Замена Алексея Резникова на Рустема Умерова в кресле министра обороны повлекла за собой ряд других кадровых перестановок. Без глав в итоге остались Фонд госимущества и Антимонопольный комитет. Насколько эффективны были эти органы и кто теперь будет управлять ими?
Назначение Рустема Умерова министром обороны запустило эффект кадрового домино.
Вместо него Фонд госимущества (ФГИ, Умеров возглавлял его с сентября 2022-го) должна возглавить экс-глава Антимонопольного комитета (АМКУ) Ольга Пищанская. А ее должность во главе АМКУ уже занял бывший глава Донецкой областной военной администрации и прокурор Павел Кириленко.
Обе структуры выполняют важные государственные функции: ФГИ оперирует госпредприятиями и активами на миллиарды гривен, АМКУ может выносить бизнесу большие штрафы за нарушение антимонопольного законодательства и рассматривает жалобы на государственные закупки.
Как они работали до кадровых изменений, обусловленных переходом Умерова в Минобороны, и что может измениться с назначением новых руководителей ФГИ и АМКУ?
Успехи Умерова в ФГИ и поиски замены ему
Последний год Фонда госимущества под руководством Умерова был самым успешным периодом в истории учреждения, считает заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Алексей Мовчан.
Достижения учреждения можно распределить на три блока:
- ФГИ запустил малую приватизацию и приступил к подготовке большой. По малой поступления за год составили 3,2 млрд грн. По большой – инициативу должно подхватить будущее руководство, комментирует независимый консультант по корпоративному управлению Дмитрий Яблоновский.
- Ликвидация 1300 убыточных предприятий или фактически существующих только на бумаге, отмечает Мовчан. Всего у Фонда 2600 таких активов, рассказывал в интервью Forbes Умеров в марте.
- Реорганизация ФГИ. Привычная практика назначения заместителей от разных «игроков», правительства и т.д. прекратилась, говорит Мовчан. «Сейчас новый руководитель назначает своих заместителей сам», – отмечает он.
По всем трем блокам ФГИ смог провести необходимые законодательные изменения, добавляет заместитель председателя финансового комитета Рады Ярослав Железняк. «И главное – не было коррупционных скандалов», – отмечает нардеп.
Преемницей Умерова должна стать экс-глава АМКУ Ольга Пищанская, 47, которая до этого более 10 лет работала в металлургических компаниях «АрселорМиттал Кривой Рог» и «Метинвест».
Рада уволил ее 5 сентября, но функционер до сих пор не соглашается на новое назначение, сообщают на условиях анонимности один из нардепов и представитель правительства. Впрочем, Офис Зеленского все еще пытается уговорить ее, поэтому других кандидатур пока нет, отметили три собеседника среди депутатов и в правительстве.
Пищанская и семья Зеленского
Пищанская возглавляла АМКУ с 2019-го. Осенью 2021 года издание Bihus.info опубликовало расследование о якобы дружеских отношениях ее сестры Светланы с первой леди Еленой Зеленской. Журналисты утверждают, что на Пищанскую зарегистрирована вилла семьи Зеленских в Италии. Также чиновница была среди спонсоров предвыборной кампании будущего президента (выделила 300 000 грн).
Ольга Пищанская отрицала, что попала на должность главы АМКУ благодаря знакомству с семьей президента.
Какие проблемы АМКУ остались нерешенными
Пока Пищанская отказывается идти в ФГИ, в должности главы АМКУ ее заменил бывший глава Донецкой ОВА Павел Кириленко, 37. С 2019-го он возглавлял Донецкую облгосадминистрацию. Вся его предыдущая карьера прошла в органах прокуратуры Донецкой области, Крыма и Генпрокуратуры.
У него нет релевантного опыта для работы в АМКУ, считает представитель правительства, причастный к вопросам АМКУ. «Пищанская хотя бы понимает, что такое экономика, рынки, поскольку в «Арселор» и «Метинвесте» занималась закупками», – подчеркивает чиновник.
Логика назначения в АМКУ человека именно с прокурорским бэкграундом неясна, указывает Яблоновский. «Это должен быть, прежде всего, аналитический орган и иногда даже расследовательный, – рассуждает он. – Учреждение должно выявлять сговоры, схемы и т.д. Для этого нужно иметь экономическую и аналитическую экспертизу.
Чем занимается Антимонопольный комитет
- АМКУ следит за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;
- Осуществляет контроль за концентрацией, согласованными действиями хозяйствующих субъектов и регулированием цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий;
- Способствует развитию добросовестной конкуренции;
- Осуществляет контроль создания конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере публичных закупок.
Мовчан, Железняк и Яблоновский утверждают, что не заметили значительных изменений в работе АМКУ при руководстве Пищанской. «Из-за военного положения полномочия АМКУ существенно сократились», – констатирует Яблоновский.
С началом российского вторжения ведомство не взяло на себя никаких военных функций, хотя из-за сужения полномочий имело ресурсы. «Например, они могли бы частично заняться аналитикой по санкциям, поскольку умеют анализировать рынки», – говорит чиновник в правительстве.
Положительные изменения – в работе тендерной коллегии, рассматривающей жалобы участников публичных закупок. При Пищанской практика коллегии стала последовательной, признает чиновник. «Предсказуемость для участников рынка сохранилась, – объясняет он. – Тендерную коллегию уберегли от превращения в коррупционную кассу».
Более всего комитет запомнился попытками изменить свой закон, что длилось три года, рассказывает нардеп Мовчан. Речь идет о законопроекте, принятом ВР 9 августа 2023 года. Парламент, в частности, детализировал полномочия АМКУ по проведению проверок, расширил его возможности в доступе к информации и тому подобное.
Впрочем, это, в основном, косметические корректировки, считает собеседник в правительстве. «АМКУ продвинул закон через международников и парламент под обещание, что это только первая итерация реформы, – сообщил чиновник. – Существенные изменения отложили на вторую и третью стадии».
Пока же самый большой вызов для АМКУ – избавиться от политического влияния. «Это странная ситуация, когда вы рассматриваете жалобы на тендеры, где ответчиком выступает Кабмин, оказывающий влияние на вас, в том числе на бюджет», – отмечает собеседник в правительстве.
Речь идет и об изменении процедуры увольнения и назначения лиц, занимающих должности в ведомстве, добавляет он. «Нужен конкурс, чтобы не было влияния политических сил на кадровый процесс, – отмечает чиновник. – Пока у нас продолжается практика, когда при назначении на важные должности достают «зайчиков из шляпы».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.