Россия с октября 2022 года саботировала работу «зернового коридора», действовавшего в рамках «зернового соглашения» Россия–ООН–Турция. 17 июля РФ вообще прекратила в ней участие, отозвав гарантии безопасности судоходства и начав систематически обстреливать украинские порты, действовавшие в рамках Черноморской зерновой инициативы. А 24 июля РФ атаковала дунайский порт Рени. Forbes поинтересовался у директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, насколько критическая ситуация относительно дальнейшего экспорта Украиной зерна, стоит ли нам возвращаться в «зерновое соглашение» и какие пути решения проблемы
Какую инфраструктуру Украина имела и использовала для экспорта зерна «зерновым коридором»?
До 17 июля, когда Россия прекратила участие в «зерновом соглашении» и отозвала гарантии безопасности судоходства в рамках Черноморской зерновой инициативы, структура экспорта Украиной зерна была достаточно простой. 50% зерна мы экспортировали через глубоководные порты, действовавшие в рамках зерновой инициативы: Одесса, Черноморск, Южный.
25% – через порты Дуная: Рени и Измаил. Еще 25% – через западные пограничные переходы с последующим транзитом в порты ЕС.
«Зерновая сделка» в значительной степени выполнила возлагаемые на нее задачи. В текущий маркетинговый год мы вошли с остатками на уровне около 9 млн т зерна. Год назад запасы составили более 22 млн т.
Если учитывать потенциал экспорта аграрной продукции в 2023/2024 году (не только зерновые, но и масличные культуры и продукты переработки), показатель будет около 55-60 млн т по разным оценкам. Это на 15% больше, чем мы по факту экспортировали за 2022/2023 маркетинговый год.
19-21 июля Россия атаковала портовую инфраструктуру Одессы и области. Инфраструктура вдоль Дуная осталась альтернативным маршрутом для украинского зерна. Но враг достал и до нее – ночью 24 июля РФ атаковала ее дронами-камикадзе . Удар пришелся по порту Рени, повреждены объекты портового оператора Maersk. Есть ли у Украины логистические альтернативы этим экспортным маршрутам?
Пока альтернативы разблокированию всего морского экспорта из Украины у нас нет. Портовая инфраструктура Дуная находится в таких же точках риска милитарной уязвимости: расстояние от портов Одесса и Черноморск до Дуная незначительно. А ПВО в этом регионе нуждается в значительном усилении.
Насколько трудно восстановить поврежденную портовую инфраструктуру и чего это будет стоить?
Украинские зерновые терминалы были одними из лучших в Европе (там нет достаточного количества терминалов для экспорта зерна) и мире – с точки зрения скорости работы с зерновыми грузами и технологическими решениями.
Поэтому восстановление таких сложных перевалочных комплексов, как терминал Kernel в порту Черноморск, может стоить десятки миллионов долларов США. По времени работ – не менее года, даже в ситуации, когда будет возможность привлечь международных специалистов и инженеров, которые, несмотря на риски, согласятся работать.
Можно отстроить инфраструктуру с более простыми технологиями, но тогда стоимость и скорость перевалки будет менее прогнозируемой. Потери будут выше, упадет эффективность экспортной структуры.
Как наращивать наземный вывоз зерна на экспорт через соседние страны? К примеру, ту же Польшу.
Экспорт Украиной зерна через западные пограничные переходы, как бы мы этого ни хотели, будет сталкиваться со значительным политическим противостоянием со стороны наших ближайших союзников, прежде всего в Польше. Наивно надеяться, что этот негативный фактор можно решить путем переговоров.
Никакой министр польского АПК не станет вредить своим политическим перспективам и не будет вступать в конфликт с фермерскими союзами Польши, действуя в интересах фермеров другой страны. Мы можем только догадываться, какое в Польше идет противостояние на уровне лоббистов, если доходит до перекрытия дорог.
Европа увидела, насколько мощный украинский агропромышленный сектор как по технологиям, так и по системе ведения бизнеса. Они банально не желают впускать конкурента на свой рынок.
Нерешенный вопрос с экспортом и транзитом украинской агропродукции через территорию ЕС – одно из основных препятствий евроинтеграции Украины.
Легкого переключения на другие логистические маршруты не будет. Цена транспортировки будет очень высокой, поэтому ни фермерам, ни трейдерам будет не выгодно транспортировать зерно. Они попытаются сформировать складские остатки в Украине и ожидать более благоприятного периода. Тем более, в этом году не прогнозируется дефицит элеваторов и мест хранения зерна.
Какие сейчас у Украины отношения с Румынией относительно экспорта Украиной зерна через ее портовую инфраструктуру?
Румыния сейчас активно сотрудничает с Украиной по экспорту зерна. Но портовых мощностей Дуная остро недостаточно. А вот вопрос углубления дна Дуная, который нам критически необходим, для Румынии очень болезненный.
Стоит ли Украине полагаться на возобновление «зернового соглашения»?
Война открыла еще один фронт – войну за торговые коммуникации. Ожидать, что мы можем о чем-то договориться на условиях России, очень недальновидная политика.
Пытаться всеми силами снова влезть в то самое «зерновое соглашение», которое было, будет огромной ошибкой для Украины. Это игра в свои ворота.
Иначе получим то, что уже имели – неработающее соглашение может прекратиться в любой момент и обрасти рядом дополнительных требований врага, которые на самом деле нас не касаются. Если проанализировать перечень псевдотребований РФ по дальнейшему разблокированию «зернового соглашения», из них Украины с натяжкой касается разве что разблокирование аммиакопровода Тольятти–Одесса. От нас не зависит снятие санкций по работе Swift в РФ или прекращение давления на российские активы.
Нам нужно исходить из тех правил игры, которые нам навязывает Кремль.
Может Россия полностью остановить экспорт зерна из Украины и вытеснить нас с мировых рынков?
Россия уже вытесняет нас с рынков и закладывает мину замедленного действия. Если тебя вытесняют с рынка, вернуться на него очень трудно. РФ со своей продукцией металлургии и железорудным сырьем уже вытеснила Украину с таких традиционных рынков сбыта, как Китай.
РФ не скрывает своих планов. Тоже Москва хочет сделать и с зерном, уже сейчас предлагая различные варианты замещения украинского зерна российским.
Россия понимает, заняв сейчас новые рынки, с нормализацией военных вопросов она остается там традиционным поставщиком. А Украина, напротив, будет продолжать находиться в уязвимой ситуации. Будет некое медленное экономическое подавление Украины.
Какие должны быть наши дальнейшие шаги по решению проблемы?
Во-первых, речь может идти только о полном разблокировании всего украинского гражданского судоходства. Это гарантированное базовое право международного гражданского судоходства.
Мы сами отошли от этого права, когда пошли на соглашение с Россией. Да, мы выполнили тактические задачи с вывозом зерна, но заплатили за это тем, что наш враг смог решать, что Украина может вывозить и в каком порядке.
Потому что цена вопроса очень высока. Если мы разблокируем наш экспорт – это примерно $4-5 млрд налоговых поступлений каждый год, плюс положительный эффект на рост ВВП Украины.
Еще раз соглашаться играть по прихотям РФ неприемлемо, потому что это, как мы увидели, не снимает никаких рисков. Вспомните, армия РФ нанесла удар по Одесскому порту через несколько дней после подписания соглашения с ООН и Турцией в июле 2022-го, где пообещала не обстреливать портовую инфраструктуру трех портов Украины, таких как Черноморск, Одесса, Южный.
Сейчас происходит то же самое.
Во-вторых, срочно работать с милитарным пакетом. Следует усиливать зону действия ПВО в портах. Здесь должны включиться в работу военные специалисты.
Сегодня – кратковременное примирение врага, а завтра будем терпеть от него удары.
Уже не 2022 год, когда мы думали в лучшем случае о выживании. Сегодняшняя ситуация с атакой Москвы дронами иллюстрирует – нам есть чем ударить в ответ. Если будет такая же угроза российскому судоходству в российских портах, враг трижды подумает, продолжать ли атаковать украинскую портовую инфраструктуру. А полностью прикрыть свое гражданское судоходство даже с мощностями Черноморского флота Россия не сможет.
В-третьих, усиливать санкционное давление в отношении РФ. К сожалению, санкционная политика именно в аспекте судоходства не выполняет свои функции.
Простой пример. Украина за последний год потеряла около двух третей морского экспорта, Россия его только нарастила, если сравнивать с 2021 годом.
В условиях войны и уже действующих санкций РФ может увеличивать свое присутствие на внешних рынках. Например, за прошлый год РФ наторговала более $40 млрд. Украина – в 10 раз меньше.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.