Глава аналитического центра KSE Institute при Киевской школе экономики Наталья Шаповал – гостя еженедельного YouTube проекта Business Breakfast от Forbes. Одно из направлений работы Шаповал – разработка международных санкций против России. Когда Украина может получить хотя бы часть замороженных активов РФ? Какие санкции работают наиболее эффективно и как россиянам удается их обходить? Где нужно усиливать санкционное давление? Об этом она рассказала в эфире Forbes
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Прямая речь Натальи Шаповал сокращена и отредактирована для ясности.
Сколько российских активов заморожено в мире
Известна и подтверждена цифра, которой мы можем оперировать сейчас – €200 млрд в Евросоюзе в системе Euroclear. Также есть активы Центрального банка РФ в США, Японии, Канаде и Великобритании, но их объемы пока не публичны.
Сумма в $300 млрд, которую чаще всего можно услышать в контексте российских активов – это показатель из последнего отчета ЦБ РФ, опубликованного в феврале 2022 года. Это средства, находящиеся в странах западной коалиции.
Активы в Euroclear генерируют проценты (в 2023-м доходы компании из этих активов составили €4,4 млрд., – Forbes ). С них уплачиваются налоги. Механизм, о котором сейчас говорят – чтобы отправлять часть этих налогов в Украину. Пока не ясно, о каком именно налоге идет речь и за какой период он будет действовать. Я слышала оценку возможных объемов в дополнительных €1–3 млрд.
Украина заинтересована в том, чтобы это были дополнительные средства. Но в ЕС рассматривали разные варианты. Например, в проекте механизма Ukraine Facility, который был опубликован летом, предполагалось, что этот ресурс будет частью пакета помощи на €50 млрд (механизм, принятый 1 февраля, не предусматривает этого, утверждали после голосования топ-руководители Министерства экономики Юлия Свириденко и Алексей Соболев, – Forbes).
Три причины, почему Украина до сих пор не получила денег, и когда это может произойти
Первая причина – юридическая. Суверенные активы, они потому и называются суверенными, что их нельзя просто так конфисковать. Есть юридическая литература, говорящая, что можно. Поэтому вопрос, как это обосновать и каким должен быть этот юридический механизм, чтобы одновременно был и сигнал всему миру, что к таким мерам можно прибегать, но очень редко, в случае, если определенная страна себя плохо ведет.
Вторая – страны G7 и ЕС, где находятся эти активы, переживают за то, что другие страны, например Китай, будут блокировать другие решения или выведут свои активы из системы Большой семерки.
Третье – есть оговорки относительно непонятности, на какие именно цели пойдут эти деньги: на компенсации гражданам, на восстановление или напрямую в бюджет Украины. Есть такой тезис, что до конца не ясно, как именно эти средства могут помочь Украине выиграть войну.
Остальные вопросы – это уже плоскость политических конструкций и как это реально внедрить. Это тоже порождает ряд вопросов. Во-первых, будут ли вводить страны синхронные мероприятия, например, в рамках Большой семерки, или речь пойдет об индивидуальном законодательстве. То, что мы говорим о Euroclear – это индивидуальная история, которая, возможно, не будет работать для других активов, которые, скажем, могут существовать в других формах (например, золотые слитки или облигации других государств).
Мой прогноз – какая-то часть этих денег в ближайшие два–три года все же дойдет до Украины. Почему? Страны проявляют все меньшее желание финансировать потребности Украины из своих бюджетов. Потому им будет интереснее финансировать это из российских средств. На мой взгляд, тот факт, что извлекать деньги из бюджетов становится труднее, чем из российских активов – это фундаментальная сила.
Поэтому я ожидаю, что сейчас будет период больше политических заявлений, которые будут сигнализировать об определенных базовых условиях: страны собираются действовать вместе или отдельно, на какие аргументы будут опираться.
Что нужно сделать и как вычислить ущерб, нанесенный Украине
Первое – адвокация. Второе – оценка ущерба. С достаточно большой вероятностью компенсации с активов центробанка и других активов России так или иначе будут привязаны к компенсациям. Поэтому нужно хорошо понимать, что именно компенсировать. Это большая работа, которую ведет министерство юстиции Украины. Речь идет о создании реестра международных убытков в Гааге (международная организация, созданная в 2023-м в Нидерландах по межправительственной договоренности с Украиной, – Forbes ). Это подтверждает, что соответствующие деньги действительно нужны.
