Рустем Умеров /из личного архива
Категория
Деньги
Дата

Продать все. Что Фонд госимущества будет делать с Ocean Plaza, «Межигорьем», заводом Дерипаски и активами на миллиарды долларов. Интервью с главой ФГИУ Рустемом Умеровым

10 хв читання

Рустем Умеров Фото из личного архива

Глава Фонда государственного имущества (ФГИУ) Рустем Умеров о приватизации Николаевского глиноземного завода, российской доли ТРЦ Ocean Plaza и тысяч других российских активов, что думает о деле его предшественника Сенниченко и когда может стартовать большая приватизация.

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Разговор Forbes с главой Фонда госимущества Рустемом Умеровым, 40, состоялся почти одновременно с публикацией НАБУ и САП резонансного дела о злоупотреблениях на госпредприятиях бывшим руководством фонда. Подозрение по этому делу получил экс-руководитель ФГИУ Дмитрий Сенниченко.

Умеров говорит, что к менеджменту и бордам Одесского припортового завода (ОПЗ) и Объединенной горно-химической компании (ОГХК) у руководства фонда были вопросы.

Бывший нардеп возглавляет ФГИУ более полугода. За это время ему даже несмотря на войну удалось запустить малую приватизацию и привлечь в бюджет более 2,5 млрд грн.

В ближайшие месяцы Умерова ждет новый вызов – в Офисе президента (ОП) планируют передать из Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) во ФГИУ конфискованные российские активы.

В АРМА не смогли за год работы найти управляющих для большинства конфискованных предприятий. Во ФГИУ настроены оптимистично и весной-летом планируют выставлять на приватизацию Николаевский глиноземный завод, принадлежавший российскому бизнесмену Олегу Дерипаске, и российскую часть ТРЦ Ocean Plaza.

Какова стратегия фонда по другим конфискованным российским активам?

Это сокращенная и отредактированная для ясности версия интервью с Рустемом Умеровым.

О делах Сенниченко и работе Фонда госимущества

НАБУ и САП вручили подозрение экс-главе Фонда государственного имущества Дмитрию Сенниченко из-за якобы организации преступной схемы на Одесском припортовом заводе и в Объединенной горнодобывающей компании. Известно ли вам что-нибудь об этом деле? Уволен ли менеджмент?

Я узнал о нем только что от вас. Я не видел детали дела, мне тяжело его комментировать. Благо, правоохранители работают над обнаружением таких схем, но для репутации фонда это плохо. Нынешняя команда заботится о репутации фонда.

Наша команда за последние шесть месяцев проанализировала и провела аудит на многих активах топливно-энергетического комплекса, горно-металлургического комплекса и в других 12 отраслях. Было немало вопросов ко многим бордам и менеджменту. По результатам уже уволили и.о. руководителя ОГХК.

Над ситуацией с ОПЗ мы работаем. Направили рекомендации в наблюдательный совет по пересмотру действующего состава менеджмента ОПЗ. Также фондом приняты меры по смене борда. Проект решения мы уже направили в КМУ.

Что показал ваш аудит? Устранены ли эти схемы сейчас?

Чтобы не вдаваться в подробности, могу привести несколько примеров. На одном из добывающих предприятий отгрузили товар на $3 млн посреднику. Посредник за этот товар еще не рассчитался, а предприятие даже иск в суд за три месяца не подало. Проще говоря, государство подарило сырье на $3 млн сомнительной компании-посреднику. Хотя по договору государственное предприятие не имело права отгружать продукцию без 100% предоплаты.

Другой пример: результаты аудита выявили факты нехватки сырья на предприятии на 23 млн грн. Таких примеров много. Руководителя этого предприятия ФГИУ уже уволил, все материалы аудита направили в СБУ и НАБУ.

До войны фонд планировал выставить на конкурс активы «Центрэнерго» и ОГХК. Есть ли это в планах сейчас?

Все крупные объекты мы планируем выставлять во втором-третьем квартале. План «А» – приватизировать. План «Б» – если спроса на эти объекты не будет, начнем долгосрочно развивать эти предприятия и сделаем их привлекательными для инвесторов в будущем. Ждем принятия закона №8250 об оптимизации структуры ФГИУ, в котором есть условие о разблокировке большой приватизации. Единство среди депутатов есть, поэтому ждем принятия в ближайшее время во втором чтении.

Вам предстоит большой массив работы со сложными, чувствительными активами. Сейчас много дел НАБУ и САП против бывших государственных служащих, как Андрей Пивоварский, Андрей Коболев. Не боитесь, что когда-нибудь правоохранители придут с вопросами к вам?

Можно ничего не делать – посидеть в кресле и уйти. Все шаги по приватизации мы осуществляем вместе с ВРУ и Кабмином. Поэтому это проработанные, взвешенные решения. Если к нашей работе возникнут вопросы – будем разъяснять, но бояться не хочу и не буду.

Вы на должности шесть месяцев, как изменился ФГИУ за это время?

Когда я вступил в должность, в управлении фонда было где-то 35% всех госпредприятий в стране (в целом в Украине 3600+ госпредприятий).

Сегодня нам вместе с КМУ удалось объединить в управлении более 2300 предприятий, это 65% всех госкомпаний. К сожалению, 85% из них убыточны и не работающие. Наша цель – объединить в фонде все государственные предприятия.

Фонд поощряет бизнес инвестировать в страну во время войны. С сентября 2022-го экономический эффект от работы ФГИУ составил более 5,1 млрд грн. Из них 2,4 млрд грн привлекли благодаря малой приватизации. Еще 2,3 млрд грн – благодаря предотвращению мошеннических схем по оценке недвижимого имущества. Плюс остановили сомнительные операции на государственных предприятиях на 500 млн грн. Также важно, что более 6000 человек, работающим на 12 предприятиях в управлении ФГИУ, полностью выплатили задолженности по зарплатам. Еще работаем по более чем 30 предприятиям, чтобы погасить все долги.

Вывели в прибыльность 45 предприятий, пять предприятий – в безубыточность. Среди прибыльных, например, Государственный институт по проектированию предприятий коксохимической промышленности или «Индар» – предприятие, производящее инсулин. Что касается кадровых изменений, то на 77 объектах были сменены недобропорядочные руководители по результатам аудитов.

Getty Images

Рустем Умеров Фото Getty Images

Как ФГИУ планирует управлять конфискованными российскими активами

Есть ощущение, что ФГИУ сейчас – корзина, куда власти пытаются положить все «сложные темы». В настоящее время в Верховной Раде готовится закон о передаче находящихся в собственности АРМА активов в фонд. Известно ли вам, сколько объектов сосредоточено в АРМА?

Надеемся, что соответствующий закон поступит в парламент и будет принят в ближайшее время. Фонд уже начал консультации с ВРУ, КМУ и АРМА относительно передачи функций управления ФГИУ. Принятие закона в целом может занять около месяца.

Пока неизвестно, сколько активов сосредоточено в АРМА.

В ОП настаивают, чтобы объекты, у которых есть российские бенефициары, приватизировались «быстро». Есть ли у вас какие-то дедлайны от президента или главы ОП?

ФГИУ уже передали активы беглого президента Виктора Януковича и российского бизнесмена Владимира Евтушенкова, а также Демуринский ГОК, принадлежавший российскому бизнесмену Михаилу Шелкову. Демуринский ГОК готовим выставлять на приватизацию. По другим активам еще ведем работу по принятию в управление.

Если государство передаст нам другие российские активы, которые будут конфискованы решением суда, будем выставлять их на приватизацию. По всем кейсам мы движемся максимально быстро.

Сейчас в фонд уже передано «Межигорье», для которого АРМА не могло найти инвестора несколько лет. На его месте планируется создать государственный парк. Почему его не выставили на приватизацию?

ФГИУ еще не получил в управление эти активы. Пока только принято правительственное решение об этом. «Межигорье» мы получим в управление лишь на время. Затем государство в лице Министерства культуры создаст на его базе парк-памятник. Все, что не подпадает под признаки национального памятника, будем продавать.

В фонд также поступили активы российского бизнесмена Олега Дерипаски. С этими объектами есть определенные экологические риски. Инспектировали ли уже сотрудники ФГИУ эти активы, в каком состоянии объект?

Юридически в управление ФГИУ Николаевский глиноземный завод еще не дошел. Как только получим его в управление, планируем быстро выставлять на аукцион.

В целом на подготовку объекта к приватизации требуется от 60–90 дней. Реально начать приватизацию завода во втором-третьем квартале этого года.

До момента объявления аукциона фонд будет действовать так же, как и на Демуринском ГОКе. Там для того, чтобы запустить предприятие, нужно было 40 млн грн. Мы посмотрели на существующие активы и решили выставить продукцию, которая сохранилась на ГОКе, на Prozorro. И за эти средства запустили предприятие и выплатили зарплаты.

До войны Николаевский глиноземный завод оценивали в $1 млрд. Какая стоимость может быть сейчас?

Активы на приватизацию мы выставляем по балансовой стоимости, и дальше рынок уже определяет финальную цену. Пока сложно сказать его балансовую стоимость.

Надо смотреть, что осталось по ресурсам, долгам, проанализировать бухгалтерскую и финансовую отчетность. Сейчас завод не работает, будем искать выход, как сделать так, чтобы он заработал.

Другой объект, который может перейти в фонд, – ТРЦ Ocean Plaza. Ваш советник Александр Носаченко в комментарии Forbes оценил его минимум в $160 млн. Вы согласны с этой оценкой? И как фонд видит приватизацию данного актива?

Мы заинтересованы выставить его на аукцион как можно скорее. Предварительно следует провести юридический, технический и финансовый аудит.

У Александра большой опыт, я думаю, его оценка близка к истине, но финальную цену сформирует уже рынок. Что касается сроков – то же, что и с Николаевским: 90 дней на аудит – и можно объявлять аукцион. Главное, чтобы юридически этот актив до нас дошел.

Доля актива принадлежит украинским бизнесменам Василию Хмельницкому и Андрею Иванову. Не приведет ли принудительное партнерство к недоразумениям и, в конце концов, к блокированию работы ТРЦ?

В настоящее время государство владеет 66,65% акций, и, мы считаем, этот объект целесообразно продать. Наши юристы проведут консультации с украинскими владельцами активов и услышат их предложения по этой ситуации. Я всегда ставлю задачу юристам изучить все риски, связанные с активом, и предложить оптимальное решение.

По этим трем кейсам уже есть решение ВАКС, однако по остальным активам АРМА еще нет решения суда. Как фонд планирует выставлять на приватизацию арестованные активы?

У ФГИУ есть мандат управления активами. Пока актив под арестом, ФГИУ может им управлять, проанализировать и начинать подготовку к аукциону. Другой вариант – найти стороннего управляющего. Но это нужно отдельно прописывать в законодательстве, поскольку у ФГИУ нет такой функции. Когда все юридические вопросы будут решены и актив по решению суда перейдет в государственную собственность, будем выставлять на приватизацию.

Будете ли вы эффективнее, чем АРМА, учитывая, что они делают сейчас похожую работу?

Если посмотреть на нашу работу за последние пять-шесть месяцев, то мы успешно запустили и проводим малую приватизацию (в 2022-м в несколько раз перевыполнили план). За короткий срок объединили более половины (65%) государственных активов и уже эффективно с ними работаем – вывели в доходность около полусотни предприятий. Стратегия АРМА – все отдать в управление на рынок. Наша стратегия – часть отдавать в рынок, а часть, если управляющий не будет выполнять КРІ, оставлять в управлении государства.

Поиск управляющих будет происходить через Prozorro?

Сейчас обсуждаем этот вопрос с парламентом. Одни выступают за советников и привлечение инвестиционных банков, другие – за Prozorro. План «А» – это поиск управляющих через Prozorro. План «Б» – изучить другие возможности.

Одна из проблем, о которых говорит АРМА, – в агентство продают только корпоративные права, а не сами имущественные комплексы, что снижает интерес потенциальных инвесторов к этим активам. Будет ли фонд настаивать на аресте и передаче вместе с корпоративными правами и имущественных комплексов?

Мы хотим изучить активы, а после принимать решения.

Опасения, которые мы слышим от народных депутатов, по поводу приватизации российских активов: на конкурс от российских бенефициаров могут прийти условные подставные ФЛП, и если они выиграют конкурс, это создаст риски возобновления контроля над активами теми же владельцами. Вы видите такие риски и как собираетесь им противодействовать?

Сейчас ФГИУ выставляет все активы через «Prozorro.Продажи». После аукциона мы направляем данные победителя в специализированные – правоохранительные, антикоррупционные и другие – органы на проверку. Как правило, в течение 10 дней органы сообщают, кто является конечным бенефициаром этих активов. И лишь после этого мы подписываем договор купли-продажи.

Другой риск – активы будут выставляться на конкурс по балансовой стоимости, а не по оценочной. Что снижает потенциальный доход государства от таких активов. Планирует ли фонд проводить оценку этих объектов?

Это прописано в законе, поэтому мы работаем согласно утвержденным условиям. Наша практика показывает, что рынок корректирует цену сам. В среднем она растет в несколько раз. Мы хотим больше информировать потенциальных участников об аукционах. Разработать план привлечения иностранных инвесторов и т.д. Предстоит большая работа, но на кейсе малой приватизации мы доказали, что рынок готов инвестировать.

Getty Images

Рустем Умеров Фото Getty Images

Старт большой приватизации и перспективы Суверенного фонда

В середине марта народный депутат Николай Тищенко заявил, что в фонд планируют передать ГП «Леса Украины», и это якобы позволит начать приватизацию лесов. Действительно ли такое решение готовится?

Пока я об этом не слышал, но если это государственное предприятие, не исключено, что оно перейдет к нам. Мы приняли решение и с парламентом, и с Кабмином, что все государственное переходит во ФГИУ. Мы хотим стать единственной платформой и реестром всех государственных предприятий и активов. И вместе с ВРУ и Кабмином принимать по ним решения. К примеру, если эти активы приносят нам долгосрочную ценность, то мы их оставляем в государстве и превращаем в национальные, региональные или глобальные чемпионы. Если нет – приватизируем.

Как фонд работает с Нацбанком?

Вместе с Нацбанком и Минфином мы должны разработать критерии в отношении государственных или санкционных банков – какие можно ликвидировать, докапитализировать, какие продать. Сейчас мы разрабатываем дорожную карту.

На какой стадии создания Суверенного фонда? Какие предприятия могут в него войти?

Над законом о Суверенном фонде начнем работать в третьем квартале этого года. Вместе с Кабмином мы должны решить, какие активы туда войдут. Из 3600 государственных активов приблизительно 2600 нужно реорганизовать/ликвидировать, поскольку они существуют лишь на бумаге. Из 1000 оставшихся 700 находятся на оккупированных территориях. То есть у нас есть доступ только к 300 активам – из них 250 мы планируем приватизировать, а 50 оставить в государстве.

В 2022 году ФГИУ ставил своей целью заработать на малой приватизации 600 млн грн, в результате получилось более 2,5 млрд грн. Как вы можете объяснить успех малой приватизации? Какую сумму в бюджет планируете привлечь в 2023 году?

Когда мы начинали малую приватизацию, мы были уверены, что бизнес заинтересован инвестировать в Украину сейчас. ФГИУ дает возможности для бизнеса. К примеру, мы предлагаем готовые площадки с подведенными коммуникациями во всех регионах Украины, чтобы перевезти свое предприятие. Купить заброшенное предприятие и отремонтировать его проще и быстрее, чем строить с нуля что-то новое.

У фонда на этот год стоит задача – в бюджет-2023 привлечь 6 млрд грн, но при условии, что будет принят закон, открывающий большую приватизацию.

В какие объекты охотно инвестируют украинские предприниматели? Кто в числе лидеров малой приватизации? А с какими активами труднее работать?

Наибольшим спросом пользуются аграрные предприятия – комбинаты хлебопродуктов, элеваторы, спиртзаводы. Не могу сказать, что существуют активы, с которыми работать сложно.

Есть интересные кейсы. Например, есть несколько предприятий – когда-то их использовали в качестве площадок для хранения или утилизации продукции оборонных предприятий, а ныне – годами убыточные, неработающие предприятия. Мы выставляем такие предприятия на приватизацию. Оппоненты начинают извращать и говорить, что фонд продает «последнее оборонное предприятие страны», что является ложью.

Трудно восстановить доверие бизнеса, что процесс приватизации прозрачен, поскольку было недоверие к фонду, к госслужащим. Мы будем менять это.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд