На сайте Верховной Рады 28 августа депутаты зарегистрировали законопроект №9656 о введении для банков 5% налога от процентного дохода, который ранее анонсировал глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Налоговый аналитик Вячеслав Черкашин считает такую практику сомнительной: приводит три причины, почему, и анализирует иностранный опыт, который для авторов законопроекта стал одним из базовых аргументов ее внедрения
Настоящей информационной бомбой на этой неделе стал законопроект №9656 от 28 августа 2023 года, которым предлагается ввести в 2024–2026 годах чрезвычайный налог для банков (так называемый налог на чистый процентный доход).
По мнению авторов законопроекта, банковская система Украины, несмотря на войну и экономические неурядицы в стране, сегодня получает почти неприличные сверхприбыли. «По итогам первой половины 2023 года чистая прибыль банков составила 67,7 млрд грн. Это рекордный объем прибыли для первой половины года за все время независимости», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Именно поэтому, считают депутаты, пришло время ввести в банковской сфере конфискационную модель сбора налогов: в дополнение к обычным 18% налога на прибыль планируют собирать еще 5% из процентных доходов.
Более того, хотя проект стартует только с 1 января 2024 года, законодатели почему-то рассчитывают получить около 9 млрд грн уже по итогам текущего года.
Еще одним базовым аргументом авторов законопроекта о внедрении нового налога для банков служит ссылка на иностранный опыт, а именно Чехии, Венгрии, Литвы, Испании и Италии.
Насколько эта новация, которую в пояснительной записке изящно назвали «достижением социальной справедливости в условиях военного положения», имеет смысл.
Три «почему» эта идея выглядит авантюрой
Во-первых, идея выглядит достаточно авантюрной, учитывая, что большая доля банковского рынка принадлежит именно государству – после национализации Sense Bank она достигает по чистым активам 53,2%. Так что этот налог – в основном перекладывание средств из одного государственного кармана в другой.
То есть ждать дополнительных 9 млрд грн доходов бюджету не приходится. В лучшем случае, с учетом стратегии регулятора на постепенное снижение учетной ставки и множество возможностей уйти от налогообложения, в следующем году государственный бюджет сможет рассчитывать максимум на пятую-шестую часть от заявленных 9 млрд грн.
Во-вторых, новый налог – это не первое «военное» обременение для банков, которые, кстати, во время войны стратегически важны для Украины. Напомню о «налоге на валютные обменники», введенном с 1 января 2023 года законом №2720-ІХ от 3 ноября 2022 года, который только за семь месяцев этого года уже стоил в основном банкам почти 174 млн грн налогов, по словам главы финансового комитета ВРУ Даниила Гетманцева.
В-третьих, базовым объектом налогообложения новым налогом становятся именно доходы от ОВГЗ (на 1 июля 2023 года процентные доходы по операциям с государственными ценными бумагами достигли 73,5 млрд грн, или 52,1% от общих процентных доходов банков – 141 млрд грн).
Итак, фактически начинаем облагать налогом покупку военных облигаций банками. А это уже очень негативный момент.
Относительно иностранного опыта
Последствия введения аналогичных налогов в других странах не являются заранее оптимистичными для экономики, тем более, что они в большинстве случаев вводились не исключительно в банковскую сферу, а охватывали и так называемый энергетический сектор (например, в Чехии, Венгрии и Испании).
Италия получила шок фондового рынка и негативный отклик международных инвесторов, а затем вынужденно пошла на частичную рестрикцию нового налога для банков (введен верхний порог выплат).
Испания получила серию судебных исков от ведущих банковских и энергетических ассоциаций, трех региональных правительств о неконституционности и дискриминационности нового налога, а также «бегство» штаб-квартиры одной из крупнейших компаний страны – Ferrovial – в Нидерланды.
Правительства Германии, Великобритании и Франции вообще отказались от такого налога.
В сухом итоге
Если подытожить (упростить), расчет в законопроекте №9656 делается на эксплуатацию двух достаточно слабых конструктов: «банки/банкиры – сплошное зло» и «зарубежный опыт всегда полезен Украине».
Как наблюдаем, ни то, ни другое не является истиной в последней инстанции. Хороших намерений недостаточно.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.