Глава НБУ Андрей Пышный на монетарном брифинге сообщил, что Национальный банк снижает учетную ставку на четыре п.п. – до 16%. Forbes Ukraine попросил руководителя аналитического отдела Concorde Capital Александра Паращия объяснить влияние такого решения на экономику Украины
Национальный банк 26 октября принял, пожалуй, наиболее контроверсионное решение по учетной ставке в своей истории.
Прописными буквами он написал, что уменьшил ее на целых четыре пункта – с 20% до 16%. Но мелким шрифтом в сообщении мы читаем, что, кроме этой ставки, ничего в стране не изменилось. Ведь учетная ставка – это не просто число, это ориентир, к которому напрямую привязаны ставки операций НБУ с банками. Однако банковские ставки остались на прежних уровнях.
Так, банки и дальше могут размещать свои свободные средства в НБУ под 16–20%, а одалживать у НБУ и дальше могут только под 22%.
Это очень похоже, как некоторые банки рекламируют свои кредиты с нулевой ставкой, но мелким шрифтом уточняют, что реальная эффективная ставка может достигать 5000%.
С таким же успехом (и это, наверное, было бы лучше для правительства) НБУ мог снизить ставку не до 16%, а до 0%. Все равно следствием этого решения будет подорвано доверие к учетной ставке как основному инструменту денежно-кредитной политики НБУ.
Вернуть доверие, вероятно, удастся только путем переименования этого инструмента, например, на ключевую ставку.
Что хотел НБУ «сказать» этим решением
Похоже, что НБУ принимал это решение под большим давлением. Давлением со стороны экспертов и бизнеса, которые уже давно требуют радикального уменьшения учетной ставки (хотели – получите).
Давление со стороны банков, которые все еще не готовы зарабатывать на гривневых инструментах меньше (и не будут – разрешил Нацбанк). Давление со стороны Минфина, которое не готово платить высоченные проценты по гривневому долгу (ну, по крайней мере, для существенной части ОВГЗ, в размере 280 млрд грн, ставки все же снизились на 4 п.п.). Вроде бы каждый что-то свое получил.
Основная же причина такого решения НБУ (которое состоит в неизменяемости ставок на рынке) – это, очевидно, желание обеспечить «курсовую устойчивость» гривни. Ведь в начале октября НБУ уже задекларировал переход от фиксированного курса доллара в Украине к «управляемой гибкости» этого курса, что сразу напугало большое количество бизнесменов.
И хотя этот испуг быстро прошел (так как все убедились, что ничего в курсовой политике НБУ не изменилось), ожидание обесценивания гривни такое решение точно усилило. Соответственно, у Нацбанка есть опасения, что снижение депозитных ставок в банках уже сегодня заставит людей активно скупать доллары. Справедливы ли эти опасения или нет – иной вопрос.
Но как и в течение последних двух лет, НБУ считает, что «курсовая устойчивость» (что бы это ни означало) более важна, чем негативные последствия высоких ставок на рынке.
Ну, а самый влиятельный оппонент политики высоких ставок Нацбанка Министерство финансов получило сатисфакцию – для Минфина расходы по долгу заметно снизятся.
Итак, дальше мы увидим курсовую устойчивость – и это хорошая новость. Ставки по коротким депозитам (до трех месяцев включительно) будут оставаться высокими, валюту никто скупать не будет.
Учетная ставка будет снижаться быстрее. Who cares?
Кроме «уменьшения» учетной ставки, Нацбанк еще и снизил прогноз по этой ставке. Если раньше НБУ видел ставку на уровне 18% в конце 2023-го, 16% в конце 2024-го и 12% в конце 2025 года, то сейчас регулятор видит эти ставки значительно ниже (15%, 15% и 11% соответственно) .
В теории это означает, что ожидания по ставке улучшились, следовательно, и ставки по длинным (1-3-летним) депозитам и ОВГЗ тоже должны снизиться. Но поскольку Нацбанк уже подорвал доверие к учетной ставке как адекватному ориентиру «рыночных» процентных ставок, то не факт, что такие изменения ожиданий сработают.
Что делать
Если суммировать, то несколько неловкие действия НБУ были направлены на решение двух вопросов:
- проблемы высоких процентных расходов Минфина;
- обеспечение курсовой устойчивости.
Последнее означает, что Нацбанк четко декларирует направление всех своих усилий на то, чтобы заработок на гривневых депозитах был выше ожидаемого заработка на «инвестициях» в доллары. И именно это является фокусом всей процентной политики НБУ. Это то, что Нацбанку действительно удается делать за последний год.
Такая политика Нацбанка будет успешной, пока Украина получает значительную международную финансовую помощь. Пока идет война и поступает международная помощь, НБУ контролирует и ставки на рынке, и курс доллара.
Это означает, что:
- вкладывать свободные средства в такое время нужно в гривневые активы (депозиты на ОВГЗ), ведь они будут приносить большую доходность, чем долларовые;
- одалживать в такое время (в том числе правительству) лучше в долларах, ведь так можно будет сэкономить.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.