Бывший министр экологии Николай Злочевский смог избежать реального тюремного срока, пойдя на соглашение со следствием по делу о взятке в $6 млн. Но его фамилия, вероятно, еще не раз будет попадать на первые полосы медиа, особенно в Соединенных Штатах. Как состоятельный чиновник времен Януковича стал действующим лицом в борьбе между Дональдом Трампом и Джо Байденом за кресло президента США
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Фигура не слишком публичного экс-министра экологии и одного из самых богатых украинцев Николая Злочевского, 57, в последние несколько недель успела попасть на первые полосы как мировых, так и украинских медиа.
Причины внимания криминальные. 20 июля один из сенаторов-республиканцев обнародовал конфиденциальный документ ФБР со свидетельствами анонимного источника о $10 млн взятки, которую Злочевский якобы уплатил Джо Байдену и его сыну Гантеру. 1 августа уже в Украине Высший антикоррупционный суд утвердил соглашение следствия с бизнесменом по делу о попытке подкупить руководство НАБУ и САП за $6 млн. Экс-чиновника признали виновным, он отделался штрафом в 68 000 грн и «донатом» в 660 млн грн на нужды для ВСУ.
Как экс-чиновник президента Виктора Януковича оказался на пересечении большой международной истории и почему он смог избежать заключения в Украине?
Украинская взятка Злочевского
По делу о взятке для САП и НАБУ Злочевский находился в розыске с июня 2020 года. Тогда в ходе операции НАБУ был задержан руководитель группы компаний, аффилированной с экс-министром, и еще несколько человек, по версии следствия, пытавшихся подкупить руководство антикоррупционных органов.
Деньги назначались за прекращение уголовного производства по подозрению экс-министра экологии, досудебное расследование в котором осуществляли детективы НАБУ. Эпизод касается вероятной причастности Злочевского к завладению средствами стабилизационного кредита НБУ, выданного Реал Банку (подконтрольного в то время должностным лицам времен Януковича), и легализации этих средств.
В дальнейших судебных процессах Злочевский участвовал только дистанционно (большинство времени бизнесмен проводит в ОАЭ). В конце концов он признал вину и согласился на соглашение со следствием, оплатив 500 млн грн для проекта «Армия дронов» и закупив оборудование для ВСУ более чем на 160 млн грн. Также на нужды армии пошла собственно взятка – около 160 млн грн, уточняет юрист Центра противодействия коррупции (ЦПК) Вадим Валько.
Решение по соглашению по Злочевскому трудно назвать однозначным успехом следствия, но и «изменой» оно тоже не является, считает Валько. «Ему инкриминировали передачу неправомерной выгоды должностному лицу, занимающему особое положение, но доказательств этому у следствия фактически не было, – объясняет юрист ЦПК. – Был большой риск, что его оправдают, поэтому несколько месяцев назад прокуратура изменила квалификацию на злоупотребление влиянием».
По новой квалификации Злочевскому грозил штраф от 17 000 грн до 68 000 грн, лишение свободы до двух лет или ограничение свободы от двух до пяти лет, уточняет Валько. «То есть максимально он мог получить два года тюрьмы, – говорит он. – Учитывая, что, по разной информации, Злочевский находится либо в Монако, либо в Швейцарии, экстрадировать его сложно. Поэтому по этому делу нет на 100% хорошего решения».
Не откроет ли этот кейс путь для других чиновников для сравнительно мягкого выхода из-под расследований о масштабном взяточничестве или коррупции? В большинстве случаев – нет, уверен Валько. По Злочевскому это стало возможным из-за отсутствия тяжкого преступления и нанесения ущерба государству, отмечает он. «Если мы возьмем дела Насирова, Мартыненко, Онищенко, там речь идет об особо тяжких преступлениях и ущербе государству, – объясняет Валько. – В таких делах соглашения невозможны».
Злочевский, Гантер Байден и Дональд Трамп
Несмотря на три последних года в статусе подозреваемого, Злочевский сохранил место в топ-20 самых богатых украинцев по версии Forbes. По результатам 2020-го его состояние оценивалось в $500 млн. Его ключевой актив – газодобывающая компания Burisma, имеющая десятки скважин по всей стране – не раскрывает производственные и финансовые показатели, однако рекордные цены на газ позволяли в прошлом году, даже несмотря на войну, не замораживать бурение и разведку.
Именно в Burisma кроются связи, периодически приводящие Злочевского на первые полосы мировых СМИ. В 2014-м в наблюдательный совет компании вошел сын тогдашнего вице-президента США Джо Байдена Гантер. Украинскому экс-министру такое назначение потребовалось, чтобы улучшить репутацию в западных странах, писало издание FT. Также в совет Burisma входили, например, экс-президент Польши Александр Квасьневский и инвестбанкир с опытом в Merrill Lynch и Morgan Stanley Алан Эптер.
Мотивы для улучшения имиджа у Злочевского были. В апреле 2014 года британское Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO) заморозило $23 млн на счетах Злочевского по делу по поиску $100 млрд активов, которые могли вывести из Украины Янукович и его окружение. Вскоре арест был отменен. «Прокуроры вместо того, чтобы предоставить Великобритании необходимые для конфискации активов документы, направили адвокатам Злочевского письма, в которых засвидетельствовали, что против него не возбуждено ни одного дела», – цитировало тогда посла США в Украине Джеффри Пайетта The New York Times. Вскоре после этого средства перебросили на Кипр.
При чем здесь Джо Байден и его сын? В 2016-м после визита Байдена-старшего в Киев украинские власти уволили генпрокурора Виктора Шокина, что было одним из требований американского чиновника. Но не только его: к Шокину были вопросы и ряда других международных партнеров Украины.
Так или иначе, спустя время после этого большинство дел против Burisma и Злочевского в Украине было закрыто. Эту связь событий в предвыборной кампании пытался использовать экс-президент США Дональд Трамп, который провел ради этого несколько телефонных разговоров с только что избранным президентом Украины Владимиром Зеленским. Это чуть не стоило ему кресла. От импичмента в 2019-м его спасло только республиканское большинство в Конгрессе.
Что стало известно сейчас? Документ, обнародованный республиканцами в конце июля, якобы доказывает содействие Джо Байдена Burisma. Впрочем, он основан на показаниях анонимного источника. Он утверждает, что Злочевский рассказал, что его заставляли заплатить Байденам. В документе говорится, что Злочевский заплатил $5 млн «одному Байдену» и $5 млн «другому Байдену», но конкретно имена Джо или Гантер не упоминаются, описывает это дело Bloomberg.
В 2019-м и 2020-м союзник Трампа Руди Джулиани провел интервью со Злочевским, в котором украинец отрицал какие-либо обвинения в отношении Байденов. Он четко сказал, что никто в «Бурисме» не контактировал с бывшим вице-президентом Байденом или его представителями, пока тот был в кабинете, а Гантер – в совете компании. Злочевский также возразил, что бывший вице-президент Байден или его работники «каким-любо образом» помогали ему, Злочевскому или «Бурисме», напоминает WSJ.
Впрочем, вероятно, это не последний эпизод по этому делу, которое попадает в публичное поле с приближением выборов президента США в 2024-м. «Удивительно, что республиканцы продолжают поддерживать давно опровергнутые утверждения», – заявил пресс-секретарь Белого дома Иэн Самс, комментируя последнюю публикацию.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.