Россия не хочет продлевать соглашение, пока не выполнят ее условия, Турция обещает договориться с президентом РФ Владимиром Путиным, а президент Украины Владимир Зеленский готов продолжать экспортировать зерно без РФ. Каковы альтернативы?
17 июля российский МИД опубликовал заявление, где сообщил об отзыве гарантий безопасности судоходства в рамках Черноморской зерновой инициативы и расформировании Совместного координационного центра в Стамбуле. Причиной решения, по словам спикера Кремля Дмитрия Пескова, стало то, что «часть, которая касается России, до сих пор не выполнена».
Для продолжения работы зернового коридора Россия потребовала возобновления подключения Россельхозбанка к международной межбанковской системе SWIFT, возобновления работы аммиакопровода «Тольятти – Одесса», а также разблокирования зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений.
«Я считаю, что президент России Владимир Путин хочет, чтобы этот гуманитарный мост продолжал свою работу», – заявил во время брифинга президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. И добавил, что активизировал дипломатические усилия, чтобы решить вопрос, не дожидаясь августа.
Даже без РФ нужно делать все, чтобы мы могли использовать этот коридор, заявил в ответ на российское решение президент Владимир Зеленский в интервью представителям африканских СМИ. «К нам обратились компании, являющиеся владельцами кораблей. Они сказали, что если Украина отпустит, а Турция будет пропускать, то все готовы продолжать поставки зерна», – заявил он.
План Б
Действительно, такая возможность [работать без России] есть, но она должна быть тщательно проработана, ответил заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Юрий Васьков на вопрос Latifundist во время встречи клуба Украинской Зерновой Ассоциации. «Когда и каким образом можно будет работать по альтернативному сценарию – мы скажем, когда все структуры, причастные к этому процессу, будут готовы», – говорил он.
Украинские власти уже некоторое время готовили сценарий, по которому зерновое соглашение не будет продлено. Правительство создало специальный фонд на 20 млрд грн, который должен гарантировать выплаты иностранным судовладельцам в случае повреждений судна или товара. Васьков говорил, что не знает, когда фонд заработает, но правительство уже разработало порядок его использования и приняло поправку в госбюджет.
«Мы этот механизм уже проанализировали, и, на наш взгляд, это лучший вариант, который может сработать в этих условиях», – рассказал Forbes член наблюдательного совета порта TIS и Neptune Филипп Грушко. Это определенный риск для компании, но TIS уже научился работать в условиях и в протоколах безопасности, уже прописаны условия пожаров, ракетных ударов и других военных рисков, говорит он. В страховку также верит самый крупный аграрный холдинг Украины Kernel. «Мы как компания готовы принимать этот риск», – заявил на встрече УЗА СЕО Kernel Евгений Осипов.
Альтернативный водный путь – порты Дуная. На Дунае можно увеличить мощности перевалки с 2,3 млн т до 3,5 млн т в месяц. Это возможно путем дноуглубления устья Быстрое и организации перевалки на рейде в румынских территориальных водах. Для сравнения: за более чем 11 месяцев работы зернового коридора через него Украина экспортировала 32,75 млн т агропродукции.
Зерновое соглашение, даже в случае беспрепятственной работы, позволяет вывозить через порты Большой Одессы не более 50% от общего объема экспорта зерновых и продуктов переработки, говорит руководитель корпоративных коммуникаций Group DF Олег Арестархов. «Вторая половина этого объема приходится на речные порты Дуная и сухопутные пункты перехода», – добавляет он.
На украинском участке реки Дунай строят более 12 новых терминалов. Некоторые компании, кроме мощностей для перевалки грузов, планируют строить перерабатывающие мощности. Товарооборот через порты Дуная растет просто в разы, говорит Арестархов и предсказывает их востребованность, даже если будет работать зерновое соглашение и открыты порты Николаева. «Условные акции дунайских логистических предприятий упадут, потому что морем переваливать гораздо дешевле, – говорит он. – Но дунайские активы не останутся без работы – есть еще значительный дефицит мощностей для хранения зерна».
Эффективность зернового коридора
Фактически зерновая инициатива работала эффективно первые три месяца. С августа по октябрь 2022 года ею воспользовалось 421 судно. Они вывезли 9,7 млн т пшеницы, кукурузы, подсолнечника и растительного масла. Инспекционные команды, в которые входили представители Украины, ООН, Турции и России, пропускали в среднем 5–6 судов в день.
Первые попытки саботажа «зернового коридора» Россией начались уже осенью 2022 года, примерно через три месяца после начала работы зерновой инициативы, вспоминает Осипов.
В октябре коридором воспользовались 176 судов, в ноябре – 85, в июне 2023 – 37. «Если в марте морскими путями Украина экспортировала 4 млн т продукции, то в мае только 1,3 млн т – меньше трети возможных объемов», – говорит Осипов. Из-за саботажа РФ мир не получил дополнительные примерно 20 млн т агропродукции, добавляет Осипов.
Кроме того, аграрии заплатили более $1 млрд демереджа в ожидании разрешений от российских инспекторов, заявил во время встречи зернового клуба Украинской зерновой ассоциации президент Николай Горбачев. «Лучше не продлевать сделку, если она будет работать так, как сейчас, – говорил Forbes владелец компании «Прометей» Рафаэль Гороян. – Лучше мы потихоньку будем отгружать через Рени и привлекать инвестиции в производство и переработку».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.