Оксана Жолнович. /Артем Галкин
Категория
Деньги
Дата

«Человек получал помощь от государства и при этом купил Mercedes-Benz за 9,5 млн грн». Интервью главы Минсоцполитики, которое руководит вторым по размеру бюджетом после обороны (и учится экономить)

Министр социальной политики Оксана Жолнович. Фото Артем Галкин

Как государство научилось экономить 400 млн грн в месяц на выплатах переселенцам за границу? Есть ли деньги на индексацию пенсий? Состоится ли пенсионная реформа в 2025-м? Интервью министра соцполитики Оксаны Жолнович и новые социальные услуги для ветеранов

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Бюджет Министерства социальной политики является одним из самых больших. В этом году только на пенсии и социальные выплаты заложено более 800 млрд грн. Больше государство тратит только на сектор безопасности и обороны.

Но выплаты не всегда получают нуждающиеся в них граждане. Проверки Минсоца выявили более 140 000 человек, которые получили выплаты как внутренне перемещенные граждане (ВПЛ), но находились за границей, имели высокий доход или средства на дорогую недвижимость и авто.

Еще одна проблема – выплата во многих случаях не решает проблему человека, отмечает министр социальной политики Оксана Жолнович. В министерстве хотят расширить список социальных услуг, которые будут помогать людям выходить из сложных жизненных ситуаций.

Как выработать новый подход, когда начнется индексация пенсий и переход на накопительную систему, какие льготы целесообразно оставить госслужащим?

Интервью сокращено и отредактировано для понятности.

Сколько государство платит ВПЛ и кому переплачивает

Сколько внутренне перемещенных лиц сейчас получают помощь государства? Какова общая сумма выплат?

За все время полномасштабной войны такую помощь получили 5 млн человек. В настоящее время такие выплаты получают около 2,5 млн ВПО. Это одна из самых больших программ Минсоца. В 2023 году на помощь ВПЛ предусмотрено 57 млрд грн. На следующий год ориентировочно такая же сумма. Это очень много.

Статус ВПЛ люди получают с 2014-го. Некоторые живут с ним уже десять лет. Это абсурдная ситуация, когда на человека на всю жизнь повесили этот ярлык. Далее государство создало льготы для этой категории граждан, затем поняло, что не может их обеспечивать и создает дополнительные преграды. Так, например, было с пенсиями для ВПЛ (начиная с 2014 года ВПЛ должны были проходить верификацию каждые шесть месяцев для получения пенсии, – Forbes ).

Сейчас мы не можем идти по тому же сценарию. Следует понимать цель предоставления выплат/льгот и сразу определять их термин. Сейчас ВПЛ могут получить выплаты только на шесть месяцев с возможностью продления еще на шесть при условии неудовлетворительного имущественного положения.

Цель таких выплат – реинтеграция человека на новой территории, но этот процесс не может продолжаться до бесконечности. За полгода человек может найти себе работу, во время войны это тем более необходимо делать. Разделяю позицию президента в том, что люди сейчас должны либо воевать, либо работать.

Далее человек может получать льготы, при необходимости по определенной категории – инвалидность, бедность и т.д. Но уже без привязки к ВПЛ. Министерство реинтеграции разрабатывает закон, чтобы ограничить статус ВПЛ до пяти лет.

ВПЛ получают 2000 грн и 3000 грн на ребенка. По какой логике начислялась эта сумма?

Исходили из дохода на семью. Традиционно – двое детей и двое взрослых. То есть, на семью мы получали около 10 000 грн. Это минимально достаточная сумма для съема жилья.

Действует программа «Прихисток», где владельцам, предоставлявшим жилье для ВПЛ, возвращали средства за оплату коммунальных услуг. Конечно, многодетные семьи или люди с инвалидностью получали свои выплаты дополнительно к выплатам ВПЛ.

Проверки Министерства показали, что не все получатели нуждались в дотациях от государства. Какое количество нарушений обнаружено?

В августе Кабмин внес изменения в постановление о выплатах ВПЛ. Если человек более 30 дней находится за границей без уважительных причин (лечение, командировка и т.п.), то он теряет право на выплаты.

Мы сверились с Государственной пограничной службой и прекратили выплаты тем, кто не отвечает новым критериям. Это около 112 тысяч человек. Для бюджета – уменьшение расходов ориентировочно на 400 млн в месяц. Пока такая верификация происходит постоянно.

Также ежемесячно мы проводим проверки людей, которые вернулись в свое постоянное жилье или имели собственное жилье. Таких было более 12 000. 9500 были обнаружены умершими. Еще у 9800 человек проживали на территории, которые находились под оккупацией или били близки к линии фронта, но сейчас там не ведутся активные боевые действия, а переезд не дает право на получение выплаты.

Люди, выехавшие за границу – не единственная категория. Например, сколько обнаружено людей, доход которых не нуждался в дотациях от государства?

Был случай, когда человек получал помощь от государства почти год и при этом приобрел Mercedes-Benz G 63 AMG 2023 года, стоимость которого более 9,5 млн грн.

Также зафиксировано около 250 человек, совершивших сделки на сумму более 100 000 грн. Еще 80 человек купили квартиры или земельные участки более чем на 100 000 грн.

Можно ли избежать этой ситуации, например, начать проверку быстрее?

Программа началась в первые дни войны, тогда никто не понимал, сколько она будет продолжаться и поэтому не ставили ограничений. Когда ситуация с ВПЛ стабилизировалась, мы начали запускать другие механизмы – ваучеры на обучение и переквалификацию, гранты на открытие собственного дела и т.д.

Формировать политику по ВПЛ – это компетенция Минреинтеграции. Насколько мне известно, они приняли решение провести проверки после прохождения зимы, которая в этом году была тяжелой из-за постоянных отключений света. Так что люди переезжали между областями. Далее два месяца постановление разрабатывалось, происходили общественные обсуждения и т.д. Потому вышли на эти сроки.

Оксана Жолнович /Артем Галкин

Министр социальной политики Оксана Жолнович. Фото Артем Галкин

Услуги вместо денег для ВПЛ и поддержка ветеранов

Если говорить о переходе ВПЛ на самообеспечение. Как здесь помогает государство?

Выплата во многих случаях не решает проблему человека. Обычно кроме этой выплаты человеку необходимо еще что-либо. Для ВПЛ – доступность жилья, содействие в поиске работы. Если это мама с ребенком – то детский садик, иначе она физически не сможет работать. Если человек в депрессии – психосоциальная поддержка; алкогольная или другая зависимость – секции, работающие с такой зависимостью; семья, где низкие родительские компетентности, нужен человек, который будет помогать и учить правильному поведению.

Задача Минсоца не только предоставить выплаты, но и развивать систему социальных услуг, которые помогут человеку выйти из сложных жизненных обстоятельств. Например, помочь адаптироваться к новым условиям жизни ветеранам, сопровождать людей с инвалидностью в трудоустройстве и на рабочем месте, помочь родителям повышать родительские компетенции для поддержки семьи и т.д.

Сколько на такой переход нужно времени?

Сейчас у нас нет института услуг. Закон о социальных услугах вступил в силу в 2020 году. Мы только на пути формирования этих институтов – начинаем нарабатывать стандарты.

В настоящее время проходит дискуссия с нардепами о необходимости превращения социальных учреждений в коммунальные предприятия, а также возможность закупки таких услуг не только у государства, но и частных предоставителей. Здесь нужны изменения в законодательство.

Сегодня у нас за услуги отвечают Территориальные центры обслуживания, которые нанимают парикмахера, сапожника и т.д., потому что так предписано. Как правило, ТЦО не ориентируются на нужды общины, а работают по прописанному стандартному перечню.

Мы уже начали расширять спектр услуг, например, добавили специалиста по психосоциальной поддержке и координатора волонтеров, который может объединять в общинах имеющийся ресурс и направлять его на необходимые потребности. Также уход за ВПЛ. Если ты даёшь прибавку на уход, а физически не предоставляешь инструментов, то это ничего не решит.

На 2024 год на социальные услуги заложили около 1 млрд грн. Речь идет о закупке услуг психосоциальной поддержки и социальной адаптации и восстановления, а также услуг по уходу и проживанию для ВПЛ и софинансировании поддержанного проживания по уходу за людьми, нуждающимися в этом. Но по нашим оценкам, чтобы внедрить социальные услуги по аналогам, которые имеются за границей, необходимо более 200 млрд грн.

Это средства не государственного, а местного бюджета. На местах они есть, но нет культуры их конкретной направленности. Другой вызов – нехватка более 7000 социальных работников по стране.

Полноценный переход на систему социальных услуг займет около пяти лет.

Еще одна льгота, вызывающая недоумение – так называемые «оздоровительные» путевки или оздоровительные выплаты для государственных служащих. Не целесообразно ли от этой практики отказаться?

Это компетенция Минэкономики. Мое мнение как человека, а не должностного лица, эти доплаты нужно оставить, пока не будет пересмотрена система выплат госслужащим. К примеру, в нашем министерстве – огромный кадровый голод, мы не можем закрыть большое количество должностей.

На госслужбе ответственность выше, а заработная плата ниже, чем в частных компаниях. Люди не хотят уходить на зарплату на условные 15 000 грн. В районах и областях эта цифра еще меньше.

Эта доплата выплачивается в размере одного должностного оклада и это не выходит за рамки трудовых отношений, ведь на частных предприятиях также есть «тринадцатая» зарплата.

Министерство несколько раз пыталось пересмотреть радиоактивные зоны и выплаты пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Почему этот процесс происходит так тяжело?

Он нуждается в различных экспертизах, которые должно провести Министерство окружающей среды и определить новый перечень радиоактивных зон. Только после этого Минсоц может пересмотреть свою поддержку.

Сейчас есть вопросы, касающиеся отдельной категории людей, которые регистрируются на территориях, подпадающих под радиоактивные, проживают там два года и затем претендуют на доплаты к пенсиям. Это неправильная история.

Их количество за период с января 2022 года по июль 2023-го увеличилось с 10 000 человек до 110 000, или в 11 раз. Средний размер повышения, определенного во исполнение судебных решений, в августе 2023 года составляет 10 100 грн. Соответственно, средний размер пенсионной выплаты у 110 000 неработающих пенсионеров составляет от 12 193 грн до 15 305 грн.

Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС должны получать поддержку, потому что они рисковали своей жизнью и здоровьем. Люди, которые пострадали и имеют инвалидность – тоже.

Сейчас в Украине более 1,6 млн человек, которые считаются пострадавшими в результате Чернобыльской катастрофы. В 2023-м соответствующие выплаты составляют 2,15 млрд грн. Приблизительно аналогичную сумму закладываем в 2024 году.

Какие механизмы и программы существуют для адаптации ветеранов?

Очень важно не сегрегировать людей. Нужно предоставлять все услуги, в которых ветеран нуждается, на уровне со всеми. Не надо создавать отдельные медучреждения, протезирование можно проводить в уже существующих, но по более высоким тарифам. Сейчас мы закладываем втрое больший тариф на протезирование военных, то же касается и пенсионных обеспечений, которые являются выше.

Ветераны должны получать все необходимые социальные услуги. Но также выделяем и специфические – социальное восстановление защитника и семьи ветерана. Ибо все члены семьи переживают большой стресс, а их быт и мышление трансформируются.

Мы ввели услугу социального восстановления, в рамках которой ветеран вместе со своей семьей сможет восстановиться под сопровождением психологов и социальных работников. Программа рассчитана на 10 дней.

Семья может обсудить все проблемные вопросы. Например, жены часто не понимают, что именно можно спрашивать у военных, а что не стоит, как вести себя в случае тревоги и агрессии.

Далее уже в общине можно получить дополнительно консультации психолога по необходимости.

Артем Галкин

Министр социальной политики Оксана Жолнович. Фото Артем Галкин

Индексация в 2024-м и накопительные пенсии в 2025-м

Три года тому назад страна перешла на монетизированные субсидии. Каков от этого эффект?

Мы имеем высокую финансовую дисциплину. 98% граждан, получающих субсидии, платят за коммунальные услуги в срок.

Чем индексация пенсий в этом году будет отличаться от следующего? Расскажите подробнее о балльной системе начисления?

Учитываем два критерия – количество лет, которые человек работал, и сумму уплачиваемых взносов. Далее сравниваем заработную плату со средней зарплатой, которая есть сейчас. Если равно – 10 баллов, меньше – 8 баллов, а если больше – 12 баллов. Баллы суммируются за все количество лет. По такой системе, если у человека 35 лет трудового стажа, то его пенсия будет не менее 40% от заработка.

Наименьшая индексация будет у людей, вышедших на пенсии в последние три года, потому что их выплаты соответствуют рынку. В отличие от людей, получивших пенсию в 2000-х годах. Если очень упрощенно, то человек получает начисление в соответствии с зарплатой, которую он получил в последние три года. Индексация пенсий производится на уровень инфляции согласно последним трем годам. То есть системно занижали пенсию такой категории граждан. И в результате у нас есть люди, получающие 2500 грн.

А люди с таким же стажем, вышедшие на пенсию в 2019 году, получают 5000 грн. Конечно, идеальный вариант проиндексировать пенсии всем, но на это нужно около 300 млрд грн. Это безумные деньги. У нас в 2024-м заложено всего 100 млрд грн.

Поэтому мы подтягиваем тех, кто получает меньше всего. Это около 60% от общего количества.

Целесообразно ли перечисление для тех категорий, у которых пенсии и так большие по сравнению с другими? Например, у судей, прокуроров и т.п.

В специальных пенсиях будем выделять страховую часть, которая будет исчисляться баллами. В настоящее время действует ограничение по индексации в 1500 грн.

В каждой стране есть политика поддержки определенных категорий, таких как военные, госслужащие, судьи, правоохранители и т.д. Ибо они претерпевают усиленное давление на протяжении своей деятельности.

Думаем над тем, как можно работать с надбавками к специальным пенсиям, исходя из экономической ситуации в стране. Но этот дизайн на начальном этапе.

Что нужно Украине для перехода на накопительную пенсионную систему?

Ориентируемся на 2025 год, чтобы сформировать весь дизайн накопительной пенсии. Есть договоренность, что мы не отяготим ни работодателя, ни работника. Повышения налога не последует.

Как вариант курс на накопление средств из Фонда безработицы, потому что там сейчас есть профицит. Согласно проекту бюджета на 2024-й, в следующем году в Фонд безработицы будет перечислено 10 млрд грн.

Также нам нужно создать Государственный фонд, который будет заниматься накоплениями. Первые три года средства будут поступать туда, потом будет возможность переходить на негосударственные фонды. Еще один вопрос – сохранение накоплений и защита от инфляции. Рассматриваются инвестиции в золото, ОВГЗ, ценные бумаги и т.д.

Это предварительный план, конечно, нам предстоит дискуссия в парламенте. Закон нужно принять до первой половины следующего года, чтобы в 2025 году уже был дизайн реформы.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине