Категория
Деньги
Дата

Не на дороги, а на дроны и с оптимизмом по налогам. Читаем проект госбюджета-2024 с главой бюджетного комитета ВР Роксоланой Пидласой

Роксолана Підласа: «Новий бюджет планувався за принципом «кожна зароблена в Україні гривня – на перемогу»». /из личного архива

Роксолана Пидласа: «Новый бюджет планировался по принципу «каждая заработанная в Украине гривня – на победу»». Фото из личного архива

На что государство намерено тратить средства, а на что не в 2024-м? Откуда Кабинет министров Украины будет брать деньги? На какой курс доллара и показатель инфляции он ориентируется? Депутат и глава бюджетного комитета Верховной Рады Роксолана Пидласа о ключевых параметрах правительственного проекта госбюджета на 2024 год

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Сегодня Кабмин направил на рассмотрение Верховной Рады проект государственного бюджета Украины на 2024 год. Бюджет-2024 – это бюджет страны в состоянии войны, у которой есть один четкий приоритет – оборона. Средства на безопасность и оборону в проекте зафиксированы на уровне 2023-го – 1,69 трлн грн (21,6% от ВВП).

Забегая вперед, до конца сентября парламент примет очередные изменения в бюджет текущего года и увеличит общие расходы на оборону в этом году до 1,9 трлн грн.

На следующий год предусмотрены также расходы на оборонно-промышленный комплекс: 55,8 млрд грн на производство оружия и боеприпасов в Украине, и более 48 млрд грн – на производство дронов.

Общий объем расходов Государственного бюджета-2024 составляет 3,3 трлн грн. Это более чем в два раза превышает расходы украинского бюджета до полномасштабного вторжения.

Расходная часть

Новый бюджет планировался по принципу «каждая заработанная в Украине гривня – на победу», поэтому одно из наибольших отличий от сметы 2023 года – существенное сокращение расходов на инфраструктуру и строительство.

На 372 страницах норм и приложений не найти ни Госфонда регионального развития (в этом году закладывалось 2 млрд, которые затем были переданы Вооруженным силам Украины), ни исторического Дорожного фонда, ни инвестиционных проектов Минэкономики, в рамках которых осуществлялись мероприятия по ремонту/реконструкции объектов в государственной собственности.

Остается только так называемый Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии. В этом году это был масштабный инфраструктурный фонд с общим финансированием 62 млрд грн, которые поступали из двух источников: часть чистой прибыли НБУ (35,9 млрд грн) и конфискация российских активов (25,9 млрд грн).

По настоянию Международного валютного фонда Национальный банк теперь будет относить свою чистую прибыль в общий фонд государственного бюджета – всего 17,7 млрд грн. Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии будет наполняться только из конфискованного и проданного российского имущества.

Впрочем, вопрос о способности Фонда госимущества продать крупные объекты типа Николаевского глиноземного завода во время полномасштабной войны остается открытым. Есть все основания полагать, что восстановление в следующем году будет происходить преимущественно на средства международных партнеров.

Все непредсказуемые капитальные расходы, даже обслуживание дорог, в 2024-м предстоит финансировать из резервного фонда (44,8 млрд грн) по решению Кабмина.

Для поддержки бизнеса в 2024 году заложено почти 30 млрд грн по разным программам.

Революционна идея перенаправления части налога на доходы физических лиц из денежного обеспечения военнослужащих (прогноз – 96,3 млрд грн) из местных бюджетов в спецфонд госбюджета, а также сокращение нормы отчисления обычного НДФЛ до 60% для общин, как и заложено в действующем Бюджетном кодексе.

Такое предложение связано в первую очередь с тем, что обеспечение расходов обороны может происходить только из внутренних ресурсов (то есть средств, которые правительство заработало или одолжило на внутреннем рынке). На примере одного лишь увеличения расходов в 2023-м (+303 млрд грн) можно увидеть, что этого внутреннего ресурса не хватает.

Около 208 млрд грн правительство надеется привлечь посредством размещения военных облигаций, а на 26 млрд грн будут перевыполнены неналоговые поступления. Финансирование оставшихся 69 млрд грн остается под вопросом, поэтому Кабмин предлагает уже с 1 октября направить средства так называемого военного НДФЛ на нужды обороны.

Крупнейшие статьи расширения расходов госбюджета-2024

Крупнейшие статьи расширения расходов госбюджета-2024

Какими правительство видит курс, инфляцию и ВВП

На макроэкономическую ситуацию правительство смотрит достаточно положительно. В проект бюджета-2024 заложен рост ВВП на 5%, хотя МВФ был сдержан и прогнозировал на 2024 год рост реального ВВП Украины на 3,2%. Инфляция прогнозируется на уровне 10,8%. Минималка вырастет до 7100 грн, а с 1 апреля 2024-го – до 8000 грн.

Среднегодовой курс доллара США – 41,4 грн/$. Этот курс закладывается в бюджет для расчетов доходов и расходов. Вероятно, он будет отличаться от реального, особенно с учетом того, что с 24 февраля 2022 года в Украине действует фиксированный обменный курс (сейчас 36,6 грн/$).

По прогнозу Минфина, доходы государственного бюджета в 2024-м вырастут на 355,9 млрд грн, или на 25,6%. Ожидается, что больше всего вырастет:

  • налог на доходы физических лиц и военный сбор – вместе на 132,7 млрд грн, или на 73,6%;
  • налог на добавленную стоимость – на 130,7 млрд грн, или на 21%;
  • налог на прибыль предприятий – на 62,8 млрд грн, или на 56,7%;
  • акцизный налог – на 51 млрд грн, или на 35,3%.

Однако этого будет недостаточно для того, чтобы профинансировать все расходы в следующем году. Дефицит госбюджета закладывается на уровне 1,6 трлн грн – это на 74,2% больше, чем фактический дефицит в 2022 году. Правительство при поддержке парламента намерено вести переговоры о получении иностранной помощи в размере около $43 млрд. Основными партнерами Украины будут оставаться США и ЕС. От них правительство ожидает поддержки в размере $12-13 млрд и 18 млрд евро соответственно.

Когда и как Верховная Рада будет принимать госбюджет

Не позднее 20 октября должно состояться рассмотрение государственного бюджета Верховной Радой в первом чтении, а до 1 декабря – голосование в целом. В прошлом году Верховная Рада приняла госбюджет на 2023 год преждевременно – 3 ноября. Надеюсь, что в этом году процесс повторится. Это нужно для того, чтобы правительство могло начать переговоры о привлечении финансирования иностранных партнеров как можно раньше.

Ожидаю жарких дискуссий в парламенте при принятии сметы на 2024 год. В частности, относительно перенаправления «военного НДФЛ» в государственный бюджет и фактическую ликвидацию дорожного фонда, против которых выступают органы местного самоуправления.

Кроме того, нардепы будут искать пути увеличения всевозможных расходов. К примеру, в 2022-м представлены поправки совокупно на 87 трлн грн. Однако в условиях, когда дефицит государственного бюджета равен целой расходной части бюджета до войны, а государственный долг достигает 78,5% ВВП, вероятность значительного увеличения расходов на какие-то нужды, кроме обороны, остается призрачной.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине