Президент поручил заместителю председателя ОП Ростиславу Шурме решить проблему давления государственных органов на бизнес и создать отдельный орган, отвечающий за такие дела. Для этого представители правоохранительных органов, Шурма и бизнесмены провели десять встреч. Есть ли результаты и приблизилось ли государство к решению проблем предпринимателей?
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
С момента июньской встречи бизнеса с Владимиром Зеленским ОП десять раз собирал у себя предпринимателей, которые испытывали проблемы из-за давления со стороны государственных структур.
Два месяца назад президент поручил функционерам ОП создать координационную платформу с участием бизнеса, представителей Минэкономики и правоохранительных органов. Модерировать этот процесс должны были заместители руководителя Офиса Зеленского Ростислав Шурма (экономические вопросы) и Олег Татаров (правоохранительный блок).
- Категория
- Мир
- Дата
Другая идея – «единственный орган проверок» для бизнеса, озвученный самим Зеленским. В недавнем интервью он подтвердил, что не отказывается от нее.
Получил ли бизнес что-нибудь, кроме обещаний? «На «платформе» рассмотрели кейсы трех десятков компаний», – говорит Шурма. Что это дало и как государство планирует трансформировать свою инфраструктуру для отношений с предпринимателями?
Что о встрече в ОП думает Шурма и бизнес
Шурма, 39, который, несмотря на отсутствие четко обозначенных полномочий, занимается в ОП достаточно широким кругом вопросов от энергетики до налоговой реформы, отмечает, что результатом регулярных встреч с бизнесом должны стать два трека.
- Первый – законодательные изменения, основанные на фидбеке от предпринимателей, чтобы сделать невозможным или хотя бы уменьшить давление государства на них.
- Второй – точечная помощь конкретным бизнесменам, имеющим некоторые неоправданные проблемы с силовиками или другими госструктурами.
«Мы помогли бизнесу, где была возможность, хоть нас и критиковали за «ручной режим», – говорит Шурма. Из трех десятков компаний, находившихся на встречах в ОП, жалобы на произвол со стороны государства имели основания примерно в половине случаев, уточняет он. В остальном ситуация неоднозначная и кое-где не в пользу самих предпринимателей, добавляет Шурма.
Кому помогли контакты в ОП? Положительный отзыв дает компания Risoil, которая строила двусторонний пирс для сверхбыстрой перевалки агропродукции в порту «Черноморск» за 1,5 млрд грн, но столкнулась с многочисленными уголовными производствами по инициативе местных правоохранителей.
«Подтверждаем эффективность формата взаимодействия бизнеса и власти, инициированного президентом Зеленским», – говорится в письменном ответе пресс-службы Risoil.
По состоянию на данный момент большинство уголовных производств по проекту закрыто, в компании рассчитывают, что вскоре будут закрыты и все остальные дела.
В ОП помогли решать и проблему компании «Олам-Украина», которая занимается экспортом зерна и сухих молочных продуктов, говорит руководитель зернового направления компании Алексей Пахомов. Вопрос касался уголовного дела, закрытого два года назад и недавно возобновленного силовиками.
«Наш основной вопрос был детально рассмотрен компетентными органами и успешно решен», – отмечает Пахомов.
Через две недели после встречи в ОП нам удалось через суд разблокировать счета, рассказывает соучредитель инвестиционной группы компаний Time Радислав Ткаченко. Сейчас общения с координационной платформой в ОП у компании нет. Правоохранители в рамках уголовного дела пока не обращались и не приглашали на допросы, но работа там идет, добавил предприниматель.
«Как все шло после того, как нам обещали помочь, показывает, что ждать объективного расследования не приходится, – говорит Ткаченко. – Мы готовимся к тому, что нам придется отбиваться».
Два других участника «платформы» ОП, пожелавшие сохранить анонимность из-за опасений относительно давления на свой бизнес, пока не получили результатов. Один из них сказал, что его проблему пока не разрешили. Другой собеседник отметил, что после встречи больше не имел контактов с Офисом Президента.
Возможны изменения в законах и формате работы
Последняя встреча в ОП состоялась 31 августа, рассказывает председатель совета Федерации работодателей и один из лидеров платформы для противостояния давлению правоохранителям Манифест 42 Дмитрий Олейник. Он передал функционерам Офиса Зеленского предложения по законодательным изменениям, которые должны помочь снизить давление силовиков на бизнес.
Что предлагают?
- До завершения военного положения запретить блокирование счетов и обыски по хозяйственным делам без письменного согласия руководителя органа досудебного расследования, занимающегося делом.
- Запретить правоохранителям использовать хозяйственные споры между субъектами хозяйствования как повод к возбуждению уголовных дел.
- Ввести компенсации государством ущерба бизнесу, в том числе расходы на юридическую защиту, от действий правоохранителей, если они в итоге будут признаны незаконными.
«Бизнес всегда отвечает перед государством, – говорит Олейник из Федерации работодателей. – А государство и, в частности, правоохранители ответственности за незаконные действия не несут». Эти правила не должны касаться уголовных дел по национальной безопасности, уточнил Олейник. Еще одно предложение – привлечь к заседаниям «платформы» в ОП представителей бизнес-ассоциаций, бизнес-омбудсмена и Минюста.
«Практически по каждому из пунктов я почувствовал положительную реакцию и желание прорабатывать их в законодательном поле», – отмечает Олейник.
Почувствовали ли улучшение бизнес-ассоциации
Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст
В 2023 году уголовное преследование бизнеса значительно усилилось по сравнению с двумя предыдущими годами, говорится в письменном комментарии главы Центра защиты бизнеса Союза украинских предпринимателей (СУП) Анастасии Гурской.
СУП не входит в координационную платформу при Офисе президента, но регулярно проводит встречи с Офисом Генерального прокурора и налоговыми органами для выяснения ситуации и нахождения эффективных и законных способов защиты компаний, говорит Гурская. Два месяца (прошедшие после встречи с Зеленским, – Forbes ) – слишком малый срок для выводов о существенных изменениях, считает она.
Президент Американской торговой палаты Энди Гундер, который был на первой встрече с президентом, констатирует, что для компаний объединения по-прежнему важны верховенство права, реальная и эффективная судебная реформа, равные правила игры на рынке, борьба с теневой экономикой и предсказуемость.
«Мы видим огромный запрос на справедливость и хотели бы объединить усилия бизнеса и правительства и видеть реальные сдвиги в этих вопросах, которых пока не произошло», – отмечает Гундер.
Европейская бизнес ассоциация (ЕБА), периодически контактирующая по проблемным для бизнеса вопросам с ОП и другими государственными институтами, пока тоже не видит существенных изменений в вопросе давления на бизнес ни в одну сторону, сообщает исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко. «Этот вопрос активно обсуждается на встречах, в медиа и бизнес-кругах, поэтому мы очень надеемся все же скоро увидеть положительные сдвиги, что очень серьезно влияет на имидж Украины, инвестиционный и бизнес-климат в стране», – рассказывает Деревянко.
Три вместо одного, какие органы будут отвечать за проверки бизнеса
Идея Зеленского о едином органе, концентрирующем в себе функции всех проверок бизнеса, пока далека от реализации. Объединить проверки бизнеса на уровне одного органа не получится, нужно привлечь два-три государственных органа, признает Шурма.
Одна из возможных опций – объединить в одну структуру разные инспекции. «Мы уже подготовили концепцию консолидации в едином органе около десяти инспекций, чтобы на одно предприятие не бегали, условно, рыбинспекция, водинспекция, эко-инспекция, лесная и так далее», – отмечает заместитель руководителя ОП.
В Украине действуют более 30 госорганов, которые могут проводить проверки бизнеса, говорит нардеп из экономического комитета Верховной Рады Галина Янченко.
Другое дело – сосредоточить полномочия и подследственность по экономическим преступлениям. В ОП уже готовят законопроект об усилении возможностей Бюро экономической безопасности (БЭБ), который, вероятно, представят на следующей неделе, сообщает Шурма.
Собственно, в этом и заключалась идея создания БЭБ. Бюро должно было забрать у других правоохранительных органов возможность расследовать экономические преступления или открывать дела против бизнесменов, напоминает Янченко. «На практике с появлением БЭБ таких органов стало на один больше», – говорит депутат.
Не только закон. Три проблемы БЭБ
Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст
Для того чтобы БЭБ стал единственным органом, расследующим дела бизнеса, ему нужно решить ряд проблем.
Во-первых, укомплектовать штат. В центральном аппарате бюро работают 456 сотрудников, а в регионах – 372 сотрудника, отмечал в июне в интервью Forbes заместитель генпрокурора Дмитрий Вербицкий. К примеру, в Нацполиции, ведущей большинство дел, связанных с бизнесом, более 119 000 сотрудников, отмечает нардеп Янченко. В бывшей налоговой милиции работало более 5000 человек, уточнял Вербицкий.
Во-вторых, найти постоянного руководителя. За последние полгода в БЭБ сменилось три директора. «В таких условиях нельзя говорить о стабильной и эффективной работе бюро», – объясняет Янченко.
В-третьих, разобраться с финансированием, которого БЭБ не хватает. «Есть консенсус с премьер-министром, что БЭБ нужно перезагрузить и обеспечить им финансирование», – говорит Шурма. Он не уточнил, о каких именно параметрах дофинансирования идет речь, но обещает, что процесс перезапуска БЭБ будет прозрачным.
Нравится ли идея «единого центра проверок» бизнеса? Первое и основное для предпринимателей – если такой орган и будет, он должен работать честно, прозрачно и не давить на бизнес, говорит Деревянко из ЕБА.
«На кого будут возложены такие функции – не столь принципиально, – отмечает она. – Однако, если это будет БЭБ, важна его полная перезагрузка». Речь идет об избрании и назначении эффективного руководителя по прозрачному конкурсу, формировании команды не из состава бывшей налоговой милиции и предоставлении органу действительно аналитических полномочий, перечисляет Деревянко.
«К нынешним подходам БЭБ у бизнеса возникает немало вопросов», – констатирует она.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.