Категория
Война
Дата

Высокоточное оборудование из Тайваня для России составляет более $20 млн. Как близкий союзник США поставляет российской I Machine Technology товары двойного назначения, несмотря на санкции. Расследование WP

5 хв читання

Санкції /Shutterstock/Коллаж Александра Карасева

I Machine Technology, российская компания импорта специализированного оборудования, завезла в Россию из Тайваня инструменты с системами числового программного управления (ЧПУ-оборудования) на сумму свыше $20 млн. Фото Shutterstock/Коллаж Александра Карасева

США наложили санкции на экспорт товаров двойного назначения в Россию, которые страна-агрессорка могла бы использовать в оборонной промышленности. Через своих союзников и якобы нейтральные страны, как например Китай и Турцию, Москве удается закупать такие товары. Но теперь к этой поставке присоединился и союзник США – Тайвань. В распоряжении The Washington Post появились документы, подтверждающие активную торговлю высокоточным оборудованием между связанными тайваньскими и российскими фирмами. Forbes пересказывает главное из материала.

С января 2023-го российская компания импорта специализированного оборудования I Machine Technology завезла в Россию из Тайваня инструментов с системами числового программного управления (ЧПУ-оборудования) более чем на $20 млн. The Washington Post удалось об этом узнать из записей о торговых операциях и анализа российских налоговых накладных. WP получил все подтверждающие документы от неприбыльной вашингтонской организации Center for Advance Defense Studies (C4ADS).

За первые семь месяцев 2023 года I Machine Technology импортировала ЧПУ-оборудование почти исключительно произведенное в Тайване, а продавало его преимущественно российской оборонной промышленности, согласно документам. Проблема в том, что такое оборудование незаменимо во многих индустриях, включая производство оружия.

Оборудование попало в Россию 63 партиями. Первые грузы на $4,47 млн пришли напрямую в российскую компанию от фирмы в созвучным названием I Machine Tools. Директор по продажам I Machine Tools Ю Мин Е ранее был указан совладельцем московской I Machine Technology, а также часто посещает Россию и проводит время в компании гендиректора российской компании Алексея Бредихина.

К концу мая 2023 года прямые поставки ЧПУ-оборудования в Россию прекратились. Остальные товары на $17,8 млн шли обходными путями. Компания Бредихина получила грузы из Турции и Китая, а документы показывают, что оборудование у них было произведено несколькими другими тайваньскими компаниями.

В комментарии для WP Бредихин отрицал импорт подсанкционных товаров после введения ограничений в январе 2023 года, но подтвердил длительное сотрудничество с тайваньскими компаниями до этого. Он сказал, что после января завозил только детали, и это не противоречит санкциям. Когда ему показали полученные изданием документы, в которых указано, что в грузах были не только детали, Бредихин ничего не ответил.

После разговора The Washington Post с Бредихиным с Instagram-страницы российской компании I Machine Technology исчезли видео и фото с Ю Мин Е, тайваньскими директорами компаний и визитами Бредихина в Тайвань.

Ю сказал WP то же самое, что и его российский коллега, а после предоставления доказательств в виде документов заметил, что те могут быть ненастоящими, а его компания не является поставщиком китайских и турецких юрлиц, присылавших груз I Machine Technology. Также он добавил, что не знал о связях I Machine Technology с российской армией.

Ответ тайваньского правительства и мнение экспертов

«Правительство Тайваня действительно испытывает мощную мотивацию соблюдать ограничения на экспорт в Россию, которые ввели США, – сказал Джон Дотсон, заместитель директора Global Taiwan Institute. – Они хотят продемонстрировать свою общую со США позицию, чтобы способствовать углублению собственных отношений безопасности с Вашингтоном».

Обстрел Харькова

Обстрелы Харькова в январе Россия производила оружием, и далее содержащим компоненты западных компаний.

Международная торговая администрация Тайваня при министерстве экономики отказалась комментировать предоставленные ей The Washington Post документы, доказывающие нарушение тайваньской компанией I Machine Tools санкций. В правительстве сообщили, что они планируют запретить тайваньским компаниям продавать свои товары I Machine Technology.

По просьбе WP, исследователи Международного института науки и международной безопасности изучили полученные изданием документы. В своем отчете они написали, что некоторое ЧПУ-оборудование, указанное в документах, подпадает под экспортные ограничения, и «тайваньскому правительству стоило лучше следить за тем, чтобы его экспорт не помогал России вести войну».

Исследователи считают, что сходство названий двух компаний, еще и открыто сотрудничающих, дает повод говорить о более глубокой, чем кажется, связи между ними. По сути, у тайваньской I Machine Tools есть отделение «российских продаж», открывающее доступ к большому количеству компаний российского ВПК.

Что такое высокоточное оборудование

ЧПУ-оборудование – это многотонная машина для массового производства товаров, изготовление которых требует чрезвычайной точности. Такие машины выполняют подробные компьютеризированные команды по обработке металла или других материалов с помощью сверл, станков, фрез и других инструментов.

Долгие годы Россия импортировала такое оборудование. Около 70% ЧПУ-машин за последние годы она ввезла из-за границы, согласно данным Совета экономической безопасности Украины (СЭБУ). После введения Западом санкций против РФ, Москва начала покупать для своей оборонной промышленности ЧПУ-оборудование у азиатских поставщиков, среди которых был и Тайвань.

С января по июль 2023 года I Machine Technology получила более $80 млн за неназванные товары и услуги, которые она предоставила более 40 производителям оружия и российским военным подрядчикам. Несколько из них – под санкциями США. Об этом свидетельствуют российские налоговые декларации, которыми СЭБУ поделился с WP.

Крупнейшим клиентом I Machine Technology в 2023 году был российский завод «Авангард», являющийся главным поставщиком системы ПВО С-400 для армии России. В комментарии WP гендиректор I Machine Technology Бредихин признал, что в прошлом году получил миллионы долларов от российской оборонной индустрии, но подробности не сообщил. Сказал лишь, что к его «большому сожалению, он больше ничего ей не поставляет».

Возникают большие сомнения в словах Ю Мин Е о том, что он не знал о сотрудничестве его российского партнера с оборонкой России, ведь в уже удаленных постах Бредихин называл свою фирму «российским отделением» I Machine Tools.

Кроме того, право собственности на логотипы обеих компаний принадлежат тайваньской фирме ROST Group россиянина Александра Браславского. Артем Браславский, менеджер компании, подтвердил WP, что I Machine Tools и I Machine Technology – «одна и та же компания».

Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф». /Getty Images

Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф», производимый российским заводом «Авангард». Фото Getty Images

Впрочем, Ю Мин Е почему-то заявляет, что незнаком с компанией Браславского. Это несмотря на то, что российские корпоративные записи за 2011 год показывают, что Ю является основателем I Machine Technology, которому принадлежала треть компании.

I Machine Tools и I Machine Technology сотрудничают с 2012 года, когда начались регулярные визиты Ю Мин Е в Россию. В 2013-м и 2014-м компания получила два контракта более чем на $100 000 каждый на поставки ЧПУ-оборудования ФСБ России, что подтверждают документы, которые предоставлены организацией Dossier Center, спонсируемой Михаилом Ходорковским. Российская компания ужасно гордилась своим сотрудничеством с другими военными подрядчиками России, о чем свидетельствуют посты тех времен.

Российские дроны

В ноябре 2022 года Бредихин пригласил менеджера проекта завода дронов, который тогда строили в Татарстане, приехать на Тайвань, чтобы осмотреть производство ЧПУ-оборудования. Тот менеджер занимался производством двигателей для БпЛА, согласно документам о секретном сотрудничестве России и Ирана, попавшим в WP. Российские инженеры надеялись, что оборудование от I Machine Technology поможет производить сложные части двигателей.

Документы, фигурирующие в расследовании WP, не содержат подтверждения визита участников программы дронов на Тайвань или закупки тайваньского оборудования. Удаленные посты в instagram и Facebook указывают на то, что Бредихин и Ю Мин Е были на тайваньских заводах, чье оборудование они затем закупили для России.

Бредихин сказал, что его компания «предлагала китайское оборудование для производства дронов», но подробности ему неизвестны, и сейчас он активно не сотрудничает с заводом дронов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине