Сегодня, 15 сентября, Кабинет министров Украины принял проект государственного бюджета на 2024 год. По просьбе Forbes Ukraine руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий проанализировал самые актуальные статьи
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Адекватность расходной части
Расходная часть госбюджета на 2024 год выглядит ниже фактических данных за семь месяцев текущего 2023-го. Это уже подвергает сомнению адекватность такого прогноза. Наибольшее уменьшение в проекте сметы государства на 2024 год – именно в расходах на оборону и безопасность.
Похоже, что занижение таких плановых расходов – особенность бюджетирования военного времени. Например, фактические данные по расходам на оборону и безопасность за семь месяцев 2023-го вдвое выше (в среднемесячном измерении), чем первоначальный план на 2023 год, согласованный в прошлом году. Ведь значительная часть расходов на оборону и безопасность финансируется за счет внешней военной помощи, о которой проект бюджета ничего не упоминает. А по факту такая помощь приходит и уже в реальном времени увеличивает оборонные расходы вместе с доходами госбюджета.
Из расходов, на которых в 2024-м правительство сможет сэкономить – это расходы на обслуживание долга. Очень вероятно, что по факту они будут примерно на 30-35% ниже плана, поскольку, как известно, правительство должно в начале 2024 года провести переговоры с внешними частными кредиторами о реструктуризации долга.
Доходная часть под вопросом
Значительно больше неопределенности относительно плана государства на 2024-й в доходной части. Уже «традиционно» не закладываются самые большие источники доходов бюджета – международные гранты и «собственные поступления бюджетных учреждений».
Эти две статьи, которые отсутствовали в проекте бюджета на 2023 год (как и на 2024-й) принесли за семь месяцев 2023 года больше поступлений (98 млрд грн), чем все налоги вместе взятые (88 млрд грн).
Продолжение такой практики планирования бюджетных доходов означает, что и следующий год останется полным сюрпризов в части фактических поступлений в государственный бюджет.
Но сколько бы доходов ни приносили бюджету наши западные партнеры, нам все равно нужно пытаться рассчитывать на свои силы. Хотя бы для того, чтобы показать партнерам возможность себя обеспечивать, а также не давать им поводов упрекать, что это они, а не мы, финансируем украинское государство.
Налоговый план
Анализируя заложенные в проекте бюджета на 2024 год налоговые поступления, следует начинать с налогооблагаемой базы, то есть макроэкономических предположений, которые закладываются в бюджет.
Здесь есть самая большая проблема, потому что эти предположения занижают ВВП Украины на 2023 год и завышают планы на 2024 год. Таким образом, создается впечатление, что в следующем году экономика Украины вырастет на 23% в гривневом эквиваленте. Это позволит правительству увеличить налоги как минимум на такую же сумму.
Но пока оснований для такого роста в 2024 году не так много, если только Министерство финансов не рассчитывает на огромную инфляцию и девальвацию гривни.
Тем не менее, план налоговых поступлений бюджета на 2024 год не выглядит абсолютно нереалистичным. Настораживает лишь существенный рост доходов от НДФЛ – но это очевидно связано с планом правительства перераспределить налог на доходы военных в пользу государственного бюджета за счет местных (свыше 90 млрд грн).
При этом, похоже, что в бюджете на следующий год есть определенный потенциал роста рентных сборов на недра, ведь план с этих сборов значительно ниже фактических данных 2023 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.