаром (то есть имеет право его получить и не имеет обязательств перечислить в пользу третьих лиц), а также выполнение «теста на основную цель».
Оптимизация налогообложения стала более сложной задачей, а обеспечение конфиденциальности – практически невозможным из-за следующих обстоятельств.
MLI. В 2018 году Украина и большинство стран мира подписали Конвенцию MLI, которая закрепила, что конвенции об избежании двойного налогообложения не могут быть применены, если их главной целью является освобождение от налогообложения, снижение ставок налога.
ATAD. Страны ЕС имплементировали положения ATAD1 и ATAD2 директив ЕС, направленных на противодействие налоговым уклонениям. Эти директивы вводят правила ограничения процентных расходов, правила налогообложения КИК.
Рекомендации FATF, которые определяют понятие «компаний-оболочек» и не позволяют банкам сотрудничать с ними.
Компанией-оболочкой считается любое юридическое лицо или траст, в отношении которого есть основания полагать, что оно было создано для участия в схемах отмывания средств, уклонения от уплаты налогов, сокрытия коррупционных и других преступлений.
Отныне банки проводят углубленный анализ компаний, которые имеют признаки фиктивности, используя риск-ориентированный подход. Они проверяют финансовую отчетность, подтвержденную независимым внешним аудитом, документы о фактическом движении товаров, оказании услуг, выполнении работ, уплате корпоративного налога, наеме персонала, наличии производственных или офисных помещений. Считается, что банки, которые не осуществляют детальной проверки своих клиентов, способствуют преступлениям, поэтому их привлекают к ответственности с применением миллионных санкций.
Введение реестров бенефициарных владельцев.
В некоторых юрисдикциях такие реестры являются публичными, что делает конфиденциальность полностью невозможной. В других доступ к информации, содержащейся в них, могут получить только правоохранительные органы по соответствующему запросу.
Введение требований по экономическому присутствию компании.
В 2018–2019 годах в ответ на претензии Европейской комиссии большинство низконалоговых юрисдикций (БВО, Каймановы острова, Белиз, ОАЭ, острова Гернси, Джерси, Мэн и Маврикий) ввели определенные требования по экономическому присутствию, без соблюдения которых компании не могут функционировать в таких юрисдикциях:
- управление компанией должно осуществляться на территории соответствующей юрисдикции;
- наличие «адекватного» количества квалифицированного персонала;
- наличие «адекватного» физического присутствия;
- осуществление «адекватного» уровня операционных расходов;
- основная деятельность компании должна выполняться на территории соответствующей юрисдикции;
- для компаний, занимающихся разработками в сфере интеллектуальной собственности, дополнительно необходимо, чтобы оборудование, которое используется для исследований и разработок, находилось на территории соответствующей юрисдикции.
Однако следует учитывать особенности каждой юрисдикции. Законодательством некоторых стран даже предусмотрено наказание в виде штрафов, тюремного заключения и ликвидации компании за нарушение установленных законом правил. Такие требования делают стоимость содержания компании более дорогой, а иногда и вообще невыгодной.
Введение автоматического обмена финансовой информацией CRS (Common Reporting Standard).
Согласно условиям стандарта, банки и другие финансовые учреждения собирают информацию о деятельности по индивидуальным счетам физических лиц-нерезидентов, корпоративным счетам компаний-нерезидентов и передают ее налоговым органам своей страны. Далее они автоматически направляют эту информацию в страну налогового резидентства владельца такого счета. Это означает полную отмену банковской тайны.
Введение правил контролируемых иностранных компаний.
Резиденты (физические и юридические лица), которые обладают компаниями в других юрисдикциях, обязаны подавать ежегодно отчет о таких компаниях, а также платить налоги с нераспределенной прибыли. Это правило делает практически невозможным использование компаний-нерезидентов исключительно с целью оптимизации налогообложения.
Украинские новости
Украина еще не присоединилась к автоматическому обмену финансовой информацией CRS. Однако уже ввела правила контролируемых иностранных компаний, которые начинают действовать с 2022 года.
До 1 мая 2023 года все физические лица, которые осуществляют фактический контроль над иностранными юридическими лицами, обязаны подать вместе с декларацией об имущественном состоянии и доходах отчет о КИК. А уже к 1 августа 2023 года – оплатить налоговые обязательства.
Налоговый кодекс не освобождает от обязанности подавать отчет о КИК. Однако доход КИК может быть освобожден от налогообложения в Украине, когда между ней и иностранной юрисдикцией есть договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией и выполняется любое из следующих условий:
- контролируемая иностранная компания платит налог на прибыль по эффективной ставке не менее 13%;
- доля пассивных доходов контролируемой иностранной компании составляет не более 50% общей суммы доходов из всех источников.
Независимо от выполнения этих двух условий, прибыль контролируемой иностранной компании не подлежит налогообложению на территории Украины, если выполняется любое из следующих условий:
- общий совокупный доход всех контролируемых иностранных компаний одного контролирующего лица из всех источников не превышает эквивалент 2 млн евро на конец отчетного периода;
- контролируемая иностранная компания является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на фондовой бирже.
Учитывая правила, теперь в международной структуре бизнеса должны быть компании, зарегистрированные в юрисдикциях, в которых эффективная ставка налога составляет не менее 13%. Или компании, 50% общей суммы доходов которых составляют именно активные доходы – доходы от предоставления услуг и поставки товаров.
Эстония и Черногория
Если вы рассматриваете «переезд» бизнеса, рекомендуем обратить внимание на две не очевидные, на первый взгляд, юрисдикции.
В Эстонии ставка корпоративного налога составляет 20%, однако вы платите его только в том случае, когда принимаете решение о распределении дивидендов. Поэтому эта европейское государство является наиболее привлекательным для ведения бизнеса. Эстония является так называемой «белой» юрисдикцией ЕС и не входит в перечень государств, операции с контрагентами которых признаются контролируемыми для трансфертного ценообразования.
Эстонскую компанию удобно использовать для ведения торговых операций. В частности, при поставке товаров из/в страны ЕС. Здесь отсутствует валютный контроль, нет ограничений соотношения собственного и акционерного капитала. Компания может получить от своего участника неограниченную ссуду. Соглашение об избежании двойного налогообложения, подписанное между Украиной и Эстонией еще в 1996 году, позволяет пользоваться льготными ставками налога на репатриацию.
Основателем эстонской компании может быть любое физическое или юридическое лицо, в том числе нерезидент. Член правления (директор) может получить разрешение на проживание на территории Эстонии сроком на два года с правом продления. А самое главное, что в этой стране нет обязательных требований по экономическому присутствию, и европейские банки не отказываются сотрудничать с компаниями этой юрисдикции.
Черногория пока не входит в состав ЕС, но является претендентом на вступление в 2025 году. Ставка корпоративного налога составляет 9% и является самой низкой в Европе.
Черногория пока не присоединилась к автоматическому обмену финансовой информацией CRS, что не обязывает ее банки отчитываться по счетам нерезидентов в налоговые органы. С 2001 года между Украиной и Черногорией также действует Соглашение об избежании двойного налогообложения.
Это государство предлагает получение гражданства за инвестиции. Для получения паспорта Черногории для себя и членов семьи необходимо инвестировать 250 000 евро в недвижимость и внести 100 000 евро благотворительного взноса в бюджет. Знание языка и проживание на территории государства не требуется. Программа действует до конца 2021 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.