Совет бизнес-омбудсмена проанализировал работу налоговой за последние семь лет. Выводы для государственного органа неутешительны – большинство предпринимателей не доверяют налоговой, а доначисление в результате проверок приносит в бюджет около 1% от общих налоговых поступлений. Forbes рассказывает о ключевых выводах из исследования Совета бизнес-омбудсмена.
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Налоговые вопросы – самая популярная категория жалоб, поступающих в Совет бизнес-омбудсмена (СБО). Ежегодно это около 60% от общего количества обращений, говорится в отчете Совета, который есть в распоряжении Forbes.
«В последний год жалоб стало больше именно по налоговым проверкам, поэтому решили исследовать этот вопрос», – говорит бизнес-омбудсмен Роман Ващук. До этого лидером среди жалоб было блокирование налоговых накладных, с чем бизнес массово столкнулся в конце 2022-го.
Расследование о налоговых проверках команда СБУ готовила около полугода, говорит Ващук. Результат – бизнес и профессиональное сообщество воспринимают их как «фискально-карательный инструмент государства», говорится в исследовании.
Каково обоснование такой оценки? Насколько эффективно работает налоговая? Помогают ли проверки наполнить бюджет? И сколько дел бизнес выигрывает у налоговой в судах?
Forbes собрал ключевое из исследования СБО.
Проверки вне бюджета
Традиционно налоговые проверки воспринимаются как один из методов наполнения бюджета за счет вывода из «тени» уклоняющегося от налогообложения недобросовестного бизнеса. Данные, собранные СБУ, свидетельствуют о том, что ситуация противоположная. Ежегодно более 99% налоговых поступлений обеспечиваются за счет добровольной уплаты налогов, только 1% – от доначислений налоговой, говорится в отчете.
За последние семь лет налоговая доначислила предпринимателям штрафов на 346,2 млрд грн, после судебных разбирательств в бюджет попало лишь около 7%, или 24,7 млрд грн.
Вопрос не только в действиях налоговой, но и в чрезмерной фискализации процесса со стороны государства. «Мина» закладывается еще на уровне законодательства или его трактовки государственными органами, говорится в исследовании.
Яркий пример – применение штрафов за формальные нарушения, не приводящие к потерям бюджета. СБУ приводит пример, когда разногласия в одной букве адреса склада подакцизных товаров налоговики трактовали как отсутствие регистрации такого склада вообще. Результат – предприятие получило штраф 1 млн грн.
Это влияет и на уровень доверия бизнеса к налоговой. Так, только 18,9% опрошенных доверяют центральному аппарату Государственной налоговой службы (ГНС) и 13,3% – региональным налоговым органам.
Для улучшения ситуации в СБУ предлагают ввести консультации, в ходе которых налоговики могут сообщить о наличии фактических ошибок или необходимости корректировки данных. А на уровне государственной политики – главной целью проверок должно стать обеспечение комплаенса, а не наложение штрафа.
Есть проверка – есть доначисление
Доначисления и штрафы уже почти стали синонимами налоговых проверок. 35,6% опрошенных СБУ утверждают, что за последние семь лет сталкивались с ситуациями, когда налоговый инспектор, не обнаружив нарушений во время проверки, просил самостоятельно на них указать, чтобы произвести доначисление.
Правило в отношении штрафов и доначислений подтверждает и официальная статистика. В среднем в течение 2017–2021 годов в 74% случаев проверки (за исключением камеральных) завершались составлением актов о нарушениях, а в 2022–2023 годах этот показатель вырос до 85%, говорится в отчете СБУ со ссылкой на данные ГНС.
Являются ли такие действия налоговой обоснованными? За последние семь лет СБУ получил 1430 жалоб на результаты налоговых проверок. В более чем 80% (1152) СБУ признала отсутствие нарушений со стороны бизнеса. Налоговая согласилась отменить доначисление лишь в чуть более 35% (408 дел).
Статистика в судах также в пользу бизнеса, которому удается обжаловать 85% налоговых решений.
Улучшение ситуации в СБУ видят в учете судебной практики, а также отмечают необходимость установить четкие KPI для работы налоговой, которые не будут ориентироваться исключительно на наполнение бюджета.
Другое предложение – разработка вместе с Минфином «Декларации принципов справедливого и здравомыслящего правоприменения». Движущей силой налоговиков осуществлять доначисление часто является страх принять решение в пользу бизнеса, поскольку существует мнение, что это может быть расценено как ущерб для государства или содержать коррупционную составляющую, говорится в исследовании СБУ.
Платит потребитель
Бизнес воспринимает налоговые проверки как дополнительную административную и финансовую нагрузку, говорится в отчете.
Более трети предпринимателей закладывают расходы по сопровождению проверок в бюджет своих компаний. Из них более половины закладывают эти расходы в цену продукта.
Доначисление – не единственная проблема, с которой сталкиваются предприниматели после проведения проверки. Еще одно из последствий – отказ в возмещении НДС. В результате судебных разбирательств суммы бюджетного возмещения могут «зависнуть» в бюджете на годы.
Однако в то время как государство сможет компенсировать себе изменение стоимости денег во времени за счет пени, зеркальная норма для плательщиков остановлена на период действия форс-мажорных обстоятельств.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.