Депутаты хотят обложить банки 5% из процентных доходов в дополнение к 18% налога на прибыль. Почему это сомнительное решение. Три причины от аналитика Вячеслава Черкашина /Изображение сгенерировано ИИ Shutterstock в соавторстве с Анной Наконечной
Категория
Деньги
Дата

Депутаты хотят обложить банки 5% из процентных доходов в дополнение к 18% налога на прибыль. Почему это сомнительное решение. Три причины от аналитика Вячеслава Черкашина

Изображение сгенерировано ИИ Shutterstock в соавторстве с Анной Наконечной

На сайте Верховной Рады 28 августа депутаты зарегистрировали законопроект №9656 о введении для банков 5% налога от процентного дохода, который ранее анонсировал глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Налоговый аналитик Вячеслав Черкашин считает такую практику сомнительной: приводит три причины, почему, и анализирует иностранный опыт, который для авторов законопроекта стал одним из базовых аргументов ее внедрения

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Настоящей информационной бомбой на этой неделе стал законопроект №9656 от 28 августа 2023 года, которым предлагается ввести в 2024–2026 годах чрезвычайный налог для банков (так называемый налог на чистый процентный доход).

По мнению авторов законопроекта, банковская система Украины, несмотря на войну и экономические неурядицы в стране, сегодня получает почти неприличные сверхприбыли. «По итогам первой половины 2023 года чистая прибыль банков составила 67,7 млрд грн. Это рекордный объем прибыли для первой половины года за все время независимости», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Именно поэтому, считают депутаты, пришло время ввести в банковской сфере конфискационную модель сбора налогов: в дополнение к обычным 18% налога на прибыль планируют собирать еще 5% из процентных доходов.

Более того, хотя проект стартует только с 1 января 2024 года, законодатели почему-то рассчитывают получить около 9 млрд грн уже по итогам текущего года.

Еще одним базовым аргументом авторов законопроекта о внедрении нового налога для банков служит ссылка на иностранный опыт, а именно Чехии, Венгрии, Литвы, Испании и Италии.

Насколько эта новация, которую в пояснительной записке изящно назвали «достижением социальной справедливости в условиях военного положения», имеет смысл.

Три «почему» эта идея выглядит авантюрой

Во-первых, идея выглядит достаточно авантюрной, учитывая, что большая доля банковского рынка принадлежит именно государству – после национализации Sense Bank она достигает по чистым активам 53,2%. Так что этот налог – в основном перекладывание средств из одного государственного кармана в другой.

То есть ждать дополнительных 9 млрд грн доходов бюджету не приходится. В лучшем случае, с учетом стратегии регулятора на постепенное снижение учетной ставки и множество возможностей уйти от налогообложения, в следующем году государственный бюджет сможет рассчитывать максимум на пятую-шестую часть от заявленных 9 млрд грн.

Во-вторых, новый налог – это не первое «военное» обременение для банков, которые, кстати, во время войны стратегически важны для Украины. Напомню о «налоге на валютные обменники», введенном с 1 января 2023 года законом №2720-ІХ от 3 ноября 2022 года, который только за семь месяцев этого года уже стоил в основном банкам почти 174 млн грн налогов, по словам главы финансового комитета ВРУ Даниила Гетманцева.

В-третьих, базовым объектом налогообложения новым налогом становятся именно доходы от ОВГЗ (на 1 июля 2023 года процентные доходы по операциям с государственными ценными бумагами достигли 73,5 млрд грн, или 52,1% от общих процентных доходов банков – 141 млрд грн).

Итак, фактически начинаем облагать налогом покупку военных облигаций банками. А это уже очень негативный момент.

Относительно иностранного опыта

Последствия введения аналогичных налогов в других странах не являются заранее оптимистичными для экономики, тем более, что они в большинстве случаев вводились не исключительно в банковскую сферу, а охватывали и так называемый энергетический сектор (например, в Чехии, Венгрии и Испании).

Италия получила шок фондового рынка и негативный отклик международных инвесторов, а затем вынужденно пошла на частичную рестрикцию нового налога для банков (введен верхний порог выплат).

Испания получила серию судебных исков от ведущих банковских и энергетических ассоциаций, трех региональных правительств о неконституционности и дискриминационности нового налога, а также «бегство» штаб-квартиры одной из крупнейших компаний страны – Ferrovial – в Нидерланды.

Правительства Германии, Великобритании и Франции вообще отказались от такого налога.

В сухом итоге

Если подытожить (упростить), расчет в законопроекте №9656 делается на эксплуатацию двух достаточно слабых конструктов: «банки/банкиры – сплошное зло» и «зарубежный опыт всегда полезен Украине».

Как наблюдаем, ни то, ни другое не является истиной в последней инстанции. Хороших намерений недостаточно.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине