Почему украинский агропромышленный комплекс более конкурентен, чем европейский? Как подготовиться к вступлению в ЕС? Почему стоит присмотреться к рынкам Бразилии, Таиланда и Китая? Главное из выступления министра аграрной политики и продовольствия Николая Сольского на Forbes AgriFood
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
О перспективах агропереработки в Украине
В Украине перерабатывается около 20% агропродукции. Какие нужны условия, чтобы этот показатель увеличился? Главное условие – не мешать. Я уверен, что этот показатель будет расти. Будет ли 100%? Я в это не верю, потому что нигде в мире такого нет. Очень хороший показатель 30–40%. Мы будем считать это успехом.
Чем может помочь государство, чтобы достичь этого уровня? Открывать внешние рынки украинской продукции. Открытые рынки очень важны, потому что аграрка в мире протекционистская – страны защищают прежде всего своих производителей.
Как пример: правительство успело использовать окно возможностей в начале российского вторжения, когда с ЕС можно было договариваться о чем-либо. В мае 2022-го мы быстро договорились об открытии европейского рынка. Это огромный премиальный рынок.
Об адаптации к правилам ЕС
40% документов, связанных со вступлением в ЕС, затрагивают аграрку и пищевые продукты. Украинскому бизнесу уже сейчас нужно это понимать. Мы должны следовать этим правилам. Это потребует инвестиций.
Никаких отсрочек или снисхождения для Украины ЕС делать не будет. Возможны только краткосрочные переходные периоды.
Да, в ЕС агро дотируют. Это для них как плюс, так и огромный минус. Почему украинские аграрные компании сейчас на равных конкурируют с европейскими? Потому что украинское агро развивалось без дотаций. А в Европе не так. Там сажают морковь, потому что есть дотация, а не спрос.
Наибольший вызов – что украинские аграрии из предпринимателей превратятся в реципиентов дотаций ЕС. В Европе всего две страны зарабатывают на агро: Нидерланды и Италия.
О торговле с Китаем и перспективных рынках
У нас второй год нормальный диалог с Китаем. В ближайшие месяцы ожидаем, что они откроют свой рынок для нескольких новых украинских агропродуктов. Китай – большой и увлекательный игрок для украинской агропереработки. Яркий пример: в мире последние 15 лет падало потребление молока. Но китайцы благодаря McDonaldʼs и KFC распробовали мороженое, и это сейчас стимулирует рост потребления молока в мире. И я уже знаю несколько крупных инвестиций в Украине в молочные фермы с прицелом на экспорт в Китай.
Помимо рынка Китая растут рынки Бразилии, Таиланда, США. Если мы их откроем, то в Украине может появиться еще пять таких компаний, как МХП.
В чем преимущество украинских компаний? Гораздо меньше бюрократии. В Польше, чтобы открыть компанию, которая будет производить курятину, нужно девять лет. В Украине – до двух лет. Мы продолжим всё максимально упрощать, даже если это будет порождать какие-либо проблемы. Это будет сейчас стимулировать развитие агро.
О нехватке кадров
Как ее решать? Я не знаю. Очевидно, что это будет очень острая проблема.
О блокаде границы со стороны Польши
Митинги, дискуссии – это нормальный формат в ЕС. С нами будет так всегда. Это нужно принять. Бизнес в Европе очень активный и лоббистский. Украинский бизнес должен понять, что защищать себя от пиар-атак конкурентов из ЕС – это будет постоянная часть маркетингового бюджета. Обязательно нужно быть членом европейских ассоциаций, ведь от их решений многое зависит в ЕС. Этому не нужно противиться, теперь мы часть Европы.
Окрема подяка партнерам, які допомогли в організації події:
- Генеральний партнер: МХП
- Офіційні партнери: Райффайзен Банк, Carlsberg Ukraine
- Партнери експо-зон: Агросем, ShustoFF
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.