На ключевых энергетических рынках (электроэнергия и газ) размер квазифискального дефицита, накопленного и текущего за 2021 год, превышает 220 млрд грн, или 20% от доходов бюджета 2021 года. «Квазифискальный» означает, что дефицит имеет связь с государственным бюджетом, но напрямую может из него не финансироваться. Что значит эта цифра и что можно предпринять
Из чего состоит эта сумма
Сумма накопленной задолженности по основным контрагентам по состоянию на весну 2021 года превысила 130 млрд грн:
· долги перед НАК «Нафтогаз» на 31.03.2021 – 91 млрд грн, из которых 61 млрд грн долги населения за газ и тепло;
· долги НЭК «Укрэнерго» перед Гарантированным Покупателем на 01.04.2021 – 19 млрд грн;
· долги НЭК «Укрэнерго» за поставленную электроэнергию на балансирующем рынке на 01.04.2021 – 13 млрд грн;
· задолженность более 10 млрд грн облгазов перед Оператором ГТС на апрель 2021 года.
Кроме того, стоимость государственного субсидирования цен на электроэнергию для населения и финансирования «зеленого» тарифа для возобновляемой энергетики на 2021 год в сумме оценивается в 90 млрд грн.
Таблица. Основные типы субсидирования в энергетике
* С 2015 по 2021 годы в разные периоды разница между регулируемой и рыночной ценой существенно отличалась и составляла от 10% до 100%.
Насколько серьезна проблема
В целом текущая проблематика для бюджета не нова. Ее можно назвать рисковой, но пока контролируемой. В этом году бюджет точно «справится» за счет внешних заимствований, благоприятных рынков для экспортеров и $2,7 млрд финансовой помощи МВФ в рамках борьбы с последствиями COVID-19, даже если придется помогать основным «донорам» субсидирования квазифискального – НАК «Нафтогаз» и НАК «Энергоатом».
Накопленный квазифискальный дефицит не обязательно и в полной мере влияет на государственный бюджет текущего года. Например, Закон 3508д предполагает списание долга и покрытие разницы в тарифах преимущественно за счет бюджетов будущих лет.
Что делать дальше
Очевидно, что для того, чтобы энергетический сектор не был постоянным источником фискальных «головоломок», который будет сдерживать экономический рост, правительству нужно решать проблему не только в перспективе 2021-2022 годов, но и внедрять системные изменения для уменьшения объемов постоянного субсидирования и предотвращения накопления новых долгов.
Европейский вектор, который выбрала Украина, предусматривает внедрение Третьего энергопакета ЕС и, соответственно, снижение государственного регулирования в энергетике, а также развитие системы адресных субсидий как главного инструмента обеспечения доступности энергии для населения.
Однако чтобы подготовить систему к переходу на рыночные отношения, необходимо уменьшить риски недобросовестной конкуренции, повысить прозрачность ценообразования и понимание потребителей о том, как работает рынок, о его правах и обязанностях. Например, в августе 2020 года были сняты ценовые ограничения по газу для населения, и через два-три месяца это привело к росту маржинальной наценки поставщиками на оптовую цену с 2,5% до 40%. В итоге правительство возобновило ценовое регулирование.
Если продолжать масштабное «ценовое» субсидирование, то будут и бюджетные риски, потому что долги в системе будут постоянно. Вероятнее всего, нужно будет периодически проводить комплексную реструктуризацию. Как показывает история, раз в пять-семь лет. Минимизировать риски возможно при условии высокоэффективного и прозрачного регулирования, своевременности оплаты и стабильности системообразующих игроков.
Стоит ли полностью открывать конкурентные энергетические рынки для населения без создания всех условий для их эффективного функционирования, это сложный вопрос (как «что было раньше: курица или яйцо») и тема отдельного исследования. В некоторых восточноевропейских странах-членах ЕС государственное регулирование цен на газ или электричество для населения пока еще существует, хотя, как правило, приняты конкретные планы и сроки по полному переходу на полностью рыночное ценообразование.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.