На что государство намерено тратить средства, а на что не в 2024-м? Откуда Кабинет министров Украины будет брать деньги? На какой курс доллара и показатель инфляции он ориентируется? Депутат и глава бюджетного комитета Верховной Рады Роксолана Пидласа о ключевых параметрах правительственного проекта госбюджета на 2024 год
Сегодня Кабмин направил на рассмотрение Верховной Рады проект государственного бюджета Украины на 2024 год. Бюджет-2024 – это бюджет страны в состоянии войны, у которой есть один четкий приоритет – оборона. Средства на безопасность и оборону в проекте зафиксированы на уровне 2023-го – 1,69 трлн грн (21,6% от ВВП).
Забегая вперед, до конца сентября парламент примет очередные изменения в бюджет текущего года и увеличит общие расходы на оборону в этом году до 1,9 трлн грн.
На следующий год предусмотрены также расходы на оборонно-промышленный комплекс: 55,8 млрд грн на производство оружия и боеприпасов в Украине, и более 48 млрд грн – на производство дронов.
Общий объем расходов Государственного бюджета-2024 составляет 3,3 трлн грн. Это более чем в два раза превышает расходы украинского бюджета до полномасштабного вторжения.
Расходная часть
Новый бюджет планировался по принципу «каждая заработанная в Украине гривня – на победу», поэтому одно из наибольших отличий от сметы 2023 года – существенное сокращение расходов на инфраструктуру и строительство.
На 372 страницах норм и приложений не найти ни Госфонда регионального развития (в этом году закладывалось 2 млрд, которые затем были переданы Вооруженным силам Украины), ни исторического Дорожного фонда, ни инвестиционных проектов Минэкономики, в рамках которых осуществлялись мероприятия по ремонту/реконструкции объектов в государственной собственности.
Остается только так называемый Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии. В этом году это был масштабный инфраструктурный фонд с общим финансированием 62 млрд грн, которые поступали из двух источников: часть чистой прибыли НБУ (35,9 млрд грн) и конфискация российских активов (25,9 млрд грн).
По настоянию Международного валютного фонда Национальный банк теперь будет относить свою чистую прибыль в общий фонд государственного бюджета – всего 17,7 млрд грн. Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии будет наполняться только из конфискованного и проданного российского имущества.
Впрочем, вопрос о способности Фонда госимущества продать крупные объекты типа Николаевского глиноземного завода во время полномасштабной войны остается открытым. Есть все основания полагать, что восстановление в следующем году будет происходить преимущественно на средства международных партнеров.
Все непредсказуемые капитальные расходы, даже обслуживание дорог, в 2024-м предстоит финансировать из резервного фонда (44,8 млрд грн) по решению Кабмина.
Для поддержки бизнеса в 2024 году заложено почти 30 млрд грн по разным программам.
Революционна идея перенаправления части налога на доходы физических лиц из денежного обеспечения военнослужащих (прогноз – 96,3 млрд грн) из местных бюджетов в спецфонд госбюджета, а также сокращение нормы отчисления обычного НДФЛ до 60% для общин, как и заложено в действующем Бюджетном кодексе.
Такое предложение связано в первую очередь с тем, что обеспечение расходов обороны может происходить только из внутренних ресурсов (то есть средств, которые правительство заработало или одолжило на внутреннем рынке). На примере одного лишь увеличения расходов в 2023-м (+303 млрд грн) можно увидеть, что этого внутреннего ресурса не хватает.
Около 208 млрд грн правительство надеется привлечь посредством размещения военных облигаций, а на 26 млрд грн будут перевыполнены неналоговые поступления. Финансирование оставшихся 69 млрд грн остается под вопросом, поэтому Кабмин предлагает уже с 1 октября направить средства так называемого военного НДФЛ на нужды обороны.
Какими правительство видит курс, инфляцию и ВВП
На макроэкономическую ситуацию правительство смотрит достаточно положительно. В проект бюджета-2024 заложен рост ВВП на 5%, хотя МВФ был сдержан и прогнозировал на 2024 год рост реального ВВП Украины на 3,2%. Инфляция прогнозируется на уровне 10,8%. Минималка вырастет до 7100 грн, а с 1 апреля 2024-го – до 8000 грн.
Среднегодовой курс доллара США – 41,4 грн/$. Этот курс закладывается в бюджет для расчетов доходов и расходов. Вероятно, он будет отличаться от реального, особенно с учетом того, что с 24 февраля 2022 года в Украине действует фиксированный обменный курс (сейчас 36,6 грн/$).
По прогнозу Минфина, доходы государственного бюджета в 2024-м вырастут на 355,9 млрд грн, или на 25,6%. Ожидается, что больше всего вырастет:
- налог на доходы физических лиц и военный сбор – вместе на 132,7 млрд грн, или на 73,6%;
- налог на добавленную стоимость – на 130,7 млрд грн, или на 21%;
- налог на прибыль предприятий – на 62,8 млрд грн, или на 56,7%;
- акцизный налог – на 51 млрд грн, или на 35,3%.
Однако этого будет недостаточно для того, чтобы профинансировать все расходы в следующем году. Дефицит госбюджета закладывается на уровне 1,6 трлн грн – это на 74,2% больше, чем фактический дефицит в 2022 году. Правительство при поддержке парламента намерено вести переговоры о получении иностранной помощи в размере около $43 млрд. Основными партнерами Украины будут оставаться США и ЕС. От них правительство ожидает поддержки в размере $12-13 млрд и 18 млрд евро соответственно.
Когда и как Верховная Рада будет принимать госбюджет
Не позднее 20 октября должно состояться рассмотрение государственного бюджета Верховной Радой в первом чтении, а до 1 декабря – голосование в целом. В прошлом году Верховная Рада приняла госбюджет на 2023 год преждевременно – 3 ноября. Надеюсь, что в этом году процесс повторится. Это нужно для того, чтобы правительство могло начать переговоры о привлечении финансирования иностранных партнеров как можно раньше.
Ожидаю жарких дискуссий в парламенте при принятии сметы на 2024 год. В частности, относительно перенаправления «военного НДФЛ» в государственный бюджет и фактическую ликвидацию дорожного фонда, против которых выступают органы местного самоуправления.
Кроме того, нардепы будут искать пути увеличения всевозможных расходов. К примеру, в 2022-м представлены поправки совокупно на 87 трлн грн. Однако в условиях, когда дефицит государственного бюджета равен целой расходной части бюджета до войны, а государственный долг достигает 78,5% ВВП, вероятность значительного увеличения расходов на какие-то нужды, кроме обороны, остается призрачной.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.