Менее чем через три месяца будет вторая годовщина полномасштабного вторжения России в Украину, а союзники Киева до сих пор не могут установить адекватный контроль за поставкой стране-агрессору товаров двойного назначения. Financial Times проанализировала таможенные декларации Турции, России и подозреваемых в посредничестве с Москвой стран и увидела, что подконтрольные товары далеко таковыми не являются. Forbes пересказывает главное из материала.
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
FT пишет, что турецкий экспорт 45 гражданских товаров, используемых российской военной машиной для восстановления своего вооруженного арсенала, изрядно вырос в текущем году. Это прямо подрывает усилия США и союзников предотвратить попытки Москвы обеспечить себя дополнительными средствами для обстрела мирных украинских городов, что, в свою очередь, способствует напряжению между Анкарой и ее партнерами по НАТО.
По этому поводу Турцию на этой неделе уже второй раз за текущий год посетит заместитель министра финансов США по вопросам терроризма и финансовой разведки Брайан Нельсон. Похоже, что это признак того, что для Вашингтона важно положить конец этой торговле. Очевидно, что проблема товаров двойного назначения далека от решения, потому что они продолжают попадать напрямую в Россию.
За первые девять месяцев 2023 года Турция экспортировала 45 категорий товаров «высокой приоритетности» в Россию и подозреваемые в посредничестве с Москвой постсоветские страны на $158 млн. Это втрое больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Согласно анализу FT таможенной базы данных Trade Data Monitor, в среднем этот импорт за период 2015–2021 годов составил $28 млн.
Все эти 45 категорий товаров, среди которых микрочипы, коммуникационное оборудование и запчасти, например оптические прицелы, находятся под экспортным контролем США, Евросоюза, Японии и Великобритании. Эти меры направлены против попадания этих товаров в Россию, но их часто обходят с помощью сети посредников, позволяющей скрыть окончательное место назначения груза.
Турецкий импорт товаров высокой приоритетности из стран Большой семерки в этом году вырос более чем на 60% по сравнению с показателями аналогичных периодов с 2015-го по 2021-й, до почти $500 млн. Эксперты говорят, что торговля процветает из-за пробелов между американскими экспортными правилами и их соблюдением в ЕС.
Турция, а также ОАЭ часто выступают промежуточным местом назначения для российских компаний, обходящих правила с помощью транспортных маршрутов с рядом остановок. Особенно часто этот способ используется для европейских товаров.
Официальные документы Турции демонстрируют увеличение экспортных деклараций на высокоприоритетные товары в Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, но статистические органы этих стран не зафиксировали такой же подъем в своем импорте.
Аналитики говорят, что такое несоответствие указывает на то, что эти товары уходят в Россию. Так, таможенные документы Казахстана свидетельствуют, что за год до сентября у него было импорта двойного назначения из Турции на $6,1 млн. Но в турецких документах отмечается, что за этот же период в Казахстан этих товаров направлено на сумму $66 млн.
Согласно оценкам боевых действий Евросоюзом и США, Россия использует товары высокой приоритетности в крылатых ракетах, дронах и вертолетах.
FT напоминает, что Турция сохраняет прочные дипломатические и торговые связи с Россией, но также обещала не помогать Москве обходить торговые ограничения Запада.
МИД Турции утверждает, что страна не соблюдает западные санкции, однако «строго следит за попытками обойти санкции через Турцию и предотвращает такие действия». Там же отметили, что крупные финансовые и промышленные компании «тщательно придерживаются» мер во избежание такого типа торговли, но бизнесы «неосведомленные либо безразличные к санкциям» неизбежно пытаются обходить ограничительные меры.
В этом месяце под санкции уже попал стамбульский поставщик электроники Azint Elektronik за продажу подконтрольных товаров в Россию на сумму $300 000. Компания отрицает свою вину.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.