О каких объемах идет речь? Расчеты начинаются от инфраструктурного ущерба – сколько конкретно повреждено объектов инфраструктуры, дорог, школ, домов. Это $155 млрд. Вторая цифра – потери бизнеса (свыше $250 млрд). Они считаются как утраты оборотного капитала и остальные денежные утраты. Третья цифра – потребность в обновлениях. Совокупно это более $400 млрд, согласно оценке Всемирного банка.
Если мы будем говорить о реестре ущерба, с большой вероятностью первая категория компенсаций будет вообще другой. Это то, что ни мы, ни Всемирный банк не считаем. Так было после войны между Ираком и Кувейтом. Это была компенсация за нарушение прав человека. К примеру, мигрантам. Мы знаем, что существует более 100 000 случаев, зарегистрированных как нарушение прав человека и/или war crimes со стороны РФ. Но подобных потерь гораздо больше.
Когда международный реестр ущерба появится, будут созданы специальные комиссии, которые будут определять, каким категориям пострадавших будут компенсировать потери и каким образом.
О 12 пакетах санкций против РФ и их влиянии на экономику врага
Замороженные активы Центрального банка – самая действенная санкция против РФ. В противном случае, плюс 300 млрд Россия могла бы тратить на импортное оружие. Второе – нефтяные санкции. Не довольна, как они работают, но за прошлый год это более 110 млрд потерь РФ.
Третье – газ. Это не санкция Запада, Россия сама отрезала экспорт газа в Европу. Утраты – около 55 млрд.
Тысячи индивидуальных санкций против российских олигархов и финансовых групп тоже важны. Если бы не они, российский режим имел доступ к «карманным деньгам», которые легко тратить, особенно за рубежом.
Влияние санкций на консолидацию бизнес-элиты РФ
Такой контраргумент существует. Иногда его развивают в тезис – «нужно российских олигархов на свою сторону привлекать».
Цели санкционной коалиции и группы Ермака-Макфола были очень просты – физически уменьшить доступ российской бизнес-элиты к деньгам, в том числе долларам и евро. Этого добиться позволяют именно индивидуальные санкции.
Что касается консолидации бизнес-элит РФ на этом фоне – есть специалисты, которые могут больше прокомментировать, влияет ли это на что-то. Первые полгода войны показали, что не стоит ждать изменения ситуации под влиянием внутренних процессов в России. Только оружие, победа на поле боя и экономические санкции.
Контратаки на санкционную политику
В мире есть жалобы на санкции, действующие с предыдущих времен: по Ирану, Корее. Когда они не работали и сильно помешали населению этих стран. Страны Африки также очень переживают, чтобы не было санкций на пищевые продукты или что-то, что повлияет на цены, на удобрения. С этими нарративами тоже нужно бороться.
Есть 40 стран санкционной коалиции. Они пытаются делать санкции как можно более «умными»: таргетированными и с конкретными целями, чтобы не было причины контратаковать санкции.
Обход Россией санкций на примере импорта чипов
Дефект санкций – в развитости торговли и финансовых сетей. Мир построен не под войны, а под мир. Все сделано, чтобы быстро производить финансовые транзакции. К тому же санкции обходят столько лет, сколько их налагают. К примеру, Иран, даже находясь под более жесткими санкциями, чем сейчас Россия, смог наладить производство «шахедов», экспортировал нефть.
Но влияние санкций на экономику подсанкционных стран больше, чем эффект их обхода.
Мы анализировали не только импорт РФ чипов для производства оружия, но и все товары критического значения для военно-оборонного комплекса врага. За 10 месяцев 2023 года Россия импортировала таких товаров на 8 млрд. Их производят по западным технологиям в третьих странах известные американские компании AMD, Texas Instruments, Intel. Их заводы расположены, например, в Китае.
Эти производства не контролируют собственных покупателей. Не проводят достаточно комплаенс-проверок, недостаточно отчитываются в центральный офис, недостаточно гармонизировали понятие, что можно экспортировать, а что нет. Это тоже создало какие-то проблемы.
Но за прошлый год Россия импортировала на 30% меньше этих товаров. Спад происходит. Важно, что Россия все равно зависит от западных технологий.
Если бы РФ не требовались технологии США или Европы, это была бы проблема. Это означало бы, что никаких санкций не может быть, что нет никакого рычага воздействия.
По нефти иная проблема. Ведь на рынке нефти очень непрозрачное ценообразование. Легко манипулировать тем, по какой цене перевозить нефть.
Ценовой потолок на нефть очень хитро и разумно сформулирован. Она определяет десятки всех игроков рынка, что они должны делать. Но рынок очень непрозрачен. Россия выращивает теневой флот, нарушает нормы United Nations и использует корабли, которые могут пролить нефть в Балтийском или Черном море. Россия нарушает неработающие законы, и с этим трудно что-то сделать.
Санкция, которая могла бы максимально повредить РФ
Во-первых, запретить заходить в моря и проливы судам, которые стары и без достаточной страховки. Это выбило бы теневой флот в России, который в основном состоит из таких судов, и уменьшило бы риски серьезных экологических катастроф.
Во-вторых, нужно понижать ценовой потолок по нефти и нефтепродуктам. Есть шутка среди экономистов – экономику России можно предвидеть одной переменной: ВВП России на 75% коррелирует с ценой на нефть. Это бензоколонка, которой управляют гангстеры. Если низкий ценовой потолок работает, в России начнутся симптомы финансового кризиса и она не сможет финансировать свой бюджет без значительного девальвирования рубля и делать другие неполезные для экономики вещи.
Прогноз по экономике РФ в 2024 году
В следующем году падение может быть максимум от 3 до 6%, если действительно начнут действовать нефтяные санкции и если мы закроем для них технологии военного производства.
В военное производство РФ вкладывает по 100 млрд в год. Столько же планируется и на 2024-й. Это очень провоцирует их экономику. Так нельзя делать, например, пять лет, потому что будет очень низкий внутренний потребительский спрос и экономика все равно будет заваливаться. Но так можно поступать несколько лет.
Стимулирование военно-промышленного комплекса может показывать в ВВП очень хорошие результаты. Но создает долгосрочные истории дисбаланса, которые потом могут выстрелить.
Каким должен быть 13-й пакет санкций против РФ
Сейчас ЕС разрабатывает 13-й пакет санкций. Другие страны, такие как США или Великобритания, санкции пакетами не считают. Но эти страны без объявления пакета начали предпринимать достаточно уникальные и важные санкции. В частности, такие институты, как OFAC, американский орган, наказывающий за нарушение санкций, и OFSI – схожий орган Великобритании.
Они начали замораживать счета компаний, управляющих суднами, нарушающими ценовой потолок по нефти. Это огромное событие, которое повлияет на весь рынок нефти.
В ЕС и странах G7 также обсуждаются следующие действия по российским активам и их конфискации, еще не санкционированы товары и услуги.
Мы не очень обращаем внимание на услуги, но у Великобритании есть большой рычаг влияния на Россию как раз путем услуг. Это и юридические, по управлению состоянием, страхованию судов, биржам, на которых торгуются металлы. Ожидаю, что по таким услугам будет движение.
Ожидаются атомные санкции против РФ, но не уверена, что они будут пакетами; санкции на IТ-сервисы, важные для нефтегазового и других секторов экономики РФ.
Возможно, будет движение по санкциям на пропагандистов. Сейчас идет процесс обсуждений. На российскую машину, которая финансируется, пропагандирует и дегуманизирует людей в Украине, должно быть более системное наложение санкций.
О лучшем влиянии санкций США, чем ЕС, на экономику РФ
Для успеха санкций нужно иметь рычаг: что будет, если тебя накажут за нарушение или в чем заключается финальная санкция. У властей США из-за того, что они отвечают за долларовую систему, есть инструменты влияния на корреспондентские долларовые банки. К примеру, американская OFAC может заморозить долларовые счета в третьей стране.
Другая разница – в экспортном контроле. В США эта практика достаточно развита. Когда США запрещают экспорт американских товаров двойного назначения, это относится не только к их юридическим или физическим лицам. Они могут запретить это делать компаниям в третьих странах, у которых есть какая-либо связь с Америкой. У большинства стран такой возможности нет.
Согласна, что эффективность санкций США более действенна, хотя они дольше их налагают. Но возвращаясь к рычагам влияния. У США есть доллар, но, например, у Европы была торговля. Сейчас она остается, к сожалению, но надо иметь какую-то связь с Россией, чтобы ее обрезать и России было больно. Если этой связи нет, не о чем говорить.
Компании, наиболее зависимые и связанные с Россией, – под санкциями. Пример с Германией. Мы сначала ссорились из-за Северного потока-2 и о значительных закупках российского газа. Но в результате, когда Германия прекратила у России покупать газ, то цифра была самая большая по сравнению с меньшими странами, которые не были зависимы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.