Убытки на десятки миллионов долларов и рекордный скачок цен на зерно – результат российского обстрела украинских портов.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Россия 19 июля обстреляла морские порты, задействованные в «зерновом соглашении», – Черноморск и Одесса. Повреждены резервуары и причалы одесского порта, зерновая инфраструктура порта Черноморск и уничтожено 60 000 т зерна. Пострадали объекты компаний Kernel, Viterra, CMA CGM Grouр. Выведено из строя около 40% зерновой экспортной инфраструктуры портов Черноморска, сообщили в пресс-службе Kernel. На восстановление разрушений понадобится минимум 12 месяцев, добавили в компании.
«Инвестиции Kernel непосредственно в порт Черноморск составили более $100 млн, – говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. – Если добавить повреждения других компаний, то сумма ущерба может достигать $50–60 млн, еще примерно в $8 млн можно оценить уничтожение 60 000 т зерна». Это оценка прямого ущерба с учетом доступной на данный момент информации, добавляет Вовк.
Морская инфраструктура
До войны 89% зернового экспорта Украины направлялось через порты Черного моря. Одесса, Черноморск, Южный и Николаев вместе переваливали до 6 млн т зерна в месяц в 2021 году. С началом войны морские порты были заблокированы, а два из них, Бердянск и Мариуполь, оккупировали российские войска.
В июле 2022 года Россия подписала «зерновое соглашение» с ООН и Турцией, где пообещала не обстреливать портовую инфраструктуру трех портов: Черноморск, Одесса, Южный. Фактически «зерновая инициатива» работала эффективно первые три месяца. С августа по октябрь 2022 года ею воспользовалось 421 судно. Они вывезли 9,7 млн т пшеницы, кукурузы, подсолнечника и растительного масла.
Далее Россия начала саботировать работу коридора и вместо пяти-шести судов в день пропускала в среднем одно-два. За время работы по коридору вывезли более 32 млн т зерновых. 17 июля РФ приостановила участие в коридоре и отозвала гарантии безопасности судоходства в рамках Черноморской зерновой инициативы.
Через два дня Россия обстреляла два порта, задействованных в «зерновой инициативе». Цель атаки на зерновые терминалы – уничтожение любых путей поставок зерна на мировые рынки, заявил министр развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Александр Кубраков.
Это не первый случай атаки России на портовую инфраструктуру. Под обстрелами, например, часто находился порт Николаева. За 17 месяцев войны порт из структуры бизнесмена Дмитрия Фирташа Ника-Тера подвергался прямым обстрелам более 10 раз, рассказывал Forbes руководитель по корпоративным коммуникациям Group DF Олег Арестархов. Ущерб от последствий обстрелов составил более 1 млрд грн.
«Общий прямой ущерб портовой инфраструктуры и причастных к ней предприятий оценивается в $496 млн», – говорится в отчете KSE Institute за март 2023 года.
После атаки на порты и угроз России считать торговые суда потенциальными перевозчиками грузов военного назначения фьючерсы на пшеницу выросли на 9%, что стало самым большим скачком с 2012 года, пишет Bloomberg.
Последующие атаки на порты Украины и отсутствие возможности экспорта зерновых морскими путями приведут к росту цен на кукурузу и пшеницу на 30–40% в краткосрочной перспективе, считают в Kernel. Также есть риск остановки работы ряда украинских заводов по переработке масличных культур и уменьшения темпа переработки семян подсолнечника и рапса более чем на 30%, отмечено в пресс-релизе компании.
Альтернативы
Если морские порты не будут работать, аграрии все равно смогут экспортировать продукцию альтернативными путями: через порты Дуная, автомобильным и железнодорожным транспортом. На украинском участке реки Дунай строят более 12 новых терминалов. Некоторые компании, кроме мощностей для перевалки грузов, планируют строить перерабатывающие мощности.
В этом сезоне экспортный потенциал Украины ниже, чем был в прошлом году, – примерно 43–47 млн т в год, написал в своем Facebook руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. «В лучшие месяцы в прошлом сезоне мы могли вывозить почти 3,7 млн т без «зернового коридора», – пишет он. Если договоримся с западными соседями о возобновлении транзита агропродукции и совсем немного расширим экспортные возможности, то весь урожай этого года сможем спокойно вывезти без того коридора, добавляет Паращий.
Правда, легко договориться с соседями вряд ли получится. 19 июля премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий после встречи с главами аграрных ведомств стран – соседей Украины сообщил о запрете ввоза украинского зерна при условии, если Еврокомиссия решит не продлевать эмбарго, которое заканчивается 15 сентября. Ранее пять стран – членов ЕС заявили, что планируют обратиться в Еврокомиссию с просьбой продлить запрет импорта украинского зерна после крайнего срока 15 сентября.
Чтобы сохранить судоходство по морю, правительство создало фонд на 20 млрд грн, который должен компенсировать иностранным судовладельцам потери в случае повреждений из-за атак России.
Также Украина направила Международной организации судоходства ООН письмо, где сообщила, что устанавливает дополнительный транспортный маршрут, ведущий к территориальным водам и исключительной морской экономической зоне Румынии. «Цель – способствовать разблокировке международного судоходства в северо-западной части Черного моря», – отметил в письме исполняющий обязанности министра общин, территорий и развития инфраструктуры Украины Василий Шкураков.
После российских обстрелов украинских портов Минобороны Украины предупредило, что с 21 июля все суда, следующие в морские порты РФ и украинские оккупированные порты, могут рассматриваться «как перевозящие грузы военного назначения со всеми соответствующими рисками».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.