Россия не хочет продлевать соглашение, пока не выполнят ее условия, Турция обещает договориться с президентом РФ Владимиром Путиным, а президент Украины Владимир Зеленский готов продолжать экспортировать зерно без РФ. Каковы альтернативы?
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
17 июля российский МИД опубликовал заявление, где сообщил об отзыве гарантий безопасности судоходства в рамках Черноморской зерновой инициативы и расформировании Совместного координационного центра в Стамбуле. Причиной решения, по словам спикера Кремля Дмитрия Пескова, стало то, что «часть, которая касается России, до сих пор не выполнена».
Для продолжения работы зернового коридора Россия потребовала возобновления подключения Россельхозбанка к международной межбанковской системе SWIFT, возобновления работы аммиакопровода «Тольятти – Одесса», а также разблокирования зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений.
«Я считаю, что президент России Владимир Путин хочет, чтобы этот гуманитарный мост продолжал свою работу», – заявил во время брифинга президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. И добавил, что активизировал дипломатические усилия, чтобы решить вопрос, не дожидаясь августа.
Даже без РФ нужно делать все, чтобы мы могли использовать этот коридор, заявил в ответ на российское решение президент Владимир Зеленский в интервью представителям африканских СМИ. «К нам обратились компании, являющиеся владельцами кораблей. Они сказали, что если Украина отпустит, а Турция будет пропускать, то все готовы продолжать поставки зерна», – заявил он.
План Б
Действительно, такая возможность [работать без России] есть, но она должна быть тщательно проработана, ответил заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Юрий Васьков на вопрос Latifundist во время встречи клуба Украинской Зерновой Ассоциации. «Когда и каким образом можно будет работать по альтернативному сценарию – мы скажем, когда все структуры, причастные к этому процессу, будут готовы», – говорил он.
Украинские власти уже некоторое время готовили сценарий, по которому зерновое соглашение не будет продлено. Правительство создало специальный фонд на 20 млрд грн, который должен гарантировать выплаты иностранным судовладельцам в случае повреждений судна или товара. Васьков говорил, что не знает, когда фонд заработает, но правительство уже разработало порядок его использования и приняло поправку в госбюджет.
«Мы этот механизм уже проанализировали, и, на наш взгляд, это лучший вариант, который может сработать в этих условиях», – рассказал Forbes член наблюдательного совета порта TIS и Neptune Филипп Грушко. Это определенный риск для компании, но TIS уже научился работать в условиях и в протоколах безопасности, уже прописаны условия пожаров, ракетных ударов и других военных рисков, говорит он. В страховку также верит самый крупный аграрный холдинг Украины Kernel. «Мы как компания готовы принимать этот риск», – заявил на встрече УЗА СЕО Kernel Евгений Осипов.
Альтернативный водный путь – порты Дуная. На Дунае можно увеличить мощности перевалки с 2,3 млн т до 3,5 млн т в месяц. Это возможно путем дноуглубления устья Быстрое и организации перевалки на рейде в румынских территориальных водах. Для сравнения: за более чем 11 месяцев работы зернового коридора через него Украина экспортировала 32,75 млн т агропродукции.
Зерновое соглашение, даже в случае беспрепятственной работы, позволяет вывозить через порты Большой Одессы не более 50% от общего объема экспорта зерновых и продуктов переработки, говорит руководитель корпоративных коммуникаций Group DF Олег Арестархов. «Вторая половина этого объема приходится на речные порты Дуная и сухопутные пункты перехода», – добавляет он.
На украинском участке реки Дунай строят более 12 новых терминалов. Некоторые компании, кроме мощностей для перевалки грузов, планируют строить перерабатывающие мощности. Товарооборот через порты Дуная растет просто в разы, говорит Арестархов и предсказывает их востребованность, даже если будет работать зерновое соглашение и открыты порты Николаева. «Условные акции дунайских логистических предприятий упадут, потому что морем переваливать гораздо дешевле, – говорит он. – Но дунайские активы не останутся без работы – есть еще значительный дефицит мощностей для хранения зерна».
Эффективность зернового коридора
Фактически зерновая инициатива работала эффективно первые три месяца. С августа по октябрь 2022 года ею воспользовалось 421 судно. Они вывезли 9,7 млн т пшеницы, кукурузы, подсолнечника и растительного масла. Инспекционные команды, в которые входили представители Украины, ООН, Турции и России, пропускали в среднем 5–6 судов в день.
Первые попытки саботажа «зернового коридора» Россией начались уже осенью 2022 года, примерно через три месяца после начала работы зерновой инициативы, вспоминает Осипов.
В октябре коридором воспользовались 176 судов, в ноябре – 85, в июне 2023 – 37. «Если в марте морскими путями Украина экспортировала 4 млн т продукции, то в мае только 1,3 млн т – меньше трети возможных объемов», – говорит Осипов. Из-за саботажа РФ мир не получил дополнительные примерно 20 млн т агропродукции, добавляет Осипов.
Кроме того, аграрии заплатили более $1 млрд демереджа в ожидании разрешений от российских инспекторов, заявил во время встречи зернового клуба Украинской зерновой ассоциации президент Николай Горбачев. «Лучше не продлевать сделку, если она будет работать так, как сейчас, – говорил Forbes владелец компании «Прометей» Рафаэль Гороян. – Лучше мы потихоньку будем отгружать через Рени и привлекать инвестиции в производство и переработку».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.