Міністр агрополітики Микола Сольський /Антон Забельский для Forbes Ukraine
Категория
Деньги
Дата

Никаких отсрочек или поблажек от ЕС для Украины не будет. Министр агрополитики Сольский о перспективах агропереработки, нормальном диалоге с Китаем и бизнесе по-европейски

Министр агрополитики Николай Сольский. Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Почему украинский агропромышленный комплекс более конкурентен, чем европейский? Как подготовиться к вступлению в ЕС? Почему стоит присмотреться к рынкам Бразилии, Таиланда и Китая? Главное из выступления министра аграрной политики и продовольствия Николая Сольского на Forbes AgriFood

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

О перспективах агропереработки в Украине

В Украине перерабатывается около 20% агропродукции. Какие нужны условия, чтобы этот показатель увеличился? Главное условие – не мешать. Я уверен, что этот показатель будет расти. Будет ли 100%? Я в это не верю, потому что нигде в мире такого нет. Очень хороший показатель 30–40%. Мы будем считать это успехом.

Чем может помочь государство, чтобы достичь этого уровня? Открывать внешние рынки украинской продукции. Открытые рынки очень важны, потому что аграрка в мире протекционистская – страны защищают прежде всего своих производителей.

Как пример: правительство успело использовать окно возможностей в начале российского вторжения, когда с ЕС можно было договариваться о чем-либо. В мае 2022-го мы быстро договорились об открытии европейского рынка. Это огромный премиальный рынок.

Поблажок від ЄС для України не буде: міністр Сольський про шлях українського агро | Forbes AgriFood

Об адаптации к правилам ЕС

40% документов, связанных со вступлением в ЕС, затрагивают аграрку и пищевые продукты. Украинскому бизнесу уже сейчас нужно это понимать. Мы должны следовать этим правилам. Это потребует инвестиций.

Никаких отсрочек или снисхождения для Украины ЕС делать не будет. Возможны только краткосрочные переходные периоды.

Да, в ЕС агро дотируют. Это для них как плюс, так и огромный минус. Почему украинские аграрные компании сейчас на равных конкурируют с европейскими? Потому что украинское агро развивалось без дотаций. А в Европе не так. Там сажают морковь, потому что есть дотация, а не спрос.

Наибольший вызов – что украинские аграрии из предпринимателей превратятся в реципиентов дотаций ЕС. В Европе всего две страны зарабатывают на агро: Нидерланды и Италия.

О торговле с Китаем и перспективных рынках

У нас второй год нормальный диалог с Китаем. В ближайшие месяцы ожидаем, что они откроют свой рынок для нескольких новых украинских агропродуктов. Китай – большой и увлекательный игрок для украинской агропереработки. Яркий пример: в мире последние 15 лет падало потребление молока. Но китайцы благодаря McDonaldʼs и KFC распробовали мороженое, и это сейчас стимулирует рост потребления молока в мире. И я уже знаю несколько крупных инвестиций в Украине в молочные фермы с прицелом на экспорт в Китай.

Любовь Петрушко, программный редактор Forbes Ukraine, и Николай Сольский, министр агрополитики. /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Любовь Петрушко, программный редактор Forbes Ukraine, и Николай Сольский, министр агрополитики. Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Помимо рынка Китая растут рынки Бразилии, Таиланда, США. Если мы их откроем, то в Украине может появиться еще пять таких компаний, как МХП.

В чем преимущество украинских компаний? Гораздо меньше бюрократии. В Польше, чтобы открыть компанию, которая будет производить курятину, нужно девять лет. В Украине – до двух лет. Мы продолжим всё максимально упрощать, даже если это будет порождать какие-либо проблемы. Это будет сейчас стимулировать развитие агро.

О нехватке кадров

Как ее решать? Я не знаю. Очевидно, что это будет очень острая проблема.

О блокаде границы со стороны Польши

Митинги, дискуссии – это нормальный формат в ЕС. С нами будет так всегда. Это нужно принять. Бизнес в Европе очень активный и лоббистский. Украинский бизнес должен понять, что защищать себя от пиар-атак конкурентов из ЕС – это будет постоянная часть маркетингового бюджета. Обязательно нужно быть членом европейских ассоциаций, ведь от их решений многое зависит в ЕС. Этому не нужно противиться, теперь мы часть Европы.

Окрема подяка партнерам, які допомогли в організації події:

  • Генеральний партнер: МХП
  • Офіційні партнери: Райффайзен Банк, Carlsberg Ukraine
  • Партнери експо-зон: Агросем, ShustoFF
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине