Глава Фонда государственного имущества (ФГИУ) Рустем Умеров о приватизации Николаевского глиноземного завода, российской доли ТРЦ Ocean Plaza и тысяч других российских активов, что думает о деле его предшественника Сенниченко и когда может стартовать большая приватизация.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Разговор Forbes с главой Фонда госимущества Рустемом Умеровым, 40, состоялся почти одновременно с публикацией НАБУ и САП резонансного дела о злоупотреблениях на госпредприятиях бывшим руководством фонда. Подозрение по этому делу получил экс-руководитель ФГИУ Дмитрий Сенниченко.
Умеров говорит, что к менеджменту и бордам Одесского припортового завода (ОПЗ) и Объединенной горно-химической компании (ОГХК) у руководства фонда были вопросы.
Бывший нардеп возглавляет ФГИУ более полугода. За это время ему даже несмотря на войну удалось запустить малую приватизацию и привлечь в бюджет более 2,5 млрд грн.
В ближайшие месяцы Умерова ждет новый вызов – в Офисе президента (ОП) планируют передать из Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) во ФГИУ конфискованные российские активы.
В АРМА не смогли за год работы найти управляющих для большинства конфискованных предприятий. Во ФГИУ настроены оптимистично и весной-летом планируют выставлять на приватизацию Николаевский глиноземный завод, принадлежавший российскому бизнесмену Олегу Дерипаске, и российскую часть ТРЦ Ocean Plaza.
Какова стратегия фонда по другим конфискованным российским активам?
Это сокращенная и отредактированная для ясности версия интервью с Рустемом Умеровым.
О делах Сенниченко и работе Фонда госимущества
НАБУ и САП вручили подозрение экс-главе Фонда государственного имущества Дмитрию Сенниченко из-за якобы организации преступной схемы на Одесском припортовом заводе и в Объединенной горнодобывающей компании. Известно ли вам что-нибудь об этом деле? Уволен ли менеджмент?
Я узнал о нем только что от вас. Я не видел детали дела, мне тяжело его комментировать. Благо, правоохранители работают над обнаружением таких схем, но для репутации фонда это плохо. Нынешняя команда заботится о репутации фонда.
Наша команда за последние шесть месяцев проанализировала и провела аудит на многих активах топливно-энергетического комплекса, горно-металлургического комплекса и в других 12 отраслях. Было немало вопросов ко многим бордам и менеджменту. По результатам уже уволили и.о. руководителя ОГХК.
Над ситуацией с ОПЗ мы работаем. Направили рекомендации в наблюдательный совет по пересмотру действующего состава менеджмента ОПЗ. Также фондом приняты меры по смене борда. Проект решения мы уже направили в КМУ.
Что показал ваш аудит? Устранены ли эти схемы сейчас?
Чтобы не вдаваться в подробности, могу привести несколько примеров. На одном из добывающих предприятий отгрузили товар на $3 млн посреднику. Посредник за этот товар еще не рассчитался, а предприятие даже иск в суд за три месяца не подало. Проще говоря, государство подарило сырье на $3 млн сомнительной компании-посреднику. Хотя по договору государственное предприятие не имело права отгружать продукцию без 100% предоплаты.
Другой пример: результаты аудита выявили факты нехватки сырья на предприятии на 23 млн грн. Таких примеров много. Руководителя этого предприятия ФГИУ уже уволил, все материалы аудита направили в СБУ и НАБУ.
До войны фонд планировал выставить на конкурс активы «Центрэнерго» и ОГХК. Есть ли это в планах сейчас?
Все крупные объекты мы планируем выставлять во втором-третьем квартале. План «А» – приватизировать. План «Б» – если спроса на эти объекты не будет, начнем долгосрочно развивать эти предприятия и сделаем их привлекательными для инвесторов в будущем. Ждем принятия закона №8250 об оптимизации структуры ФГИУ, в котором есть условие о разблокировке большой приватизации. Единство среди депутатов есть, поэтому ждем принятия в ближайшее время во втором чтении.
Вам предстоит большой массив работы со сложными, чувствительными активами. Сейчас много дел НАБУ и САП против бывших государственных служащих, как Андрей Пивоварский, Андрей Коболев. Не боитесь, что когда-нибудь правоохранители придут с вопросами к вам?
Можно ничего не делать – посидеть в кресле и уйти. Все шаги по приватизации мы осуществляем вместе с ВРУ и Кабмином. Поэтому это проработанные, взвешенные решения. Если к нашей работе возникнут вопросы – будем разъяснять, но бояться не хочу и не буду.
Вы на должности шесть месяцев, как изменился ФГИУ за это время?
Когда я вступил в должность, в управлении фонда было где-то 35% всех госпредприятий в стране (в целом в Украине 3600+ госпредприятий).
Сегодня нам вместе с КМУ удалось объединить в управлении более 2300 предприятий, это 65% всех госкомпаний. К сожалению, 85% из них убыточны и не работающие. Наша цель – объединить в фонде все государственные предприятия.
Фонд поощряет бизнес инвестировать в страну во время войны. С сентября 2022-го экономический эффект от работы ФГИУ составил более 5,1 млрд грн. Из них 2,4 млрд грн привлекли благодаря малой приватизации. Еще 2,3 млрд грн – благодаря предотвращению мошеннических схем по оценке недвижимого имущества. Плюс остановили сомнительные операции на государственных предприятиях на 500 млн грн. Также важно, что более 6000 человек, работающим на 12 предприятиях в управлении ФГИУ, полностью выплатили задолженности по зарплатам. Еще работаем по более чем 30 предприятиям, чтобы погасить все долги.
Вывели в прибыльность 45 предприятий, пять предприятий – в безубыточность. Среди прибыльных, например, Государственный институт по проектированию предприятий коксохимической промышленности или «Индар» – предприятие, производящее инсулин. Что касается кадровых изменений, то на 77 объектах были сменены недобропорядочные руководители по результатам аудитов.
Как ФГИУ планирует управлять конфискованными российскими активами
Есть ощущение, что ФГИУ сейчас – корзина, куда власти пытаются положить все «сложные темы». В настоящее время в Верховной Раде готовится закон о передаче находящихся в собственности АРМА активов в фонд. Известно ли вам, сколько объектов сосредоточено в АРМА?
Надеемся, что соответствующий закон поступит в парламент и будет принят в ближайшее время. Фонд уже начал консультации с ВРУ, КМУ и АРМА относительно передачи функций управления ФГИУ. Принятие закона в целом может занять около месяца.
Пока неизвестно, сколько активов сосредоточено в АРМА.
В ОП настаивают, чтобы объекты, у которых есть российские бенефициары, приватизировались «быстро». Есть ли у вас какие-то дедлайны от президента или главы ОП?
ФГИУ уже передали активы беглого президента Виктора Януковича и российского бизнесмена Владимира Евтушенкова, а также Демуринский ГОК, принадлежавший российскому бизнесмену Михаилу Шелкову. Демуринский ГОК готовим выставлять на приватизацию. По другим активам еще ведем работу по принятию в управление.
Если государство передаст нам другие российские активы, которые будут конфискованы решением суда, будем выставлять их на приватизацию. По всем кейсам мы движемся максимально быстро.
Сейчас в фонд уже передано «Межигорье», для которого АРМА не могло найти инвестора несколько лет. На его месте планируется создать государственный парк. Почему его не выставили на приватизацию?
ФГИУ еще не получил в управление эти активы. Пока только принято правительственное решение об этом. «Межигорье» мы получим в управление лишь на время. Затем государство в лице Министерства культуры создаст на его базе парк-памятник. Все, что не подпадает под признаки национального памятника, будем продавать.
В фонд также поступили активы российского бизнесмена Олега Дерипаски. С этими объектами есть определенные экологические риски. Инспектировали ли уже сотрудники ФГИУ эти активы, в каком состоянии объект?
Юридически в управление ФГИУ Николаевский глиноземный завод еще не дошел. Как только получим его в управление, планируем быстро выставлять на аукцион.
В целом на подготовку объекта к приватизации требуется от 60–90 дней. Реально начать приватизацию завода во втором-третьем квартале этого года.
До момента объявления аукциона фонд будет действовать так же, как и на Демуринском ГОКе. Там для того, чтобы запустить предприятие, нужно было 40 млн грн. Мы посмотрели на существующие активы и решили выставить продукцию, которая сохранилась на ГОКе, на Prozorro. И за эти средства запустили предприятие и выплатили зарплаты.
До войны Николаевский глиноземный завод оценивали в $1 млрд. Какая стоимость может быть сейчас?
Активы на приватизацию мы выставляем по балансовой стоимости, и дальше рынок уже определяет финальную цену. Пока сложно сказать его балансовую стоимость.
Надо смотреть, что осталось по ресурсам, долгам, проанализировать бухгалтерскую и финансовую отчетность. Сейчас завод не работает, будем искать выход, как сделать так, чтобы он заработал.
Другой объект, который может перейти в фонд, – ТРЦ Ocean Plaza. Ваш советник Александр Носаченко в комментарии Forbes оценил его минимум в $160 млн. Вы согласны с этой оценкой? И как фонд видит приватизацию данного актива?
Мы заинтересованы выставить его на аукцион как можно скорее. Предварительно следует провести юридический, технический и финансовый аудит.
У Александра большой опыт, я думаю, его оценка близка к истине, но финальную цену сформирует уже рынок. Что касается сроков – то же, что и с Николаевским: 90 дней на аудит – и можно объявлять аукцион. Главное, чтобы юридически этот актив до нас дошел.
Доля актива принадлежит украинским бизнесменам Василию Хмельницкому и Андрею Иванову. Не приведет ли принудительное партнерство к недоразумениям и, в конце концов, к блокированию работы ТРЦ?
В настоящее время государство владеет 66,65% акций, и, мы считаем, этот объект целесообразно продать. Наши юристы проведут консультации с украинскими владельцами активов и услышат их предложения по этой ситуации. Я всегда ставлю задачу юристам изучить все риски, связанные с активом, и предложить оптимальное решение.
По этим трем кейсам уже есть решение ВАКС, однако по остальным активам АРМА еще нет решения суда. Как фонд планирует выставлять на приватизацию арестованные активы?
У ФГИУ есть мандат управления активами. Пока актив под арестом, ФГИУ может им управлять, проанализировать и начинать подготовку к аукциону. Другой вариант – найти стороннего управляющего. Но это нужно отдельно прописывать в законодательстве, поскольку у ФГИУ нет такой функции. Когда все юридические вопросы будут решены и актив по решению суда перейдет в государственную собственность, будем выставлять на приватизацию.
Будете ли вы эффективнее, чем АРМА, учитывая, что они делают сейчас похожую работу?
Если посмотреть на нашу работу за последние пять-шесть месяцев, то мы успешно запустили и проводим малую приватизацию (в 2022-м в несколько раз перевыполнили план). За короткий срок объединили более половины (65%) государственных активов и уже эффективно с ними работаем – вывели в доходность около полусотни предприятий. Стратегия АРМА – все отдать в управление на рынок. Наша стратегия – часть отдавать в рынок, а часть, если управляющий не будет выполнять КРІ, оставлять в управлении государства.
Поиск управляющих будет происходить через Prozorro?
Сейчас обсуждаем этот вопрос с парламентом. Одни выступают за советников и привлечение инвестиционных банков, другие – за Prozorro. План «А» – это поиск управляющих через Prozorro. План «Б» – изучить другие возможности.
Одна из проблем, о которых говорит АРМА, – в агентство продают только корпоративные права, а не сами имущественные комплексы, что снижает интерес потенциальных инвесторов к этим активам. Будет ли фонд настаивать на аресте и передаче вместе с корпоративными правами и имущественных комплексов?
Мы хотим изучить активы, а после принимать решения.
Опасения, которые мы слышим от народных депутатов, по поводу приватизации российских активов: на конкурс от российских бенефициаров могут прийти условные подставные ФЛП, и если они выиграют конкурс, это создаст риски возобновления контроля над активами теми же владельцами. Вы видите такие риски и как собираетесь им противодействовать?
Сейчас ФГИУ выставляет все активы через «Prozorro.Продажи». После аукциона мы направляем данные победителя в специализированные – правоохранительные, антикоррупционные и другие – органы на проверку. Как правило, в течение 10 дней органы сообщают, кто является конечным бенефициаром этих активов. И лишь после этого мы подписываем договор купли-продажи.
Другой риск – активы будут выставляться на конкурс по балансовой стоимости, а не по оценочной. Что снижает потенциальный доход государства от таких активов. Планирует ли фонд проводить оценку этих объектов?
Это прописано в законе, поэтому мы работаем согласно утвержденным условиям. Наша практика показывает, что рынок корректирует цену сам. В среднем она растет в несколько раз. Мы хотим больше информировать потенциальных участников об аукционах. Разработать план привлечения иностранных инвесторов и т.д. Предстоит большая работа, но на кейсе малой приватизации мы доказали, что рынок готов инвестировать.
Старт большой приватизации и перспективы Суверенного фонда
В середине марта народный депутат Николай Тищенко заявил, что в фонд планируют передать ГП «Леса Украины», и это якобы позволит начать приватизацию лесов. Действительно ли такое решение готовится?
Пока я об этом не слышал, но если это государственное предприятие, не исключено, что оно перейдет к нам. Мы приняли решение и с парламентом, и с Кабмином, что все государственное переходит во ФГИУ. Мы хотим стать единственной платформой и реестром всех государственных предприятий и активов. И вместе с ВРУ и Кабмином принимать по ним решения. К примеру, если эти активы приносят нам долгосрочную ценность, то мы их оставляем в государстве и превращаем в национальные, региональные или глобальные чемпионы. Если нет – приватизируем.
Как фонд работает с Нацбанком?
Вместе с Нацбанком и Минфином мы должны разработать критерии в отношении государственных или санкционных банков – какие можно ликвидировать, докапитализировать, какие продать. Сейчас мы разрабатываем дорожную карту.
На какой стадии создания Суверенного фонда? Какие предприятия могут в него войти?
Над законом о Суверенном фонде начнем работать в третьем квартале этого года. Вместе с Кабмином мы должны решить, какие активы туда войдут. Из 3600 государственных активов приблизительно 2600 нужно реорганизовать/ликвидировать, поскольку они существуют лишь на бумаге. Из 1000 оставшихся 700 находятся на оккупированных территориях. То есть у нас есть доступ только к 300 активам – из них 250 мы планируем приватизировать, а 50 оставить в государстве.
В 2022 году ФГИУ ставил своей целью заработать на малой приватизации 600 млн грн, в результате получилось более 2,5 млрд грн. Как вы можете объяснить успех малой приватизации? Какую сумму в бюджет планируете привлечь в 2023 году?
Когда мы начинали малую приватизацию, мы были уверены, что бизнес заинтересован инвестировать в Украину сейчас. ФГИУ дает возможности для бизнеса. К примеру, мы предлагаем готовые площадки с подведенными коммуникациями во всех регионах Украины, чтобы перевезти свое предприятие. Купить заброшенное предприятие и отремонтировать его проще и быстрее, чем строить с нуля что-то новое.
У фонда на этот год стоит задача – в бюджет-2023 привлечь 6 млрд грн, но при условии, что будет принят закон, открывающий большую приватизацию.
В какие объекты охотно инвестируют украинские предприниматели? Кто в числе лидеров малой приватизации? А с какими активами труднее работать?
Наибольшим спросом пользуются аграрные предприятия – комбинаты хлебопродуктов, элеваторы, спиртзаводы. Не могу сказать, что существуют активы, с которыми работать сложно.
Есть интересные кейсы. Например, есть несколько предприятий – когда-то их использовали в качестве площадок для хранения или утилизации продукции оборонных предприятий, а ныне – годами убыточные, неработающие предприятия. Мы выставляем такие предприятия на приватизацию. Оппоненты начинают извращать и говорить, что фонд продает «последнее оборонное предприятие страны», что является ложью.
Трудно восстановить доверие бизнеса, что процесс приватизации прозрачен, поскольку было недоверие к фонду, к госслужащим. Мы будем менять это.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.